Отпевание генерала Ефремова: молитва о том, кто не предал
Через почти семьдесят лет после того, как в окружении под Вязьмой застрелился генерал Михаил Ефремов – герой битвы за Москву, дважды отказавшийся спасти свою жизнь, оставив солдат, в Тарусе 5 декабря проходит его церковное отпевание. Инициатор прошения об отпевании Александр Щипков считает образ Ефремова противоположностью фигуре генерала Власова – и рассказывает "ТД", почему в день отпевания генерала для него закончится гражданская война.
Отпевание самоубийцы?
Российский социолог религии, главный редактор портала "Религия и СМИ" Александр Щипков стал инициатором обращения к Святейшему Патриарху Кириллу с прошением об отпевании генерала Михаила Ефремова. Препятствия к отпеванию, казалось бы, очевидны: во-первых, генерал застрелился, а даже нецерковные люди знают, что самоубийц в церкви не поминают. Во-вторых, мог ли красный генерал, участвовавший в Гражданской войне на стороне красных, быть христианином? Александр Щипков рассказывает, как возникла первая мысль об отпевании:
Мы – прихожане храма святых апостолов Петра и Павла в Тарусе, где родился генерал Ефремов поставили ему памятник в бронзе. Это бюст с надписью: "Не предавшему Родину и солдат". Но однажды я подумал: мы печёмся о памятнике, а ведь я ни разу не подавал за него поминовение на литургию. И в храме я написал записку на проскомидию, потом на панихиду, даже не задумываясь о том, отпет ли раб Божий Михаил Ефремов. Потом я позвонил его внуку Вячеславу Михайловичу Ефремову – а он уже как историк, в биографии деда разбирается лучше всех, он сказал, что генерала члены его семьи не отпевали, и никаких документальных свидетельств о совершении отпевания нет.
Тогда и было написано прошение Святейшему Патриарху Кириллу, где говорится, что самоубийство генерала Михаила Ефремова не является следствием смертного греха уныния и отчаяния. Обстоятельства смерти Ефремова являются примером верности Родине, присяге и солдатам. Он погиб, выполняя воинский долг, то есть "положил душу свою за други своя" (Ин. 15:13).
Патриарх в сентябре этого года дал разрешение на отпевание генерала Михаила Ефремова. "Согласен с необходимостью возродить память о героической борьбе генерала Михаила Ефремова и о его верности Родине и солдатскому братству", собственноручно написал Святейший Патриарх Кирилл на обращении с просьбой о благословении на отпевание Ефремова.
После этого, поскольку Таруса, где родился генерал Ефремов и где планировалось совершить отпевание, находится в Калужской области, родственники генерала обратились с прошением к митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту и получили его благословение. Отпевание будет совершено протоиереем Дмитрием Смирновым, председателем Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, протоиереем Всеволодом Чаплиным, главой Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, и благочинным Тарусского благочиния Калужской епархии протоиерем Леонидом Гвоздевым в Петропавловском соборе Тарусы.
Люди в первую очередь замечают проблему, связанную с самоубийством генерала Михаила Ефремова, рассказывает Александр Щипков. В церковной практике сейчас две главные проблемы – отпевание самоубийц и церковные разводы. В церкви есть жесткие незыблемые каноны, а есть практика, которая развивается. К сожалению, нынешнее время ставит перед Церковью этот вопрос – раз паства обращается с такой болью, Церковь не может закрывать на это глаза. Рост самоубийств в России не уменьшается, и епархиальным управлениям приходится разбираться с каждым конкретным случаем – давать ли благословение на отпевание. Требуется утешение тех людей, которые пекутся о загробной участи своих погибших близких, и решение о возможности поминовения. Вопрос о тех военных, сотрудниках спецслужб, которые расстаются с жизнью при выполнении служебного долга – например, если разведчик попался и принял яд, обычно решается в сторону снисхождения. Так и гибель генерала Ефремова, который не покончил с собой от уныния, а выполнял воинский долг, не вызвала вопросов ни у Святейшего Патриарха, ни у митрополита Климента, утверждает инициатор отпевания.
Отпевание коммуниста?
Есть и другая проблема: мог ли Ефремов сам хотеть своего церковного поминовения?
Михаил Ефремов – красный генерал. Он родился в 1897 году, и был, разумеется, крещен, рассказывает Александр Щипков. Я ничего не знаю о его религиозной жизни: он воевал в Первой мировой войне, будучи прапорщиком, участвовал в Брусиловском прорыве, потом плавно перешел в Гражданскую на стороне красных. Учился, в 1933 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. К 40 годам он был уже генерал-лейтенантом. В жутчайших условиях он совершенно гениально воевал – без поставок еды и боеприпасов против превосходящих сил противника.
