Принято считать, что на исходе 80-х-начале 90-х начался бурный рост прихода русских людей в Церковь, а до этого православных были считанные единицы. На самом деле это совершенно не так. Религиозность в Советском союзе была как таковая очень высокая, душа искала Бога. Но эта религиозность была, я так скажу, поврежденной. Не было образования, не было Духовных школ, кроме Московской, Петербургской, Одесской семинарий, негде было купить литературу – Евангелие, книги Святых отцов, и мы жили как бы в полумраке.
Это не значит, что народ не был религиозным, он был непросвещенным. И в начале 70-х гг. начался приток молодежи, людей среднего возраста в Церковь. Причины этого можно долго искать и разбираться, но у каждого был свой личный путь. Каждому Господь открывается по-своему, каждого по-своему приводит в Церковь. Уже на глаз видно, что в храме появляются молодые люди. Никто не ожидал, что советской власти придет конец, каждый занимался своим делом: я был студентом, моя жена тоже, мама преподавала французский язык в педагогическом институте, где мы учились. Мы жили в Смоленске, одном из красивейших русских городов. Жили спокойно, как сейчас принято говорить, "не светились", ходили в церковь, познакомились с замечательнейшим священником, отцом Дмитрием Дудко, были его духовными чадами, он нас с Любой венчал в 1977 г. Через него мы познакомились с массой замечательных православных людей во множестве городов. Часто ведь приходится слышать, что "вот, в Москве, Ленинграде шла активная духовная жизнь, можно было книги купить", и так далее. Нет, мы были из Смоленска, маленького провинциального города – но у нас были друзья из Витебска, Минска, Чистополя, Уфы, из самых разных городов, вы переписывались, встречались, ходили в храм, обменивались книгами. Наши знакомые, знакомые этих знакомых, давали друг другу адреса – это было огромное общество.
То-есть, христианская жизнь кипела? Но незаметно для непосвященных людей?
Да, а для нас, тех, кто находился внутри – очень даже бурная, активная.
Но ведь за веру уже не сажали, не преследовали?
Дело было в том, что мы были студентами идеологического вуза, и мы не афишировали свои религиозные взгляды. Я на физкультуре раздевался, все видели, что я ношу крестик, но никто особого внимания на это не обращал. Моя мама была преподавателем этого вуза, никогда не состояла в партии, она лингвист, кандидат филологических наук. Преподавала французский язык, латынь, специальные дисциплины, а ведь там такие есть, как теоретическая грамматика, теоретическая фонетика ничуть не проще, чем математика! Мама оставляла в конце каждого урока немного времени 8-10 минут, и рассказывала студентам о Евангелии, о Христе. Дело в том, что в те годы представления о христианстве были пещерные был научный атеизм, шла пропаганда. Многие девушки, которые поступали в наш институт, были уверены, что Христа не существовало. Речь шла не о том, Бог это или человек, а о личности, исторической фигуре. Матушка говорила: "Нет, это не так, есть документы, исторические свидетельства" они были в шоке. В конце 60-х гг. была такая история. Одна девушка заявила: "Евангелие? Такой книги нет, это попы придумали!" На следующую лекцию мама приносит Евангелие. Оно хранилось у нас в доме как наследство священника, отца Дионисия Щипкова, ее деда, который служил на Алтае, в Барнауле, и там же был похоронен. Это даже нельзя было назвать проповедью. Она подходила с культурологической точки зрения, считала, что каждый образованный человек, будущий учитель должен знать Евангелие. Оно, как и вся Библия, являет собой величайший литературный памятник. Но и в самой Татьяне Щипковой за эти годы происходили изменения: она постепенно, в начале 70-х гг., признала бытие Божие и стала осознавать себя религиозным, верующим человеком. Она была очень образована, написала диссертацию о грамматике старорумынского и старофранцузского языков. А тексты, с которыми она работала, были Евангелие и Псалтирь. Она, еще не будучи верующим человеком, погружалась в эти тексты. Она их изучала, сравнивала с современными переводами, с русскими, целые куски знала наизусть – а Слово Божие не может не действовать на человека. Какое-то время Она чувствовала себя одинокой, потому что ей не с кем было поделиться, хотя на кафедре были хорошие культурные люди, но совершенно далекие от христианства, православия. Как выяснилось позже, в том же городе, в том же институте были люди, каждый из которых прошел свой путь, но каждый свою метанойю переживал в одиночестве частным образом, до поры до времени. Люди не были знакомы, не делились друг с другом. В эти годы и я пришел к вере. Наш круг общения был вне Смоленска, мы общались в Москве и Ленинграде, жили с мамой вдвоем, потом я женился, потом родился первый сын вот была наша семья. Постепенно вокруг мамы сложился круг учеников, доверенных, где шли разговоры уже вполне откровенные, о вере, о Церкви, этот круг рос, это стало заметно начальству, спецслужбам и так далее. С другой стороны, в Москве жизнь тоже была достаточно бурной, мы приезжали, обменивались литературой, не только религиозной, но и политической, конечно, читали Солженицына, Пастернака. Интересовались православным религиозным самиздатом, выходил в начале 70-х такой "Московский сборник", который издавал Леонид Бородин, мы его читали и знакомились с Осиповым и другими известными православными, как сейчас говорят, диссидентствующими людьми. Все кончилось печально, потому что когда мы дозрели до издания собственного журнала за нами стали присматривать достаточно внимательно. Мы сделали журнал, он назывался "Община", вышло три номера, инициатором и редактором был Александр Огородников, известный в Москве человек. Мы этот журнал печатали в Смоленске на пишущей машинке – было две, на одной – три закладки, на другой четыре. Мы напечатали семь номеров, когда поставили точку – раздался звонок в дверь, было сказано: "У нас ордер на обыск", и в квартире этот обыск устроили, забрали журналы, машинки, с таким трудом раздобытую религиозную литературу. И начались репрессии.
-Но журнал не содержал выпадов против существующей власти?
Это вопрос спорный. Сам факт нашего существования незаконной печатной продукции сам по себе был криминальным. Нельзя было ничего издавать без разрешения цензуры, даже если издание не имело отношения к политике. Это была 70-я или 190я статья, "Антисоветская агитация и пропаганда". Мою маму выгнали из института, лишили ученой степени. Она была поражена в правах. Нас с женой исключили из института. Я отправился служить в армию, в Туркестанский округ, жена с ребенком осталась одна. Маму довольно быстро посадили по сфабрикованному делу. Она находилась в Москве в одной из квартир у своих друзей, туда пришла милиция с обыском, один из дружинников пытался отобрать у мамы ее личную записную книжку. Она не отдавала, тогда он применил болевой прием на суде выяснилось, что он был мастером спорта по борьбе, 20-22 г., молодой крепкий парень. А маме было уже 50 лет, она была невысокого роста, 1м 48 см, такая немолодая профессорша.
Предчувствую, что ее обвинили в избиении представителя власти.
Так и было. В заранее предумышленном хулиганстве есть такая статья 206,ч.2, в УК максимальное наказание три года. Она эти три года и отсидела, с 1980 по 1983 г. в колонии, в Уссурийском крае. И вот эта книжка – ее лагерные мемуары. Освободившись, она приехала в Ленинград, к нам с женой. Мы туда приехали еще раньше, так как я там родился. У нее не было паспорта, прописки и работы. Маме еще не было 55 лет, и она, по советским законам, должна была работать, иначе ее обвинили бы в тунеядстве и дали год лагерей. А чтобы устроиться на работу, надо было иметь паспорт и прописку. Для прописки же нужно было иметь работу – вот такой замкнутый круг. Маму несколько раз арестовывали, выпускали под подписку о срочном выезде, некоторое время она жила нелегально. Сейчас многие удивляются: как, 83-й год, до конца советской власти остается 8 лет или меньше? Я не знал, как выкарабкаться, мы писали Брежневу, Андропову, куда мы только не писали! В Ленинграде оставаться было невыносимо – приходилось перевозить ее с квартиры на квартиру, это были наши родственники, друзья – люди очень рисковали. И мы спрятали ее на Псковщине. Это был православный оазис, сложившийся благодаря Псково-Печерскому монастырю. У отца Тихона Шевкунова, в его великолепно написанной книге "Несвятые святые" все это передано, этот воздух эпохи. Интересно, что участковый милиционер этого села, человек неверующий нам сейчас трудно представить, как и чем он рисковал сделал, по просьбе своей матери, паспорт для моей мамы. Там был поставлен штамп о прописке. К тому времени прошел год, на нас махнули рукой, и мама спокойно приехала к нам, в Ленинград. Мы жили на канале Грибоедова и ходили в Никольский кафедральный собор. А в 1985 г. мама начала писать свои лагерные мемуары. Ее книга отличалась от других женских лагерных мемуаров, которых тогда выходило довольно много. В начале 90-х мы попытались напечатать эти записки, предлагали разным журналам. Через пару дней нам возвращали нашу машинопись. И я понимаю, почему. Дело в том, что все лагерные мемуары очень похожи друг на друга. Их трудно читать, потому что это тексты обиженных людей. Когда они возвращались, то выплескивали на страницы своих мемуаров свою боль и обиду. Это тексты обвинения – заслуженного – советской власти, книги обвинения. А книга Татьяны Щипковой имеет подзаголовок "Записки православной". Сначала она описывает жизнь в Смоленске, как она попала в тюрьму. Она подробно описывала, как в лагере оказывалась – вернее, не оказывалась медицинская помощь, надзирателей, воспитателей. Отдельная глава была посвящена религиозным представлениям этих женщин. Лагерь был уголовный, в нем находилось около трех тысяч женщин-заключенных: воровки, грабительницы, проститутки, наркоманки – словом, не сахар. Но по возрасту эти девушки были ровесницами студенток, которых мама учила.
И она смотрела на них глазами матери и глазами преподавателя с большим педагогическим стажем. Уголовная система должна была бы воспитывать этих девушек. Но она вместо этого расчеловечивает их, уничтожает как личности. Эта книга не разоблачает политическую систему, в то же время не оправдывает преступниц. "Не обеляю этих женщин, но жалею и призываю жалеть". Она написана в истинно христианском ключе. В начале 90-х она пришлась не ко двору. Мы ее положили в стол, и так она пролежала четверть века. После смерти Татьяны Щипковой 11 июля 2009 г. мы с женой решили книгу издать. Книга требовала редактирования, корректуры, надо было подобрать издательство, и т.д. Издавали за свой счет, скинулись мы с женой, наши четверо сыновей – это был наш долг перед памятью матери. Рукопись этой книги я показал Святейшему Патриарху Кириллу летом 2010 г. Мы встретились в Смоленске. Он, как правящий архиерей, долгое время был очень тесно связан со Смоленском. Кроме этого, он, как и мы, был связан с Петербургом. Я к нему подошел в алтаре Смоленского собора и сказал, что мы хотели бы издать эту книгу. Он заинтересовался. Я ему отдал эту рукопись и через месяц получил из Чистого переулка официальное письмо и текст от Святейшего. Вот он: "Нам иногда кажется, что подвиг исповедничества – это то, что принадлежит прошлому, поскольку нас сегодня окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий, чтобы исповедовать Христа. Нам кажется, что эта реальность исповедничества где-то позади, в прошлом. На самом деле исповедничество веры, подвиг свидетельства всегда будет. Все мы должны помнить и знать, что путь служения Христу, Его Церкви всегда связан со свидетельством и даже мученичеством". Патриарх Кирилл не пишет о книге, не дает оценку – на это есть литературоведы. Он дает оценку поведению автора, говорит, что автор-исповедник веры. Чем отличается мученик от исповедника? Мученик погибает, исповедник остается жив. У Патриарха в заключении находились отец и дед, ему все это очень близко и понятно, поэтому он написал такие пронзительные слова. После этого я обратился в Издательский совет, книга была рассмотрена, получила гриф "Одобрено Издательским советом" и право быть продаваемой в храмах, мы ее в храмах и продаем, а не продаем в светских магазинах. Завершая разговор о книге, замечу, что она не вписывается в ряд женских лагерных воспоминаний, но она вписывается в другой ряд книг: "Несвятые святые" отца Тихона Шевкунова, "Чудесные истории" матушки Олеси Николаевой – обе книги рассказывают об эпохе 70-х-80-х гг. Третьей в этом ряду стала книга "Женский портрет в тюремном интерьере". Все три книги вышли почти одновременно, написаны об одном и том же времени, людьми одного поколения, одной эпохи, и в каком-то смысле – одного взгляда на православие в целом и Церковь в частности, хотя по содержанию и стилистике они совершенно разные. Этими книгами положено начало если не изучению эпохи 70-х-80-х, то обращению нашего взгляда на это время, предшествовавшее крушению советской власти и становлению нового времени, в котором мы живем сегодня. Многие из современных молодых людей, да и постарше, плохо представляют себе то время, ту эпоху, те религиозные искания.
Источник: Радонеж