В год столетия Бородинской битвы, 30 июля в 4 часа дня, в одном из электрических театров Москвы (ныне это кинотеатры) состоялась демонстрация большой юбилейной исторической картины "1812 год".
Перед глазами зрителей прошли сцены вступления Наполеона с его армией в Москву, пожар города, Бородинский бой, отступление французов и другие сюжеты той войны.
Картина, создававшая богатую иллюзию событий, показывалась в течение часа. Вместо игры тапера ее сопровождала музыка в прекрасном исполнении военного оркестра. Фильм, поставленный кинематографическими фирмами "Братья Пате" и "А. А. Ханжонков и Ко", должен был идти во время юбилейных торжеств и после них во всех городских кинематографических театрах.
В те же дни Городская управа получила протокол Объединенной комиссии при градоначальстве об осмотре нового специального здания для панорамы "Бородинский бой". Комиссия нашла, что при его постройке была нарушена статья 163 Строительного устава. Деревянное строение панорамы на Чистопрудном бульваре окружали опасные в пожарном отношении здания. К ним относились: три деревянных сарая, принадлежавшие церкви Святой Троицы, с легковоспламеняющимися материалами, каменное здание Военно-аптечного склада и его деревянный сарай с сеном и стружками. В аптечном складе хранились три сотни пудов бертолетовой соли, спирт, эфир, скипидар и прочие препараты. Комиссия сочла нужным указать на необходимость удаления до 31 августа 1912 года всех этих материалов от Бородинской панорамы. Но и в этом случае пожароопасность для помещений панорамы полностью не устранялась.
В одно время с работой этой комиссии Военное ведомство обратилось в Городскую управу с просьбой провести воду к зданию Бородинской панорамы, чтобы на случай пожара у него было достаточное обеспечение водой. Управа заявила, что она может провести воду, но только на высоту семи сажен. Но здание возвышалось на 17,5 сажен. Панорама попадала в число рискованных и не защищенных от огня объектов. Управа решить этот вопрос так и не смогла.
15 августа состоялось освящение возобновленного креста-памятника на Воробьевых горах на том месте, где первоначально был заложен храм Христа Спасителя архитектора А. Л. Витберга. Этот крест простоял довольно долгое время, но пришел в ветхость. Его восстановили заново по распоряжению Московской управы с надписью: "Место предполагавшейся постройки храма Христа Спасителя в память Отечественной войны. 1812 1912". Из церкви села Воробьева к месту креста-памятника был совершен крестный ход. Молебствие прошло в присутствии членов городского управления. Здесь возгласили Вечную память императору Александру I, всем вождям и воинам, павшим на поле брани в ту войну.
Переименования и первое пожертвование на храм
В преддверии праздника многие москвичи имели заметное воодушевление. Так, к ознаменованию юбилея князь Бебутов написал просьбу к гласному Городской думы Н. А. Шамину с тем, чтобы в Думе было принято решение о переименовании Брестской улицы в Александровский проспект (до того приведя ее в "надлежащий порядок"), а 1-ю Тверскую-Ямскую улицу в проспект 1812 года. Вместе с тем, по мнению князя, следовало бы воздвигнуть памятник-колонну в сквере у Старых Триумфальных ворот (вероятно, там, где в советские годы установили фигуру Горького). Но ни гласные Думы, ни Городская управа не дали публичный ответ на предложение князя Бебутова. Инициатива осталась без реализации.
Правда, гласный Н. А. Шамин, не будучи никогда равнодушным к городским проблемам культуры и истории, сообщил через газеты им разысканную новую информацию. О том, что первую крупную жертву в проектированный храм в память Отечественной войны 1812 года сделал один московский ремесленник башмачник Михаил Илларионович Илларионов. Он пожертвовал для храма, предположенного к постройке на Воробьевых горах: серебряно-вызолоченный потир, украшенный бирюзой, дискос, лжицу и другие предметы церковной утвари из серебра. Все это весило 3 фунта 29 золотников (порядка полутора килограммов). Сосуды перешли на хранение в Патриаршую ризницу.
25 августа прошло освящение нового Бородинского моста (архитектора Р. И. Клейна, получившего вторую премию на конкурсе проектов). Полностью достроить мост к юбилейной дате не успели. На нем при открытии не было перил, не закончили шашечный настил, предстояло завершить колоннады. В этот день по мосту смогли пустить лишь трамвайные маршруты. Окончание строительства моста отложили на 1913 год.
Высочайшее посещение
29 августа в половине шестого часа дня император с дочерьми Ольгой, Татьяной и Марией посетил панораму Бородинского боя на Чистых прудах. Сюда на просмотр вместе с императорской семьей прибыли еще порядка двух десятков великих князей, разные министры, лица государевой свиты, высокопоставленные вельможи, многие военачальники.
Громадное здание диаметром в 21 сажень было прекрасно убрано флагами и транспарантами с государственными гербами. Вход утопал в тропических растениях. Над ним громадными белыми буквами было написано слово "Бородино".
Важных гостей встретили члены Юбилейной комиссии, автор панорамы академик профессор Императорской академии художеств Ф. А. Рубо и заслуженный профессор Императорской военной академии по кафедре военного искусства генерал-лейтенант Б. М. Колюбакин.
На экскурсии два профессора давали гостям объяснения. Они рассказали, что холст панорамы в окружности составлял 162 аршина, в высоту 21,5 аршина. Цельное, без швов, полотно весом в 300 пудов изготовили в Брюсселе. Стоимость материи была немаленькой 10 тысяч рублей.
Изучение Бородинского поля сражения и наброски первых этюдов автор панорамы провел в апреле 1910 года в присутствии полковников: князя Багратиона и Афанасьева. Экспертом и советником по военной части стал Б. М. Колюбакин. В целом панорама обошлась в 120 тысяч рублей, из которых 50 тысяч рублей были Высочайше пожалованы Государем императором, а 70 отпущены из казны.
После обозрения величайшего художественного произведения, лишь в седьмом часу вечера, государь отбыл в Кремль.
Крестьяне сориентировались
Здание панорамы освещалось днем верхним светом, а вечером электричеством.
В эти же дни в Московской думе решался вопрос о выделении земли под Музей 1812 года. Среди предложений были районы: напротив храма Христа Спасителя (у Волхонки) и Ходынское поле. Думцы внесли вопрос об ассигновании сотни тысяч рублей на создание нового музея. Большие деньги должны были пойти на большое дело в большом городе.
А вот промысел по части маленьких денег для обыкновенных простолюдинов в Московском уезде уже имел некоторый заметный размах. Тогда крестьяне соседних с Бородином деревень пустились на остроумную аферу: они продавали туристам чугунные конические гранаты и пули, выдавая их за отрытые на Бородинском поле. Хотя столетием ранее ни у французов, ни у русских конических снарядов еще не было, многие гости Бородина о том не знали. Коммерция хитрых мужичков имела успех.
Источник: Московская правда