В своей жизни генерал Ефремов имел абсолютно христианскую мотивацию и христианскую форму поведения, утверждает Александр Щипков. Говорят, на фронте многие крестились, многие молились, задавленная большевиками вера выплескивалась наружу, и даже политруки закрывали на это глаза. Относительно генерала Ефремова я на эту тему ничего не знаю. Но у него было две возможности спасти свою жизнь. Когда он был уже в окружении, от имени Верховного командования германской армии (т.е фактически от Гитлера) на его 33-ю армию скинули листовки с именным предложением к генералу Ефремову сдаться с сохранением жизни. Было назначено время и место, куда он должен был явиться для капитуляции. Но он передал в штаб координаты и называние этого населенного пункта, чтобы в назначенное время там провели бомбежку. Таков был его ответ.
Потом из ставки советского командования – можно сказать, лично от Сталина за Ефремовым прислали самолет. Но он отказался улететь, а отправил на нем знамена – ведь он понимал, что армия погибает, а по военным законам войска расформировываются, если теряют знамя. Затем генерал приказал снять с самолета все тяжелое вооружение и отправил на нем на Большую землю максимально возможное количество раненых. Офицеру связи он сказал: "Командовал войсками армии в окружении, и если случится, то и умирать буду с бойцами".
Я представляю себя на его месте, говорит Александр Щипков. Человек принимает решение умирать. Мысль о смерти заставляет человека думать о смысле жизни, о вечных материях, она религиозна сама по себе. Его поступок – чистая иллюстрация к евангельскому тексту – "положить душу свою за други своя". Он же красный генерал, коммунист, но в критический момент поступает твердо и правильно.
Некоторые историки даже сомневаются, точно ли генерал застрелился. Некоторые считают, что он был ранен настолько, что уже не мог двигаться. Немцы похоронили его с воинскими почестями, пораженные его мужеством. Рассказывают, что немецкий генерал обратился к своим солдатам: "Сражайтесь за Германию так же доблестно, как сражался за Россию генерал Ефремов".
На второй месяц окружения в марте 1942 года силы немцев превосходили силы Ефремова в десять раз. В апреле немцы в два раза увеличили свою группировку – превосходство стало двадцатикратным. В день солдатам армии Ефремова выдавали 5 патронов на винтовку и 1 снаряд на орудие; немцам 120 патронов на винтовку, 3 тысячи патронов на пулемет.
У нас в последнее время бережно относятся к памяти белого движения изучают судьбы Колчака, Деникина. Там были и яркие, и смелые люди, и люди с чувством долга, но были и изверги. Разделение гражданской войны на "своих" и "чужих" сидит внутри нас через без малого сто лет после той эпохи, считает Александр Щипков. Если бы мне 30 лет назад сказали, что я буду ставить памятник красному генералу и добиваться его отпевания, я бы засмеялся: я ведь ярый антисоветчик, моя мама сидела в тюрьме за антисоветчину. Лично для меня гражданская война завершится 5 декабря, после отпевания генерала Ефремова. Жуткая ситуация разделения наши и "ненаши", белые и красные, поддерживалась в том числе советскими фильмами вроде "Неуловимых мстителей". Это надо преодолеть, потому что иначе мы не будем двигаться вперед.
Ефремов был христианином по крещению, но, вероятно, не был по жизни. Но он был им по рождению (по крещению) и по смерти – а это главные моменты в жизни христианина. Это два чуда – рождение и смерть как рождение в жизнь вечную. А уж середина – какую жизнь прожил, такую прожил. Мы должны изжить, преодолеть внутри себя разделение на "белых" и "красных".
Александр Щипков считает образ генерала Михаила Ефремова чрезвычайно актуальным.
Православные сегодня из числа красных генералов почитают только Георгия Жукова. Надо смотреть не только на то, белый или красный, но, как говорят афонские монахи, надо смотреть на то, как человек умирать будет. Для меня генерал Ефремов фигура с очень глубоким религиозным содержанием.
Образ генерала Михаила Ефремова Александр Щипков предлагает противопоставить фигуре генерала Власова. Ефремов застрелился 19 апреля, в 20 апреля генерал Власов был назначен командующим 2-ой ударной армии, которая тоже оказалась в окружении. Через полгода после гибели Ефремова генерал Власов сдался в плен.
Сейчас вам любой скажет, кто такой генерал Власов, и никто не знает, кто такой Ефремов. Это ненормально, считает Александр Щипков. Власов – интересный исторический персонаж, о нем пишут книги и снимают фильмы, рассуждают, был ли у него духовник, глубоко ли он веровал. Принято считать, что он вообще симпатяга очень образованный человек, был дипломатом в Китае, знал языки, разбирался в искусстве, и это все правда. Но в конце концов за рассуждениями о достоинствах Власова скрывается попытка оправдать его предательство. За этим стоит глубокая вещь – отношение к предательству, которое сегодня существует в России. У нас произошла аберрация сознания – предательство стало восприниматься как норма. "Ничего личного, старик, бизнес я тебя сдам". Предают в семье, в бизнесе, в политике. Главное в отношении к фигуре Ефремова – не вопрос о его самоубийстве, а неприятие предательства. Поэтому в резолюции Святейшего Патриарха о возрождении памяти генерала Ефремова, памяти о его верности солдатскому братству и Родине я вижу руководство к действию. Ему необходимо уделить особенное место в школьных учебниках истории. И я уверен, что мы этого добьёмся.
Источник: Татьянин день