Свободен ли творческий человек в своем творчестве?
Смотря о какой свободе идет речь.
Если о свободе выразительных средств то совершенно свободен. К счастью, такого запрета никакая цензура и не выдвигает, и слова Ахматовой: "Когда б вы знали, из какого сора..." остаются не только констатацией факта, но и своеобразной заповедью для художника не пренебрегать в изображении жизни ничем и никем из "малых сих". Одномерно-то говоря, Гоголь в своей "Шинели" выкопал из мусора мира сего плоские мечты бросового человечка , Бодлер в бессмертной "Падали" привлек наше внимание к дохлой собаке, и что такое "Москва и Петушки", как не гуща со дна алкогольного делирия... В документальном фильме "Жара", прошедшем не так давно на телеканале "Культура", есть эпизод, где отец Глеб Каледа, ставший первым в перестроечной России священником, окормляющим заключенных, показал великолепную раму для иконы, слепленную из жеваной пайки тюремного хлеба. Лет двадцать назад я встречался с замечательным кузнецом, оружейных дел мастером, который на моих глазах ковал настоящий дамасский клинок, используя ржавые куски железа, собранные им на помойке. Падший мир разъят грехом на элементы праха но на то и талант художнику, творцу по образу Творца, чтобы видеть живое в, казалось бы, мертвом и воссоздавать, восстанавливать из праха красоту, таящуюся в падшем мире, как беженка-принцесса в лохмотьях нищенки...
Но есть еще одна свобода: свобода произведения-в-себе-самом, выразимся так. Внешне пользуясь свободой выразительных средств, художник может утратить более важную свободу свободы правды. Какая еще правда, может воскликнуть кто-то, ведь все относительно, главное в произведении искусства мастерство!... В чем, говорите, правда? Правда в том, что творчество созидает, а не разрушает. Созидает утверждение жизни вечной, победы любви над смертью, победы света в человеке, несмотря ни на какую тьму и грязь... Грубо говоря, свободное творчество не бывает без-божным (тут, конечно, много тонкостей и оттенков, но тем не менее) я говорю не о религиозной принадлежности, а о векторе, направлении творчества. Произведение, исполненное свободы-в-самом-себе, может быть истинным, не только не будучи формально религиозным, но и используя совершенно отвратительные сами по себе, распадные изобразительные средства. Таков, например, фильм "Сало, или Сто двадцать дней Содома" Пазолини те, кто имел силы досмотреть его до конца, думаю, не могли не почувствовать катарсиса, рывка в свет, финальной сцены, в которой, несмотря на весь ужас и тошнотный мрак, Богоданный закон естества все равно , как слабый росток, пробивается наружу... И напротив внешне привлекательные, пристойные и румяные, как в "Кубанских казаках", изобразительные средства делают неправдоподобными многие произведения того же соцреализма, пропагандирующие апофеоз человека без Бога и без вечности, человека, вся любовь и все счастье которого не далее как до гробовой доски и умозрительной "памяти благодарных потомков" ... С точки зрения вот этой Богоданной правды фантастика сказки является истиной, и мы верим, что в мире, где любовь самоотверженной Герды может растопить ледяное сердце Кая, могут петь цветы и разговаривать вороны но отказываемся верить в самые что ни на есть реалистические реалии глубин человеческого ада, изображенные маркизом де Садом.
"И примете истину, и истина сделает вас свободными" эти слова Христа относятся не только к христианам, но и ко всякой живой душе, и ко всякому художнику. Не приняв истины, художник рискует потерять свободу и попасть во власть зла, греха и распада, и через свое произведение эти флюиды распада распространить вовне... Настоящая свобода художника согласовать свою свободу с животворящей свободой Божьей. Мало создать красивое произведение надо вдохнуть в него жизнь, а на это способна только любовь, которая от Бога. Статуя Галатеи отдадим должное искусству резца была прекрасна, но живой женщиной ее сделала любовь. И то, что Пигмалион, открывая Афродите свои чувства, не стал просить оживить статую, но лишь дать ему жену, похожую на Галатею, может служить примером истинно христианской вещи смиренной молитвы.
Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:31-32).
Источник: Фома