ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Как святой Никола по Руси ходил

Андрей Зайцев :: 19 декабря 2011

Несколько лет назад я был приглашен в Саранск, где 4 часа рассказывал учителям о том, что такое жития святых как литературный жанр и исторический источник. После лекции одна из слушательниц задала мне вопрос: "Правда ли, что святитель Николай и Санта Клаус – это один и тот же человек". Из всего богатства житийной литературы и множества православных святых эта женщина захотела узнать лишь об одном подвижнике. Поразительным образом на Руси именно святитель Николай, живший задолго до появления нашей родины на карте совсем в другой части планеты, стал для русского человека самым родным христианским святым. О нем слагали легенды и сочиняли сказки, он был помощником и покровителем "всех усталых в чужом краю".

Народное сознание во все времена складывает причудливые истории о святых, в которых христианство тесно переплетается с языческими мотивами, а историческая достоверность приносится в жертву народным чаяниям. Легенды о святителе Николае не имеют ничего общего с его житием, записи этих бесхитростных историй рисуют нам образ не епископа, который мудро управляет Церковью, а простого человека, готового всегда прийти на помощь в трудную минуту.

Один из самых известных фольклорных сюжетов рассказывает о том, почему у святителя Николая два праздника в году (22 мая и 19 декабря), а у Касьяна (Иоанна Кассиана – одного из основателей западного монашества, жившего в IV-V вв.) – 1 раз в 4 года (29 февраля).

Осенью у мужика в деревне ломается колесо на телеге, и она застревает в грязи. Мимо проходят двое святых – Касьян и Никола. Мужик просит их помочь вытащить воз, но первый отказывается помочь крестьянину, поскольку боится запачкать "райскую одежду", а Никола, зайдя в самую грязь, вызволяет нехитрое богатство просящего. После этого оба святых возвращаются на небо, встречаются с Богом и пересказывают Ему эту историю, а Господь награждает их в соответствии с проявленным милосердием.

Перед нами типичный сказочный сюжет "чудесной помощи", который пытается объяснить причину столь разного почитания двух праведников христианами. Примечательно, что исторические прототипы этой легенды являются почти современниками (Иоанн Кассиан рождается в 350 году, а святителю Николаю житие приписывает участие в I Вселенском соборе 325 года). Но для тех, кто рассказывает эту историю, важна не историческая или христианская подоплека событий, а конкретный поступок каждого из героев, по которым они противопоставляются друг другу.

Еще более интересное сопоставление предлагает нам история о святителе Николае, пророке Илье и мужике, который почитал Николу, но не почитал Илью. Раздосадованный Илья-пророк трижды пытается навредить крестьянину, но трижды терпит поражение от мужика, которому подсказывает Никола. Сперва Илья хочет побить поле мужика градом, но тот успевает его продать священнику Ильинской церкви. Затем Илья, исправляя свою ошибку, дарует на том поле богатый урожай, но мужик успевает выкупить поле за полцены у попа обратно. Далее Никола советует мужику молотить не больше одного снопа зараз, и тот, вопреки стараниям пророка Ильи, получает с поля высокий урожай. Кончается это сказание тем, что двое святых под видом странников идут по Руси и встречают того самого крестьянина, который несет большую свечку для Ильи Пророка, и совсем меленькую для Николы. Илья сменяет гнев на милость, и человек начинает жить в богатстве, почитая обоих святых.

Эта легенда показывает, что любимые народом святые спокойно могли ходить по русской земле и, подобно античным богам и героям, вмешиваться в ситуацию и менять судьбу человека. За каждым персонажем были закреплены определенные функции: Никола – первый заступник, с мужицкой хитринкой и способностью выкручиваться из любой ситуации, Илья – строгий, но справедливый герой, ревностно следящий за своим почитанием и наказывающий или награждающий человека по своему желанию.

Иногда святитель Николай становится в легендах совсем простым и сказочным персонажем.

Существует сказание о жадном попе Никольской церкви, который ударил икону святителя Николая ключами от храма и потребовал увеличить его доход. После этого поп запер церковь и пошел странствовать. Ему повстречался старичок, с которым они вместе отправились в дальнейший путь. По дороге странники решили перекусить, и у старичка оказались чудесные просфорки, которые никогда не исчезали. Ночью священник тайно их съел, затем долго не признавался в содеянном, даже перед лицом смерти. Священник неудачно лечил царскую дочь, и его должны были повесить, если бы не заступничество старичка. Лечение заключалось в том, что царевну сперва рубили на куски, потом промывали их в чане с водой, а затем старичок соединял части воедино, и принцесса становилась здоровой. При этом поп в легенде брал большее вознаграждение за исцеления, а в случае неудачи все сваливал на спутника. Лишь в самом конце рассказа, после чудесного спасения от смерти поп признается в краже. Это происходит только тогда, когда старичок начинает делить заработанные деньги на троих (себе, попу и тому, "кто просвирку съел"). После мягкого вразумления спутник отдает священнику все деньги и призывает не бить образ святителя Николая ключами.

Даже в сказках с исцелением царевен Никола остается помощником человека, причем это заступничество оказывается недостойному попу, который не вразумляется в самых разных ситуациях. Эта история плохо сочетается с житийной легендой о пребывании святителя Николая на Вселенском соборе и заушении им Ария, но зато полностью соответствует народному представлению о Николе, которое сохраняется до сих пор.

Отдельно стоит сказать об имени святителя Николая в сказаниях. Чаще всего он передается обрусевшей формой "Никола" ("Мыкола" – в украинских вариантах). Здесь мы можем наблюдать влияние старообрядческого представления о том, что Николай – есть кощунственное искажение имени святого, поскольку последний слог "лает" на подвижника.

Что же касается ответа на вопрос о Санта Клаусе, то когда-то это образ действительно был связан со святителем Николаем. Из жития святителя Николая известно, что он творил тайную милостыню и помог отцу выдать замуж трех дочерей. В Европе милостивый святой Николай, превратившись в Санта Клауса, стал приносить подарки. Постепенно образ Санта Клауса стал терять христианское наполнение, превратившись в рождественского деда, а затем в символ предрождественских распродаж и одной крупной компании по продаже напитков. В наши дни уже мало кто связывает дедушку с эльфами, оленями и окладистой бородой со скромным епископом Мир Ликийских, который стал для русского человека не просто почитаемым святым, но настоящим членом семьи, чей образ висит почти в каждом доме.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама