Реакция на рождественское интервью Патриарха колебалась от радостного одобрения наконец-то мы это услышали до раздраженного неприятия, причем не устраивало разных людей разное. Это неудивительно люди, у которых есть выраженные политические предпочтения, нередко проглядывают текст по диагонали, выхватывая отдельные маркеры, по которым они пытаются понять, "за них" Патриарх или "за врагов". Неудивительно, поэтому, что слова Предстоятеля кем-то были истолкованы в антиправительственном ключе, кем-то, напротив, в проправительственном, в то время как смысл самого послания оказался непонятым. Однако некоторые слова Патриарха, определенно, услышаны были многими.
Речь идет о его фразе "Если мы творим неправду в нашей личной, семейной жизни, в сфере нашей профессиональной, почему так горячо требуем, чтобы правда осуществлялась где-то на макроуровне, а на микроуровне ее не должно быть?" Эти слова вызвали в блогосфере немалое негодование и обиду; что же, это показывает, что Патриарх сказал ровно, именно то, что следовало, и выразился очень уместно и удачно. Что глаза колет так это и должно колоть. Это показывает его квалификацию как пастыря не шумел, не бранил, а аудитория глубоко уязвлена.
Рассмотрим саму эту реакцию. Во-первых, люди приписали (почти автоматически) словам Патриарха тот смысл, что "пока вы не сделались святыми молчите". Смысл слов Предстоятеля явно другой если Вас так возмущает неправда других, почему вас не возмущает ваша неправда? Патриарх как раз говорит о праве людей протестовать. Почему же его слова воспринимают именно как призыв заткнуться? Боюсь, просто потому, что опция "привести свою жизнь в порядок" у многих людей просто отключена. Идея, что речь идет не о том, чтобы не бороться с неправдой вообще, а о том, чтобы бороться с ней и в своей жизни тоже, просто не пробивается в голову хотя Патриарх ясно говорит именно об этом. Мысль, что если я употребляю нравственный закон для обличения других, я тем самым признаю его действенность и для себя, выглядит для многих совершенно чуждой.
"Если человек изменяет жене, разве это лишает это права требовать от властей...." довольно характерная постановка вопроса. Имеет ли он право требовать? Да сколько угодно. Я имею право требовать, чтобы меня печатали во всех газетах и показывали по телевизору не раз в три года, а каждый день, и платили бешеные деньги только сами эти требования ничего не изменят. Мне придется самому работать над тем, чтобы быть интересным и востребованным автором. А пока мироздание не проявляет ни малейшего желания обращаться вокруг меня. Имею ли я право требовать от этого негодного мироздания, чтобы оно вокруг меня и обращалось, и угадывало мои хотения, которые мне лень формулировать самому? Да разумеется, имею! Имею полное право охрипнуть, требуя! Этого никто не оспаривает даже Путин. Только толку-то?
Вопрос можно поставить иначе хочу ли я, чтобы положение дел в стране изменилось? Что именно я хочу изменить? Если меня удручает нечестное, несправедливое и нечеловечное отношение людей друг к другу, то у меня есть определённые возможности влиять на ситуацию прямо, и определённые косвенно.
У меня есть, как раньше говорили протестантские проповедники, хорошая новость для вас. Вы можете изменить к лучшему поведение одного из граждан этой страны. Вы можете значительно улучшить уровень его честности, справедливости и человеколюбия. Это принесет ему несомненные блага в сей жизни и в будущей. Разве это не здорово? Ситуация вовсе не является безнадежной, явный резерв для улучшений есть. Косвенно это тоже может улучшить ситуацию во-первых, страна состоит из людей. Исправляя этого одного человека, вы улучшаете общий климат. Во-вторых, чем в лучшем состоянии этот человек будет находиться, чем более справедливым, рассудительным, ответственным и человеколюбивым он будет, тем больше у него будет возможностей изменить к лучшему положение дел в обществе в целом. Люди, которые производят великие и благотворные перемены в обществе, отличаются не тем, что у них есть претензии а тем, что у них есть идеалы. Попробуйте быть великим человеком у вас получится! Стране нужны великие люди почему вы не хотите ими быть?
Парадокс ситуации в том, что люди отвергают этот единственный реально доступный способ что-либо изменить, и чрезвычайно негодуют на всякого, кто на него хотя бы намекает. Вы конечно, имеете право требовать от других людей, чтобы они изменились, и при этом отказываться даже задумываться о переменах в Вашей жизни только от этого ничего к лучшему не изменится. Вы можете начать что-то реально менять но тогда надо начинать с единственного человека, поведение которого вы непосредственно контролируете.
Как же может возмутиться читатель, и некоторые уже возмутились одно дело мои частные грехи, которые никого не касаются, другое государственные преступления, воровство, коррупция, обман. Беда в том, что это вовсе не другое дело. Это тоже самое. Единственная разница в возможностях, которые дает власть. Будет ли человек, негодующий на недобросовестность и нечестность чиновника, вести себя лучше него, если сам окажется в его кресле? Увы посмотрим этой неприятной правде в глаза нет. Если Ваши взгляды на мир, принципы поведения, привычки, предпочтения окажутся прежними, то от власти они не исправятся они могут только ухудшиться. Те люди у власти, (чаще всего, как отметил Патриарх, на низовом уровне), которые вызывают такую острую неприязнь, не пришельцы с Марса это плоть от плоти народа, и если однажды они все куда-нибудь исчезнут, их заменят точно такие же. Потому что нехватка людей честных, принципиальных, стойких к соблазнам, если она ощущается в народе, будет еще более ощущаться во власти.
Можно ли что-то с этим сделать? Да, конечно. У Вас есть возможность изменить взгляды и поведение по крайней мере одного гражданина страны.
Источник: Фома