ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Невероятные приключения елки в России

Андрей Зайцев :: 29 декабря 2011

Во второй половине 20-х годов прошлого века в советских газетах считалось хорошим тоном под Новый год печатать стихи и статьи, призывающие не праздновать Рождество и Новый год. В качестве альтернативы буржуазной елке предлагался здоровый поход с детьми на горку или лыжная прогулка в лес.

"Скоро будет рождество,

Праздник мерзкий, буржазный

Связан испокон веков

С ним обычай безобразный

В лес придет капиталист

Косный, полный предрассудков

Срубит ёлку топором

И отпустит злую шутку".

Нужно сказать, что Новому году вообще как то не очень везло на русской земле. Впервые Новый год первого января решил отмечать Петр I. 20 декабря 1699 года царь издает указ, в котором призывает вместе с Европой вести летоисчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и отмечать новолетие "по примеру всех христианских народов" не 1 сентября, а 1 января.

Петр I повелел украсить общественные здания и дома хвойными деревьями или хотя бы ветками снаружи. Это нововведение было принято не слишком охотно, и почти до середины XIX века украшали на Новый год здания елками лишь кабаки. Деревья эти стояли круглый год, и только через 365 дней на место одних елок приходили другие. В результате народ стал звать питейные заведения "елками", а русский язык обогатился елочными фразеологизмами, обозначающими процесс и результат выпивания. Так продолжалось до 40-годов XIX века, когда рождественская ель за 10 лет завоевала Москву и Петербург, а затем и остальную Россию.

Постепенно менялись традиции празднования Рождества: во второй половине XIX века дети в конце праздника разрушали елку, а до начала празднования хвойное дерево украшали втайне от ребят, не давая им возможности увидеть главный праздничный атрибут. Постепенно ель становилась больше, переместилась в центр комнаты, и появился обычай водить вокруг нее хороводы и не разламывать ее после праздника.

Судьба елки была непростой и до октябрьского переворота: ревнители старины называли ее "неуклюжей, немецкой и неостроумной выдумкой", а Церковь считала ее иноземным и языческим обычаем. В начале ХХ века против обычая украшать в домах хвойные деревья выступили и защитники природы, среди которых был и Антон Павлович Чехов, писавший, что "русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи". Впрочем, большинство горожан приняло новый способ празднования Рождества, приносивший столько радости детям. Лишь крестьяне долгое время смотрели на обычай украшать елки как на чужой праздник или способ заработать: под Рождество цены на срубленные деревья и елочные игрушки взлетали до небес, и бедные люди не могли себе позволить такой праздник.

В начале прошлого столетия крестьяне постепенно стали ездить в город на заработки, продавая елки. Традиция эта не прекратилась даже в начале 1920-х годов, когда большевики еще не боролись с елью, но люди жили так тяжело, что никто не покупал срубленные деревья, и мужики уезжали в деревню, практически ничего не заработав. Корней Чуковский в своем дневнике рассказывает, каких трудов стоило детям устроить рождественский праздник в 1920 году: "Поразительную вещь устроили дети, оказывается, они в течение месяца копили кусочки хлеба, которые давали им в гимназии, сушили их – и вот, изготовив белые фунтики с наклеенными картинками, набили эти фунтики сухарями и разложили их под ёлкой – как подарки родителям! Дети, которые готовят к Рождеству сюрприз для отца и матери. Не хватает ещё, чтобы они убедили нас, что всё это дело Санта-Клауса! В следующем году выставлю у кровати чулок!".

Примерно в это же время на обычай украшать хвойное дерево обратила внимание и новая власть. Все началось с перехода на новый стиль, в результате чего Рождество, отмечаемое Церковью по старому стилю, оказалось после Нового года. В результате в стране тут же появились люди, отказывающиеся праздновать "большевистское" новолетие, и в России стали отмечать старый новый год 13 января. Несмотря на то, что переход России с юлианского на григорианский календарь предлагался и в XIX и в начале ХХ века, на эту реформу решились только в 1918 году. Церковь осталась верна старому стилю, а потому у верующих до сих пор возникают сложности с празднованием Нового года.

В 1922 году большевики попытались использовать елочку в своих целях, и на несколько лет появились комсомольские елки и комсомольское рождество, которые представляли собой смесь грубых кощунств с попыткой театрализованного антиклерикального "просвещения" народа. Эта затея была не слишком удачной, и в 1924 году в газетах стали появляться антиелочные стихи и статьи, в которых говорилось о том, что елка – это религиозный пережиток, позволяющий попам и буржуям влиять на детские головы. Окончательно празднование Рождества и Нового года запретили в 1929 году: Рождество стало рабочим днем, а по улицам ходили комсомольцы и смотрели, чтобы никто в домах не наряжал елочку, не светились бы в окнах новогодние огни. До 1935 года елка в домах была опасным предметом, и праздники справляли тайно.

28 декабря 1935 года в газете "Правда" появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П.П. Постышевым: "Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!". Этот призыв обозначал реабилитацию зеленой красавицы, и новогодняя елка стала стремительно завоевывать сердца взрослых и детей, превратив Новый год в главный семейный праздник: в конце 40-х годов 1 января объявляется выходным, появляются кремлевские елки для детей, и почти в каждой семье в конце декабря появляются украшенные деревца. Но приключения елочки на этом не окончены.

В конце прошлого – в начале нового тысячелетия с елкой и Новым годом стали бороться отдельные представители Церкви. Теперь некоторые считают елку безбожной советской традицией, которая мешает православным достойно встретить Рождество, поскольку страна на неделю погружается в беспробудное пьянство. Конечно, в России и СССР на Новый год всегда пили, милицейские протоколы советского периода рассказывают о том, как рабочие напивались 31 числа на службе и выкидывали из окон бюсты Ленина и Сталина.

Но не все в нашей стране так плохо: значительное число людей любят этот праздник за возможность посидеть с близкими за хорошим столом у нарядно украшенной елки и сказать им те слова, на которые, быть может, не хватало времени целый год, некоторые при этом даже ходят на новогодний молебен. За свою трехсотлетнюю историю в России елка и Новый год доказали свое право на существование.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама