В книге Уильяма Лобделла "Теряя веру", о которой у нас уже шла речь, приводится еще один аргумент против веры во Христа по американской статистике, верующие, заявляющие себя "рожденными свыше" (то есть пережившими сознательное обращение ко Христу) показывают примерно такую же склонность к аморальному и нехристианскому поведению, что и все остальные уровень, например, разводов в их среде примерно такой же, что и в среднем по стране. Для Лобделла и других неверующих это служит аргументом против веры. Если бы Бог существовал, он бы сделал верующих в Него более нравственными, чем окружающие. Обратившись к любезному нашему отечеству, мы увидим примерно ту же картину люди, причисляющие себя к православным, показывают ту же среднюю температуру по больнице, не отличаясь от населения в целом.
Доказывает ли это, что Бог не меняет жизнь верующих в Него? Для людей, жизнь которых радикально изменилась, когда они пришли к вере, для тех, кто знает, как изменилась жизнь других, такой вывод выглядел бы странным и противоречил бы их опыту. О чем же говорит статистика?
Об одной очень важной вещи, которую нелишне напомнить. О разнице между "этническим христианством", когда человек, называя себя христианином, говорит о своей принадлежности к определенной национальной культуре (русский значит православный, поляк значит католик, житель штата Арканзас значит протестант, и притом "рождённый свыше") и собственно покаянием и верой. Спасение новые отношения с Богом через Иисуса Христа, которые меняют жизнь человека значительно сильнее, чем брак, или гражданство, или военная служба. Они не обретаются по умолчанию тем, что человек по рождению и воспитанию принадлежит к определенной культуре. Они предполагают личный выбор, личное покаяние и веру, личное намерение покориться Иисусу Христу как Господу и довериться Ему как Спасителю.
Увы, самоидентификация человека как христианина ничего не говорит о его покаянии и вере. Может ли статистика увидеть тех, кто подлинно обратился? Отчасти. Мы можем посмотреть статистику не по самоназванию, а по частоте посещения богослужений. Это будет весьма грубым приближением в США, где такая статистика собиралась, посещение богослужений может быть как проявлением искренней веры, так и социального конформизма. В американской глубинке слово "атеист" до сих пор непристойное ругательство. Но все же некое приближение мы получим.
Если задать такой критерий, как частота посещения богослужений, мы уже получим другие результаты поведение активных прихожан статистически отличается от поведения остальных. Среди тех, кто еженедельно посещает службы, разведенных 28%; среди тех, кто никогда не посещает 49%. По данным многочисленных исследований, более частое посещение церкви статистически коррелирует с заметно более низким уровнем самоубийств и злоупотребления алкоголем, более благополучной семейной жизнью и лучшим психическим и физическим здоровьем.
Довод Лобделла оказывается очевидно неверен, как только мы посмотрим статистику не по самоназванию, по а по реальной религиозной активности. К сожалению, у нас нет подробных данных по России; но один вывод, по-видимому, будут верен независимо от национальных особенностей.
Простое причисление себя к христианам, увы, ничего не изменит в нашей жизни ни во времени, ни в вечности. "Этническое христианство", как культурная принадлежность явление, в котором, в принципе, нет ничего плохого. Но не следует путь его с верой во Христа, ведущей к вечному спасению.
Подлинная вера предполагает твердое намерение покориться заповедям Божиим, участие в литургической жизни Церкви, усердное стремление к тому, чтобы познать истину Евангельскую и жить сообразно ей.
Источник: Фома