В рамках проводимого Патриаршим центром духовного развития молодежи при Даниловом монастыре Общедоступного православного лектория 17 января в Центральном доме журналиста выступил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин с докладом"Церковно-общественные отношения: оценка современного состояния и перспективы".
Не ток-шоу
Извинившись за небольшое опоздание, отец Всеволод немедленно заявил, что читать лекцию не хочет и призвал к диалогу:
Я бы хотел высказаться достаточно кратко с тем, чтобы основное время уделить нашему общению в форме максимально живой дискуссии. Не в форме ток-шоу, конечно я думаю, устраивать здесь передачу Андрея Малахова мы не будем, потому что нет талантливого ведущего, который бы устраивал экстремальное общение, встречающееся в некоторых передачах.
В частности, вчера была запись прямого эфира на канале "Россия-1", посвященная появлению в интернете фотографий в обнаженном виде актеров и актрис, а также известных публичных и околопубличных деятелей. Шел очень жесткий разговор, закончившийся дракой между двумя известными в обществе людьми, один из которых представляет православную общественность, другой люцифериан, как он сам говорит.
И у меня было полное ощущение, что именно драка воспринималась как успех этого ток-шоу. К ней подходил или может даже подводил психологический климат, и когда она произошла, мне кажется, некоторая часть людей, которая участвовала в организации шоу, сказали себе: "Жизнь удалась! У нас получилось".
Чем дальше, тем больше, будут стремиться именно к такой форме некоторые общественные дискуссии. Лично мне кажется, что все это очень плохо, хотя некоторые будут чувствовать себя героями после подобных событий.
Общение личностей и общение протоколов
Не забыл гость и в очередной раз указать на недостатки анонимного общения, на этот раз прибегнув к помощи авторитетов:
Некоторое время назад я прочитал текст Сергея Сергеевича Хоружего. Я не берусь его воспроизводить и даже цитировать, потому что текст достаточно сложный, при том, что одновременно он очень ясный. Помимо прочего там было сказано примерно следующее: виртуальное общение в силу своей анонимности, в силу того, что в нем все меньше и меньше становится узнающих друг друга, видящих друг друга личностей, становится кризисом общения и в конечном итоге может свестись к "общению протоколов". Это технический термин, но благодаря Хоружему он сейчас стал относиться к философии коммуникации.
Действительно, вполне может оказаться так, что люди будут общаться протоколами. Между ними не будет настоящего личностного общения, будет общение функций, ников и аватарочек, множественных образов себя, такого великого, или фотомодели, или кого-то еще в этом роде.
Как пишет Хоружий, этот вид общения приводит к тому, что оскудение общения ощущается самими участниками. Оно им становится нужно как наркотик. Они все больше испытывают потребность в увеличении количества контактов, времени, проводимом в виртуальном общении. Утеряв способность общаться по-настоящему, они пытаются компенсировать эту потерю через увеличение объема общения ненастоящего.
Комфортное христианство
Впрочем, небольшой доклад лектор сделал. Выступление отца Всеволода касалось в основном проблемы двух христианств: "удобного" и "евангельского".
В нашем внутреннем ощущении себя как христиан или людей, стремящихся стать христианами, в нашем самоощущении как Церкви, во взаимоотношениях Церкви со внешним миром все больше и больше проявляются как бы два христианства, и они противостоят друг другу все в большей степени.
Первое это то, что я бы назвал христианством удобным. Это попытка сделать христианство комфортным для жизни в мире сем, в котором грех, или пустота, или игра диктуют свои условия.
Приспособленчество это не только реалия советского времени.
Я с 14-15 лет был знаком с будущим протоиереем Сергием Кондаковым, который сейчас ушел в неканоническую "церковь митрополита Агафангела". Круг молодых христиан был тогда очень узким человек 10-20, и большая часть из них из Церкви ушла, что тоже может быть темой отдельного разговора.
Отец Сергий Кондаков постоянно выяснял, кто приспособленец, а кто нет. Мы до хрипоты спорили об этом до закрытия метро на Красной площади, постоянно поминая при этом советскую власть. Тогда все было просто: враг был один, он был очевиден это была безбожная советская власть. Спорили о приспособлении к ней.
