Результаты последних исследований итальянских учёных очень интересны. Они подтверждают подлинность христианской святыни, сказал архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря. Только не надо забывать, что и эти, и другие исследования Туринской плащаницы и связанные с ними открытия не могут радикально повлиять на нашу веру. В нашем монастыре есть копия Туринской плащаницы, одна из пяти существующих в мире. Для нас это не только объект исследований нашего научного центра, но прежде всего икона. Она была освящена в 1997 году Патриархом Алексием как Нерукотворный Образ Христа. Перед этим Образом у нас совершаются службы, люди почитают святыню.
Тайна уникального образа
Так отец Тихон прокомментировал недавнее сообщение об итогах пятилетней работы группы итальянских учёных, которые с помощью самых современных методов изучали ткани Туринской плащаницы. Они опровергли распространённую гипотезу о том, что Плащаница является произведением средневекового мастера-фальсификатора. Отчёт об этом исследовании опубликовало Национальное агентство новых технологий, энергетики и устойчивого экономического развития (ENEA).
Главный вывод, который содержится в этом отчёте: Плащаница не может быть средневековой подделкой. Даже сейчас человечество не располагает такими возможностями, чтобы сфальсифицировать уникальное изображение на Плащанице, которое появилось на ней таинственным образом около двух тысячелетий назад.
Считается, что это тот самый, известный из Евангелия погребальный саван, в который был завёрнут Христос. По преданию, Плащаница тайно хранилась у христиан, потом её перенесли в Константинополь, там во время крестового похода XIII века она исчезла, а обнаружилась во Франции у рыцаря-тамплиера Жеффруа де Шарни, затем побывала в нескольких городах Европы, где не раз страдала от пожаров. И наконец, с 1578 года по сей день Плащаница находится в Туринском соборе Иоанна Крестителя.
Леонардо ни при чём
Её современная история началась с фотографии. В 1898 году, когда появились первые фотоаппараты, снимок Плащаницы сделал итальянский фотограф Секундо Пиа. Проявляя пластину в лаборатории, Пиа был поражён. На негативе обнаружилось то, что раньше в позитивном изображении не было видно: фотографически реальный лик человека и многие детали, в том числе следы от бичевания и распятия.
Как появилось на полотне такое изображение? Версий выдвигалось огромное множество. Вплоть до того, что Плащаницу каким-то неизвестным способом создал Леонардо да Винчи. Однако ни одна из версий ничем не подтверждалась. Всё говорит за то, что в момент воскресения Христа произошло какое-то необычайное, неизвестное пока нам излучение, которое и оставило свой отпечаток.
Как копия святыни оказалась в Москве
Плащаница находится в специальном шкафу дарохранительнице, там поддерживается постоянная температура и постоянный уровень влажности. Она защищена бронированным стеклом, и стекло в свою очередь закрыто алюминиевыми щитами, чтобы защитить ткань от света. Она всегда в темноте. Учёные изредка получают доступ к изучению святыни. Одно из крупнейших исследований было проведено под руководством американского физика Джона Джексона. В 1997 году Джексон снял точную копию с Плащаницы. Таких копий, перенесённых на ткань, сейчас в мире всего пять. Одну из них Джексон передал в Москву, в Сретенский монастырь, где под началом российского физика Александра Белякова создан Центр изучения Туринской плащаницы.
Доктор Джексон создал трёхмерное изображение человека, погребённого в Плащанице. Для этого он применял военно-воздушный прибор превращения снимков в рельефную карту местности и специальные компьютерные программы, точечно сопоставляющие глубину и чёткость отпечатков. Открытия, сделанные им в этой области, признаны мировым научным сообществом и Церковью. Во многом на их основе Мелом Гибсоном был снят фильм "Страсти Христовы".
"Фотография Христа"
Руководитель Сретенского центра изучения Плащаницы Александр Беляков тесно сотрудничает с Джексоном. Сам он увлечён этой проблемой давно. Ещё в советские годы, как он говорит, его необыкновенно взволновал сам факт, что существует "фотография Иисуса Христа".
Уже тогда я подумал, рассказывает Беляков, если это правда, то в этом глубочайший смысл. Такой образ Христа не мог случайно появиться и сохраниться на протяжении двух тысяч лет. Понимая, какой процесс за этим стоит, мы отчасти сможем представить, что же там было на самом деле.
Источник: Крестовский мост