Середина декабря, как и год назад, оказалась напряженным временем для Русской Православной Церкви. От священнослужителей снова потребовалось занять позицию по отношению к общественным протестам. Патриарх Кирилл воздерживался от заявлений в этом году еще более длительное время, чем в прошлом, и в создавшейся ситуации неопределенности обнаружилось, что внутри самой Церкви существуют группы с самыми разными интересами и соответственно оценками событий.
Декабрьские выступления несогласных в Москве в этом году оказались гораздо более массовыми и репрезентативными по отношению к составу общества, чем год назад. Если 11 декабря 2010 года на Манежную площадь вышло около 5 тыс. футбольных фанатов, то 10 декабря с.г. на Болотной площади было 25 тыс. граждан, от активистов различных политических движений до студентов, хипстеров и даже представителей светской тусовки. Однако если в 2010 году Патриарх озвучил свою позицию спустя три дня после событий, то в этом году – 17 и 18 декабря, через семь дней после многотысячного митинга на Болотной площади.
Вот что сказал Патриарх Кирилл 17 декабря в проповеди в храме Христа Спасителя: "Сегодня массовые настроения людей определяются не Божией правдой, а информационными технологиями (намек на использование Facebook и Twitter для мобилизации граждан на митинги. – "НГР"). Ими пользуются все, кто отстаивает свою человеческую правду. Мы знаем, до чего это доходит в некоторых странах, где снова проливается кровь". Глава РПЦ призвал "не повторять ошибки тех, кто в 90-е годы круто менял жизнь нашего народа", когда призывам к переменам "поддавались и миллионы людей шли куда-то вопреки своей воле – только потому, что кто-то связывал с этим выбором их счастье". Эта речь с вполне ясными отсылками к арабским революциям, поддерживаемым Западом, была расценена всеми как "охранительная", направленная против уличных манифестаций. Однако 18 декабря в слове Патриарха после литургии в Богоявленском соборе Ногинска появились новые мотивы: "Пусть Господь вразумит всех, кто имеет разные точки зрения, в том числе на политическое положение в стране и на минувшие выборы, и поможет вступить в реальный гражданский диалог".
Затянувшуюся паузу Предстоятеля РПЦ можно объяснить отсутствием четких сигналов со стороны Кремля, пытавшегося определиться в позиции по отношению к небывало массовым протестам, к вышедшим на улицы представителям ранее аполитичного городского среднего класса. 15 декабря (спустя пять дней после митинга на Болотной) премьер-министр Владимир Путин в ходе телевизионной прямой линии так выразил свое мнение о протестах: "Что касается ленточек и цветных революций... Это наработанная схема дестабилизации общества". "Людям, которые вышли на площадь, я знаю, там даже денежки небольшие платили", – сказал Путин и добавил: "Часто люди сталкиваются с несправедливостью, и на это тоже можно и нужно реагировать. Но позволить себя втянуть в какие-то схемы по дестабилизации общества – вот это, мне кажется, неправильно, недопустимо". С этими заявлениями созвучны сказанные двумя днями позже слова Патриарха о том, что необходимо "остановить народ наш от действий, которые могут разрушить жизнь людей". Предстоятель РПЦ в храме Христа Спасителя также говорил о том, что у жителей нашей страны есть основания быть недовольными властью, но это не повод для требований о ее смене: "Не нужно сетовать на неправильность ведения дел в государстве, когда именно от сердца человеческого исходят злые помыслы, реализующиеся в коррупции, в преступности, в бездушном отношении чиновников, в высочайшем градусе конфликтности и конкурентности в отношениях между людьми".
Однако на прошедшей днем 17 декабря встрече с активом партии "Единая Россия" в подмосковных Горках президент Дмитрий Медведев дает несколько иную оценку происходящих событий: "Мы все анализировали, что происходило, что думали люди, которые выходили на улицы для того, чтобы высказать свое отношение к выборам, к власти. Я... считаю, что не надо упрощать. Улица – это, конечно, не Госдепартамент Соединенных Штатов Америки. Улица – это настроения наших людей, и власть должна об этом ответственно и прямо сказать: это их настроения". Признавая, что массовые митинги отражают недовольство жителей страны, а не действия "наймитов Запада", Медведев говорит: "Вопрос, на мой взгляд, сегодня в другом. Вопрос в том, что произошел некий разрыв во взаимоотношениях одних социальных групп с другими. Вот это власть... должно волновать больше всего. Вот этого межчеловеческого разрыва мы допустить не должны". Днем спустя Патриарх говорит в подмосковном Ногинске о том, что "власти должны с большим доверием отнестись к людям, содействовать диалогу и общению, преодолению недоумений и разногласий – с тем чтобы никакие человеческие соблазны, никакие ошибки, никакое неправильно понятое служение благу страны не разделяло людей".