Когда я стал часто бывать на Западе, в частности участвовать в мероприятиях Всемирного совета церквей, конференции европейских церквей, стало ясно, что приспособленчество это не феномен противостояния с одним явным врагом. Есть и гораздо более сложные ситуации.
Христианство или бюджет?
Известна тема о так называемом венчании гомосексуалистов в некоторых христианских (или даже постхристианских) общинах на Западе Европы.
По этому поводу у нас были достаточно серьезные споры, причем это был спор людей более или менее говоривших на одном языке. В частности, один известный христианский деятель из Норвегии, достаточно искренний человек, никакой не гомосексуалист, человек абсолютно естественной ориентации, не испытывавший радости от того, что в его церкви предстоят венчания гомосексуалистов, объяснял мне свою позицию очень простым образом: так хочет государство, так хочет передовая часть общественного мнения, а мы государственная церковь (в Норвегии церковь была тогда присоединена к государству).
Если мы пойдем против решения о венчании гомосексуалистов, мы не сможем больше фиксировать акты гражданского состояния в наших общинах и лишимся очень серьезной части дохода, а дальше у нас где-то не сложится бюджет и все рухнет. Я говорю: "Но вы же знаете, что значительная часть верующих вашей церкви против". А он отвечает: "Ты не понимаешь! Не сложится бюджет И ВСЕ!!!"
Все разговоры о том, как к этому относятся люди, Бог, где здесь христианская истина, воспринимались этим человеком как абсолютно наивные рассуждения очень далекого от реальной трудной жизни демократической Норвегии человека. В ответ на свои недоумения я потом услышал даже не очень вежливый намек на то, что наш приход в Осло располагается в лютеранской церкви, и вообще-то нужно думать, спорить или не спорить, находясь на чужой территории.
Зная меня, можете себе представить, что я ему сказал.
Это только пример. Не только в Норвегии, но и в России, в головах многих из нас, в публичном пространстве церковном и церковно-светском попытка сформировать христианство, которое обеспечило бы беспроблемную жизнь с некоторым религиозным элементом в мире, устроенном не по христианским правилам и играющим в нехристианскую игру.
Белая ворона?
Что происходит, если вдруг наше христианское призвание, наша первая любовь к Богу вступает в противоречие с этими балансами и счетами, с нашими бытовыми и бытоустроительными целями и интересами, с обывательской моралью, с разговорами о том, что не нужно лезть, куда не просят, с настроениями людей, с которыми мы вместе работаем или учимся? Тебе многие, тебе какая-то часть тебя подскажет: "Ну не будь ты белой вороной! На тебя будут плохо реагировать девушки или юноши, начальство, преподаватели. А вдруг ты не получишь или потеряешь престижную работу? А вдруг старшее поколение (которое часто является неверующими людьми) тебя осудит? Подумай о балансах и счетах, о том, что является реальной ценностью! Не пытайся жить так, чтобы это раздражало окружающих".
Я боюсь, что в нашей стране, как и в большинстве стран мира, возникает неоформленная, интуитивно существующая система приспосабливающегося христианства, которое не хочет раздражать и будить совесть.
Я знаю, к чему приводит такая тенденция. Большое количество людей не то чтобы утратило веру остались какие-то внешние религиозные признаки или некоторые муки совести, которые периодически озвучиваются после третьей рюмки, но в то же самое время образ жизни полностью подчинен тому самому миру сему, который живет не ради Бога, а ради спокойной, гармоничной, неконфликтной, сытой жизни, ради практических бытоустроительных целей.
Христианство рыцарей и безумцев
Есть в России и другое христианство христианство евангельское, христианство, которое всегда ставит перед собой невыполнимые цели, и именно этим и сильно. Апостолы ставили перед собой невыполнимые цели. Любое человеческое сообщество власти ли, иудейские ли старейшины, языческие ли старейшины, общественное ли мнение, те люди, которые ходили на бои гладиаторов и другие зрелища сказало бы им: "Безумцы!"
