Продолжаем обсуждать возможность сделать членство в приходе формализованным, а требы бесплатными. Готовы ли активные прихожане сегодня сами содержать свой приход регулярными фиксированными взносами? Новые участники опроса "НС" сомневаются в этом.
Роман Силантьев, исламовед, директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора:
Регулярно сдавать деньги на приход человеку, наверное, можно, но сделать внос пожертвований обязательным? Не знаю, насколько это осуществимо в рамках российского законодательства, и как это технически организовать. Если человек готов помогать приходу, он и так это делает. Зачем еще что-то подписывать, брать на себя дополнительные обязательства? А вдруг человек разорится, и не сможет давать оговоренный процент от дохода? Если речь идет о совете попечителей, то, вероятно у него будут и какие-то полномочия. А зачем давать власть на приходе людям, которые выделяют деньги на храм? Кроме того, мы уже не сможем вернуться к фиксированному членству в приходах. Скажем, в Москве один и тот же человек совершенно спокойно может на воскресенье ходить в один храм, а по праздникам ездить в какой-нибудь монастырь. Его сложно приписать к какому-то одному храму.
Я полагаю, что в движение в сторону финансовой ответственности за приход и без того постепенно происходит, и не нужно делать в этом направлении резких движений. У мусульман, например, есть церковный налог на имущество. Установить нечто подобное у нас сейчас вряд ли удастся. Надо, видимо, искать другие формы. Как в Литве, где Церкви отдали все недвижимое имущество, которое ей раньше принадлежало. Церковь может сдавать помещения в аренду, и ей не приходится думать о том, как выжить. У нас можно было бы организовать нечто подобное.
Но для этого и приходы должны вести какую-то социальную работу. Не просто концентрировать деньги, не просто "оказывать услуги религиозного характера", но становиться настоящими центрами социальной жизни. Где-то это может быть приют, где-то – богадельня. А для какого-то храма уместней будет молодежный центр. Вот тогда на приход и люди подтянутся, и государство будет готово заплатить деньги. Мне кажется, в этом надо искать решение вопроса.
Павел Лисьев, ответственный за молодежную работу в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе:
Фиксированные выплаты? Идея, в принципе, хорошая. Лично я готов участвовать в зависимости от того, какой процент будет назначен. Десятину я, исходя из моего финансового положения, наверное не смогу платить. А процентов пять, наверное, смогу. С другой стороны, первые эмоции в ответ на это предложение у меня были отрицательные: "Чего это я должен платить, что за обязаловка?" Поэтому в конце концов я бы скорее отверг такую ответственность за приход, нежели был за нее. Кроме того, я не хочу нарушать свободу человека жертвовать добровольно и по силам. А еще есть приходы, где прихожанами являются две с половиной бабушки, и от фиксированного членства ситуация не измнится. Их взносы все равно будут копейкой.
Валентин Лебедев, главный редактор журнала "Православная беседа", председатель Союза православных граждан:
Некоторые воспринимают Церковь, как совершенно непонятно откуда свалившуюся благотворительную организацию. А откуда, скажите пожалуйста, в храме берутся свечки? Из воздуха? Из каких средств оплачиваются даже не священники, что критиков волнует больше всего, а церковный сторож, дворник, хор, за чей счет в храме светло и тепло? Недоуменные вопросы по поводу содержания Церкви и ее хозяйственной жизни возникают либо у людей, недавно переступивших порог храма, либо у людей антицерковных.
Совершенно верно говорит отец Владимир, что чада Церкви должны заботиться о своей матери. Естественно, что в той или иной форме они должны посильно жертвовать деньги на функционирование своего прихода. Просто форма этих пожертвований у нас сложилась иная, нежели на Западе. У нас пожертвование оформлено в виде платы за требы. Так что для человека церковного, с любовью относящегося к Церкви не стоит вопроса – а надо ли жертвовать на храм? Он и так понимает, что за требы надо жертвовать как можно больше. Понятно, что если у человека нечем платить, ему никто не откажет. Где это видано, чтобы человек сказал "уверовал, креститься хочу!", а ему бы в ответ сказали "давай деньги, иначе не покрестим". Но если человек заказывает пышное венчание с двумя клиросами и диаконом, то, наверное, он какие-то деньги за это должен заплатить. То же самое касается и всех других треб.
Организовать общинно-приходскую жизнь так, чтобы не получать ни за одну требу ни одной копейки, и в то же время сделать так, чтобы приход функционировал, наверное, невозможно. Конечно, можно создать такой приход, если членами попечительского совета будут несколько православных богатых доброхотов. Если какой-нибудь всероссийский пастырь создаст такой приход, который будет содержаться только на деньги приходского совета и пожертвования, это будет хорошо. Но хватит ли этих людей на все 30 тысяч наших приходов? Поэтому мне кажется, что тот порядок, который существует сейчас, поменять невозможно.
Источник: Нескучный сад