В рамках проводимого Патриаршим центром духовного развития молодежи при Даниловом монастыре Общедоступного православного лектория 17 января в Центральном доме журналиста протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопрос слушательницы:
После принесения Пояса Богородицы Ватопедский архимандрит Ефрем находится в заключении, многочисленные отзывы об этом мы наблюдаем в СМИ. Как вы на это смотрите? Нужно ли православным христианам объединяться в защиту старца Ефрема, или нужно промолчать об этом? Я на данный момент при себе имею бланки подписей в защиту старца Ефрема – могу их предоставить, чтобы люди могли подать свой голос.
Спасибо большое. Дело благое, я сразу подпишусь. Те, кто желает – тоже могут это сделать.
Если я правильно понимаю, по одному из судебных дел был вынесен приговор, который отменен Верховным судом Греции. По второму делу осуществляются следственные действия и ожидается достаточно долгое судебное разбирательство.
Озеро с островом, из-за которого разгорелся сыр-бор, исторически принадлежало монастырю, и его право было закреплено не только древними актами византийских императоров и турецких властей, но и законодательным актом Греции от 1924 года, то есть, вполне современным по нашим меркам документом, который потом был беззаконно отменен.
Монастырь пытается восстановить справедливость. Она была восстановлена одним из решений судов. А дальше возникает вопрос о том, насколько корректно, в том числе, с точки зрения экономических интересов греческого правительства, был произведен обмен озера с островом, уже достаточно долгое время занятых светскими учреждениями и обремененных планами под застройку, на некоторую недвижимость в Афинах и других районах Греции.
Спор, конечно, сложный. Ясно, что он будет тянуться в лучшем случае месяцами, а, скорее всего, годами. Он уже тянется долгие годы. Но вне зависимости от хода и исхода этого спора, совершенно очевидно, что обстоятельства данного дела, обстоятельства жизни отца Ефрема мало вяжутся с теми основаниями, которые обычно применяются для заключения под стражу подозреваемого, в рамках как международного права, так и национальным законодательством большинства государств.
Как правило, заключаемый под стражу подозреваемый – это общественно опасное лицо, лицо, которое имеет склонность либо к давлению на следствие, либо к тому, чтобы скрыться от правосудия.
Я совершенно убежден, что известнейший греческий духовник, настоятель одного из афонских монастырей, который живет абсолютно на виду, и который известен своей предельной честностью в отношениях с окружающими людьми, не представляет опасности для общества, не склонен к тому, чтобы скрыться от правосудия, не склонен к тому, чтобы оказывать давление на кого-то.
Поэтому возникает вопрос о том, насколько соразмерна эта мера заключения под стражу по отношению к человеку, который настроен на взаимодействие со следствием, который не представляет общественной опасности, который серьезно болен, и, конечно, очень страдает как физически, так и нравственно, оказавшись сейчас в тюремной камере.
Источник: Православие и мир