Да, они были безумцы. У нас некоторые люди пытаются идти против власти что иногда нужно но очень многие панически боятся пойти против доминирующих настроений в общественном мнении, т. е. против большинства обывателей. Апостолы пошли против власти и против народа одновременно, не обращаясь ни за поддержкой власти против народа, ни за поддержкой народа против власти и победили, имея абсолютно нереалистические, безумные, утопические идеи.
Христианство, которое, даже если ты живешь в современном окружении, позволяет тебе быть странником в этом мире. Христианство, которое позволяет тебе быть рыцарем в этом мире все еще существует в России, так же, как и на Западе, но в очень маленьких секторах общества.
Христианство, которое не оглядывается, как не оглядывались апостолы, будучи призванными Господом, даже на то, чтобы погребать своих мертвецов. Христианство, которое хочет устроить жизнь окружающего мира, а не только свою личную, по закона Царствия Божия, даже понимая, что это невозможно в испорченном грехом мире.
Христианство, которое не боится говорить правду не только Владимиру Владимировичу, Дмитрию Анатольевичу или Борису Абрамовичу, но и значительным массам людей, которые привыкли считать, что те же супружеские измены это нормально, те же аборты вещь, к которой все более или менее привыкли, употребление наркотиков тоже нормальная штука, верить одновременно в Христа и гороскопы тоже этому обществу иногда сказать: "Нет, господа, это НЕнормально", иногда сложнее по последствиям и по накалу дискуссии, чем спорить с Владимиром Владимировичем, Дмитрием Анатольевичем и даже Борисом Абрамовичем.
Нагорная проповедь или урезанный Декалог?
Есть ли будущее у подобного христианства в нашем обществе? Вопрос для меня открытый. Я не знаю.
Слишком многие сильные мира сего и не только имеющие формальную власть, но и умеющие моделировать общественные настроения, даже сами будучи безо всякой власти, хотели бы, чтобы христианство стало незаметным, приспосабливающимся и тихим. Чтобы оно было где-то там в частной семейной жизни человека, за стенами храмов или церковными оградами, на специальных сайтах, в специальных журналах, в специальном кино, на специальных телеканалах, которые легко маргинализовать чтобы оно не выходило и не получало выхода на диалог с теми людьми, которые не желают слышать о христианстве, боятся этого, ненавидят это и очень заинтересованы в том, чтобы их совесть до поры никто не будил.
Перед лицом всех этих сил и тенденций непросто жить по Евангелию. Непросто вспоминать о том, что именно Нагорная проповедь является нашим обязательным императивом в жизни. Некоторые светские люди иногда говорят, что религиозный кодекс поведения это десять заповедей Моисея, но просишь их назвать никто не помнит первых четырех, которые относятся к взаимоотношениям между человеком и Богом. Говорят только о последних шести заповедях, иногда забывая о некоторых из них. Оставляются и почему-то объявляются религиозной ценностью только те заповеди, которые относятся к социальной механике. Таким образом пытаются уравнять религиозную систему ценностей секулярной системе ценностей, которая тоже задает на более проработанном, кстати, уровне социальную механику.
Нужно иметь в виду, что наш закон это не заповеди с пятой по десятую, а Нагорная проповедь Господа Иисуса Христа, которая да, очень сложно сопоставима с большинством реалий современной экономики, современной политики. Но сопоставлять всегда нужно и эти реалии с тем, что мы читаем в Евангелии, и нашу жизнь с тем, что мы читаем в Евангелии. Да, мы, наверное, вряд ли сможем построить Царство Божие на земле, да Господь нам его и не обещал. Но заботиться о том, чтобы жизнь людей была устроена по Божьему закону надо, и стремиться к тому, чтобы мир по крайней мере не обращался во ад, если уж нельзя его превратить в рай, тоже надо.
Вопрос, какие мы христиане христиане мира сего, боящиеся войти с ним в противоречие, или мы христиане Нагорной проповеди по-моему, стоит сейчас перед многими в нашем обществе, многими в нашей Церкви и, наверное, перед каждым из нас.
Христианские партии: проблема раздробленности
После краткого монолога отец Всеволод ответил на несколько вопросов слушателей.
Одним из первых был задан вопрос об образовании православных общественно-политических движений и партий: возможно ли опираться в этом вопросе на законодательство 1906 года?
Я не призывал к созданию православных партий или православных групп в рамках существующих партий. Я поставил вопрос, может ли сегодня это получиться и нужно ли это. У меня ответа на этот вопрос нет. Опытов было очень много за 90-е годы.
И вообще некоторые комментарии по формированию православной политической силы или политических сил делаются людьми как будто вчера родившимися и не знающими о том, что и в истории России (особенно в начале XX века), и в истории постсоветской России (в 90-е годы) было очень много примеров христианского политического действия. Другое дело, что в 90-е годы эти примеры были малозначимыми, и имела место в целом свойственная нашей православной общественности проблема: раздробленности и большого количества мелких вождей, каждый из которых считал себя центром вселенной, а конкурентов врагами народа. Иногда дискуссия велась более или менее корректно, иногда она велась в жесткой форме между лидерами разных христианских политических групп. Тем не менее, идея такая в обществе присутствовала.
Очень интересно об этом писал А. В. Щипков в книге на тему попыток воссоздания христианских политических сил в России в 80-90-е годы.
Сегодня есть уже три, возможно, четыре группы, собирающиеся создать некие политические организации, которые вряд ли будут называться официально христианскими или православными, потому что это не допускается законодательством о политических партиях, но в то же время они могут придерживаться христианских ценностей в той или иной форме в своей деятельности.
Что получится у этих групп я не знаю. Есть две более крупные политические сети, которые будут формировать политические партии с некоторым набором ценностей, связанных с Православием.
Пока во всем этом бульоне нет элементов, стремящихся к объединению. Вполне возможно, что все и кончится тем, что будет создано большое количество разных объединений, которые будут находиться в определенной оппозиции друг ко другу. Мне бы хотелось надеяться, что раздробленность будет преодолена, но для этого нужно либо чудо, либо какие-то очень сложные механизмы.
Одна версия объединительных процессов могла бы быть следующая. Нам нужно поступать в целом ряде инициатив, связанных с православной общественностью по принципу полицентричности. Избрать одного лидера нам никогда не удастся. Нужно иметь на равном уровне какое-то количество заметных фигур, и фигурой, которая могла бы обеспечивать единство тех или иных организационных процессов, стала бы фигура секретаря, координатора и т. д. Если появится что-то подобное, может, появится и шанс на объединение. В противном случае мы будем иметь набор разных групп и инициатив. Было бы важно, чтобы люди, которые составляют эти группы, имели перед глазами как дореволюционный опыт, во многом удачный, так и опыт 90-х годов, который по большому счету не состоялся именно из-за раздробленности и мелкого вождизма.
Универсальная электронная карта: риск тотального контроля?
Докладчик подробно ответил на вопрос об универсальной электронной карте:
Есть какое-то количество людей, которые не принимают этой карты, и Церковь много раз вела переговоры с органами власти разных уровней относительно того, чтобы принятие этой карты было добровольным. Как Минздравсоцразвития, так и власти города Москвы, заверили представителей Церкви в том, что добровольность будет соблюдаться. Минздравсоцразвития сделало разъяснение, правительство Москвы от разъяснений уклонилось, хотя о них была достигнута договоренность.
Пока карта не присваивается как обязательный документ, и есть основания, чтобы в обозримом будущем добровольность сохранялась, но одновременно поступают противоречивые импульсы. С одной стороны, нас заверяют, что карта не будет использоваться как документ, удостоверяющий личность, поскольку наши правоохранительные органы и спецслужбы опасаются того, что карту будет легко подделать, что при помощи карты одного человека можно будет выдавать за другого. С другой стороны, поступают сигналы о намерениях создать некую государственную базу данных, которая будет интегрировать сведения обо всех действиях, предпринимаемых с помощью универсальной электронной карты.
Такая база данных многих пугает. Проблема в том, что все действия человека будут в этой базе данных учитываться и отслеживаться: успехи и неуспехи в работе или учебе с детского сада до пенсии, обращения к врачу, перемещения по стране или по миру. Это значит, что если у тебя отнимут идентификатор, ты становишься вычеркнутым из жизни общества. Ты становишься никем, и при тенденции к уменьшению количества наличных денег, ты можешь оказаться без элементарных вещей, связанных с жизнеобеспечением.
Интуиция у людей в некоторых аспектах этой проблемы работает очень правильно, и к ней стоит прислушаться.
Нужно ли ломать традиции?
Отвечая на вопрос о предложении протодиакона Андрея Кураева перенести празднование Рождества на 1 января, отец Всеволод согласился с тем, что календари в достаточной степени условная вещь, но ломать традиции не стоит.
На небе, где нет времени, всегда праздник, и христианин должен помнить об этом. Но есть определенная, выработанная веками система церковных праздников, на которую завязан богослужебный год. Празднование Рождества Христова имеет укорененность в святоотеческой мысли, оно отсчитывается от Благовещения.
Тем не менее, были времена, когда Рождество Христово не праздновалось, и люди спасались, были времена, когда Рождество и Крещение праздновалось в один день, и люди спасались, но главное для меня в данном споре не в том, как относиться к высчитыванию определенных дат, а в том, стоит ли ломать через колено традицию, к которой привыкло большинство верующих людей.
Мне думается, что для этого достаточных оснований нет. Некоторые нам постоянно говорят, что нужно жить как весь остальной мир нужно праздновать Рождество тогда, когда его празднуют западные христиане и значительная часть православных христиан. Меня несколько удивляет такая постановка вопроса: опять быть как все! Мусульмане, евреи, китайцы живут по собственному календарю, часто, впрочем, совмещая его с европейским, но они почему-то хотят быть собой, а не "как все". Я думаю, что нам тоже стоит периодически ставить перед собой вопрос: что для нас важнее? Быть собой или быть даже не как все, а как определенная часть населения земли, которая почему-то считает, что быть как все значит, быть как они.
Творить историю вместе
В конце встречи отец Всеволод рассказал о приоритетных направлениях в церковно-государственных отношениях на текущий год.
Прежде всего обсуждение текущей обстановки в стране, в контексте которой мне кажется очень важным максимально помочь диалогу между властью и разными общественными слоями. Люди многим озабочены, они высказываются, это имело место и до известных митингов, и будет после них. Очень важно, чтобы пожелания людей, их видение настоящего и будущего страны не повисали бы в воздухе и чтобы диалог власти и общества не был улицей с односторонним движением.
Важная тема законодательство об образовании. Представители нашей Церкви, и я в том числе, активно участвуют в обсуждении соответствующего законопроекта. Очевидно, он будет рассматриваться уже в этом году в Государственной Думе.
Еще одна важная тема реализация закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Приняты подзаконные акты, которые регламентируют реализацию этого закона, и значит, в самое ближайшее время этот механизм начнет работать. Этот механизм, конечно, еще придется отлаживать. Сейчас создана специальная комиссия по их рассмотрению конфликтных ситуаций, связанных с передачей религиозным организациям имущества религиозного назначения. В комиссию вошли яркие люди: Юрий Вяземский, Ольга Васильева представители Академии государственной службы и народного хозяйства, и известный православный искусствовед Ирина Языкова, представители самых разных ведомств. От нашей Церкви там будем епископ Подольский Тихон и ваш покорный слуга.
Будет обсуждаться тема миграции. Формируется новая концепция государственной миграционной политики, мы будем ее обсуждать.
Не будем забывать, что текущий год год российской истории, в который празднуется несколько важных памятных дат. Это и 1150-летие зарождения российской государственности, это и 400-летие преодоления Смуты, это и 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года.
Все эти даты дают серьезную почву для размышлений о прошлом, настоящем и будущем страны. Я надеюсь, что все не ограничится торжествами с фанфарами, а мы сможем на уровне культуры, на уровне СМИ, на уровне серьезного общественного дебата, вместе, государство, Церковь и общество, поразмыслить над тем, что для нас значит наша история и какие выводы для будущего мы должны из нее делать. Ведь история не только прошлое, история это прошлое, настоящее и будущее. Зная историю, ты лучше можешь творить историю. А нам нужно именно творить историю, не полагаясь на судьбу, не оставляя все только на усмотрение власть имущих или каких-то особых влиятельных, богатых и активных людей.
Нужно творить историю вместе и не бояться этого.
По материалам источников: Православие и мир