Пауза, взятая светскими и духовными лидерами России для формулирования своей позиции по отношению к протестам, позволила привлечь внимание к оценкам, высказывавшимся менее статусными представителями общественности – в том числе церковной. И выяснилось, что за прошедший год активность последней только возросла. В блогах и на интернет-сайтах различные православные деятели высказывались по поводу протестов достаточно откровенно. Кто-то писал про "попавшихся на удочку антироссийской пропаганды" людей, вышедших на Болотную площадь в угоду американскому сенатору-"ястребу" Джону Маккейну (клирик Ивановской епархии игумен Виталий (Уткин) в своем аккаунте igumen_Vitaly в Twitter), кто-то говорил про "собрания, протестующих... не без участия западных спецслужб" (митрополит Рязанский и Михайловский Павел (Пономарев) в видеоинтервью, появившемся 15 декабря на YouTube). Звучали даже призывы к "благословению в случае необходимости внутренних войск на подавление мятежа" (клирик Ивановской епархии игумен Виталий (Уткин) в своем аккаунте в Twitter) и фразы "ОМОН, дави их!" (молдавский мирянин Владимир Букарский в своем Живом Журнале bukarskii.livejournal.com). Кто-то сравнивал митинг на Болотной с гей-парадом (московский блогер Кирилл Фролов, эту тему затем многократно поминали и Уткин с Букарским). С другой стороны, популярнейший в православных кругах и входящий в Патриарший совет по культуре РПЦ фронтмен группы "Алиса" Константин Кинчев 9 декабря заявил на своем концерте в Самаре, видеозапись которого затем появилась на YouTube: "Хотим мы, чтобы нами управляли жулики? Хотим мы, чтобы выборы были переделаны и стали честными? Сегодня на эти вопросы может ответить только улица. Чтобы из нас не делали общество глухонемых, нужно принимать решения.
Время, видимо, пришло". Даже посетивший митинг на Болотной в качестве наблюдателя глава пресс-службы Патриарха протоиерей Владимир Вигилянский писал 10 декабря на сайте "Православие и мир", что "на площади царило радостное и приподнятое настроение... такое же, какое я видел... в очереди к поясу Пресвятой Богородицы за две недели до этого", а также о том, что на митинге было немало прихожан его храма. Протодиакон Андрей Кураев тогда же назвал на "Православии и мире" митинг на Болотной "школой становления гражданской ответственности и у народа, и у власти". Эти разногласия в оценке протестов привели к публичным спорам в блогосфере. Кирилл Фролов в своем Живом Журнале назвал протодиакона Кураева "адвокатом дьявола" и риторически вопрошал: "Что это – глупость или измена?!" Также, по мнению Фролова, "на Правмире (сокращенное название сайта "Православие и мир". – "НГР") существуют оранжистские настроения". Игумен Виталий (Уткин) даже опубликовал в своем Twitter открытое письмо к "московским священникам и мирянам, особенно с "Правмира", которые поддержали революцию (то есть уличные протесты граждан. – "НГР")". "Отцы, братья и сестры – вы действуете в интересах США против своей страны... Одумайтесь!" – взывал к московской православной общественности ивановский клирик. В свою очередь, редактор "Православия и мира" Анна Данилова в своем Живом Журнале ann-d.livejournal.com обвинила Фролова в том, что он "лжет и клевещет", уведомив оппонента также о том, что в дальнейшем в публикациях на редактируемом ею сайте ему будет отказано. Так что священноначалие РПЦ вынуждено было учесть разницу мнений среди своей политически активной паствы и старательно искать максимально взвешенную позицию – между однозначным осуждением и одобрением уличных протестов.
Источник: НГ-Религии