ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Пояс Богородицы: немного социологии

Тарусин Михаил :: 15 декабря 2011

Принесение в Россию Пояса Пресвятой Богородицы стало беспрецедентным событием, вышедшим за пределы сугубо внутрицерковной жизни. Миллионы паломников по всей стране, многокилометровая очередь в Москве, в которой люди стояли по шестнадцать часов, а некоторые и больше суток... На протяжении последних двадцати лет социологи и журналисты активно спорили: сколько в России верующих и насколько серьезна и глубока их религиозность. Однако до сих пор эта цифра оставалась чисто теоретической и абстрактной. Теперь же Россия увидела результаты воочию.

Кто стоял в очереди к Поясу? Для одних ответ очевиден – вот она, Святая Русь, пережившая все потрясения и годы государственного атеизма. Другие ехидно замечают, что этих людей якобы не видно в храмах на воскресных службах, что это чуть ли не язычники-обрядоверы, пришедшие не к Богу, а за простой прикладной магией.

Интернет-портал "Православие и мир" попытался разобраться в ситуации и провел собственное социологическое исследование в очереди, стоявшей к Поясу, а "Фома" попросил прокомментировать его результаты руководителя отдела социальных исследований Института общественного проектирования социолога Михаила Тарусина.

Оказалось, что очередь к Поясу действительно отражает перемены, произошедшие с церковным народом в нашей стране за последние годы во всей их сложности и неоднозначности. Впрочем, главное, конечно, не цифры, а то, ради чего люди самых разных взглядов, образования и уровня достатка готовы были стоять в бесконечной очереди на морозе, затмевая своим числом все другие митинги и собрания.

Михаил Тарусин: Веруют. Потому и идут

Михаил ТарусинОколо полумиллиона верующих поклонились поясу Пресвятой Богородицы в Москве. Что сразу же стало поводом для самых смелых и столь же нелепых предположений и утверждений, пересказывать которые не имеет смысла, поскольку смысла нет в них самих. Значимость события, впрочем, оправдывает поднятую шумиху, но не следует забывать, что всенародное поклонение христианским святыням – далеко не уникальное явление в нашей новой жизни. Напомним, что в 2006 году примерно такое же количество паломников поклонилось в одной только Москве деснице Иоанна Крестителя, а еще ранее, в 2000 году, многотысячные толпы шли на поклонение честной главе целителя Пантелеимона. Впрочем, тогда не было столь болезненной реакции части медиапространства, которая заметна сегодня. Отчего же именно сейчас религиозные чувства верующих стали предметом столь пристального и болезненного внимания? Видимо, кому-то нынче стало особенно обидно, что не его девизы собирают людей, а общая вера в Господа нашего Иисуса Христа.

Но позвольте несколько слов о тех, кто стоял в очереди на поклонение святыне. Добровольцы сайта "Православие иСнимок экрана 2011-12-14 в 12.12.40.png мир" провели опрос паломников в очереди и выяснили, что стоят люди не просто православные, но в основном воцерковленные, т. е. те, кто регулярно посещают богослужения и участвуют в таинствах Исповеди и Причастия. Это к вопросу о том, что на поклонение идут какие-то язычники, Бога не ведающие. Ведают. Потому и идут.

Касательно предположения, что люди в очереди политически мотивированы в том плане, что если на власть надеяться нельзя, так хоть Богородица поможет, можно сказать, что опрос выявил стремление почти половины респондентов просить Богородицу о даровании терпения и о других духовных добродетелях, о прощении грехов, о родных и близких. Т. е. о таких вещах, в которых самая добродетельная и заботливая власть уж точно никому не помощница.

Кстати, терпения у большинства стоявших в очереди было достаточно, поскольку почти все положительно оценили организацию очереди,

проявив тем самым истинно христианское смирение. Несмотря на километровые масштабы студёного стояния.

Снимок экрана 2011-12-14 в 12.12.59.pngС другой стороны, далеко не все опрошенные знали о том, что частица Пояса Богородицы уже давно находится в храме Ильи Обыденного, что в пяти минутах ходьбы от храма Христа Спасителя. Критики очереди почему-то называют это явление фарисейством, хотя различия между святынями в обоих храмах нет никакого, отчего подобные обвинения теряют смысл, ведь для фарисейства необходимы кардинальные различия между догматами вероучения. О чем в данном случае речь не идет.

Снимок экрана 2011-12-14 в 12.12.52.png

Идет она скорее о неосведомленности наших неофитов (т. е. недавно пришедших в религию людей), которые далеко не в должной полноте осведомлены о местоположении многих святынь как в Москве, так и за ее пределами. А что неофитов сегодня много, говорит хотя бы тот факт, что в 2011 году православных верующих в России существенно больше, чем в году, к примеру, 2001-м. Значительно поменялся и их социальный состав, больше стало мужчин, молодых и образованных людей, пришедших к Богу не по родительской традиции или семейному воспитанию (атеизм в СССР не создал такой традиции, а наоборот, уничтожил ее), а по своей воле и стремлению к правде и истине во Христе.

Вот почему так важно, чтобы детей в школах учили народной вере и давали необходимые знания, которые позволят им не только творить добро, но и знать, куда обратиться в случае той или иной религиозной нужды. Пусть наши дети будут и в этом счастливее своих родителей.

При всем перечисленном не стоит забывать о главном значении прошедшего события. Не политические мотивы и не борьба за социальные права собрали вместе сотни тысяч людей, а вера Христова, которая живет в душах людей, дарует им любовь, надежду и силы преодолеть все трудности нашей непростой, но прекрасной жизни.

В диаграммах представлены данные опроса, проведенного порталом "Православие и мир" во время пребывания Пояса Богородицы в Москве. Обработаны 122 анкеты (40 мужчин, 82 женщины). Выборка осуществлялась случайным образом.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама