25 января 2012 года первая епископская хиротония совершилась в храме святой Татианы при МГУ. Патриарх Кирилл рукоположил во епископа Николаевского архимандрита Аристарха (Яцурина), бывшего фельдшера, выпускника Московских духовных школ, последние годы служившего в Хабаровской епархии. Первое после хиротонии интервью епископ Аристарх дал корреспонденту "Татьянина дня".
Владыка Аристарх, скажите, пожалуйста, как "изнутри" воспринимается епископская хиротония? Как это ощущается – когда тебя самого рукополагают во епископа, Вы как-то почувствовали эту благодать?
Как сказать о благодати – почувствовал, не почувствовал? Было очень радостное, можно сказать, блаженное состояние.
На хиротонию приехал один священник из Нижнего Новгорода. Когда после Литургии я благословлял народ, то подошел и к нему и благословил. А потом звоню и спрашиваю: "Отец Николай, что же ты не был на хиротонии?" "Как не был? Ты же сам меня благословил!". То есть я его и видел, и не видел, какое-то такое необычное, нездешнее у меня было состояние.
А еще (это мне уже потом сказали), оказывается, когда после Литургии я вышел преподать благословение народу, то так увлекся, шел по храму и благословлял, что не заметил, как проходило время. А меня, оказывается, на солее целых 5 минут ждали, чтобы слово говорить. Обычно ведь после службы устаешь, а тут благодать все покрыла. Помню, правда, потом я отметил, что сумка с облачениями у меня теперь очень тяжелая – там ведь саккос и еще мантия.
А сильнее я благодать чувствовал, когда меня в Троице-Сергиевой лавре рукополагали во священника. Шла служба – и я чувствовал, как и говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, что то, что происходит – это небо на земле. Это действительно было нечто необычное, неземное. Примерно в течение двух недель после иерейской хиротонии у меня было особенное состояние: приходил на трапезу, справа и слева сидели братья, а я оставался как бы внутри себя, эта цельность не терялась. Потом, правда, начались послушания, и это состояние рассеялось.
Монашеский постриг Вы восприняли не так сильно?
Говорю: благодать наиболее сильно почувствовал, когда меня рукополагали во иерея. Благодать ведь вообще по-разному действует.
А уже почувствовалось что-то новое, например, в совершении богослужения?
Как архиерей я сам пока еще Литургию не совершал. Сейчас буду сослужить Патриарху Кириллу на хиротонии своего собрата, архимандрита Ефрема. Но пока сам лично не служил, об изменениях судить трудно.
Вы очень волновались, когда перед хиротонией надо было исповедовать свою веру, ответить на вопросы?
Я наволновался за предыдущее время, а здесь уже был в действии. Хиротония во епископа занимает на Литургии дополнительное время, к тому же, для Патриарха это дополнительная нагрузка, но я отметил, что Святейший не торопится, делает все на совесть и вкладывает в то, что совершает, все свое чувство.
Человек призван быть личностью, Бог дает ему возможность раскрыться как личность, и поэтому к каждому нужно относиться по-особенному, как к уникальной, любимой Богом личности. И Патриарх Кирилл относится к человеку очень лично, каждого помнит и указания дает не общие, а конкретные, подходящие именно для того, к кому обращается в данный момент.
Накануне хиротонии Вы приходили в Татианинский храм помолиться на всенощном бдении. Так полагается перед хиротонией?
Вечерняя служба является подготовительной перед Литургией, и присутствовать и молиться на ней должен каждый православный христианин, который готовится к Причастию. Некоторые об этом забывают и считают, что достаточно просто прийти на Литургию, но это неверно.
Я мог сходить в любой храм, например, в тот, который ближе всего расположен к месту, где я остановился на время пребывания в Москве, но мне хотелось почувствовать атмосферу храма, в котором меня будут рукополагать, постоять в этих стенах.
А почему не служили?
Так как я был уже "избранный и нареченный", то должен был надеть митру и вытеснить настоятеля. Но зачем? И так ведь Литургию возглавлял Святейший Патриарх, да к тому же меня рукополагали... Все-таки Татьянин день – это престольный праздник, и было бы просто невежливо и некрасиво еще и вечером занимать в этом храме какое-то первенствующее место на богослужении.
Как Вам почувствовался храм?
В Татианинском храме у меня было очень приятное ощущение, храм довольно высокий, светлый, ничто в нем не давит.
Это было Ваше первое посещение храма святой Татианы при МГУ?
Лет 16 назад, еще до отъезда на Дальний Восток, я приходил сюда, чтобы увидеться с отцом Максимом Козловым, который был моим преподавателем в Академии, но встреча наша не состоялась.
После Академии я служил на подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве.
В 1995 году игумен Марк (Тужиков), с которым мы вместе принимали монашеский постриг, был хиротонисан во епископа Хабаровского и Приамурского, и где-то через полгода после того, как возглавил Хабаровскую епархию, обратился к Патриарху Алексию II с просьбой направить к нему какого-то помощника.
Поскольку мы были сопостриженники, была предложена моя кандидатура и подписан указ о моем назначении в Хабаровскую епархию, и на старый новый год 1996 года я приехал на Дальний Восток. Причем я не полетел туда на самолете. А поехал на поезде, через всю страну, так как интересно было посмотреть Россию.
Приехали – а в епархии всего несколько храмов открыто, кафедральный собор – деревянный и у самого вокзала... Конечно, владыка Марк много потрудился, чтобы храмы были построены. Хоть и считают, что главное душепопечение, но без храмов тоже не обойтись! В конце концов, надо же, чтобы было, где молиться, где совершать Таинства.
В Хабаровске я пробыл три с половиной года. Еврейская автономная область тогда входила в состав Хабаровской епархии, и меня назначили настоятелем прихода святого апостола Иакова в Биробиджане.
Как-то почувствовалась разница в служении в Москве и на Дальнем Востоке?
Люди на Дальнем Востоке очень хорошие, без каких-то комплексов, без ненужного совершенно "православного имиджа". В некоторых московских храмах было, что надо встать так и так, здесь повернуться, помнить, что, например, тут у окна – чье-то определенное место и его нельзя занимать... А там как-то все было проще, а люди очень отзывчивые.
Сектанты – серьезная проблема для Дальнего Востока?
Сектанты – люди с очень сильно деформированной личностью. В них как будто заложена какая-то программа, так что они толком не понимают, что говорят. Даже видя, что я в облачении иду по городу, все равно подходили и пытались обратить к себе. Я с удивлением говорил: "Да Вы видите, что я православный священник? Как у Вас ума-то хватает ко мне подходить с этим?" "А, да...".
Сектанты очень жестко увязают в своем учении, а Православие учит, что человек должен быть свободным. Патриарх не устает об этом говорить, а многие, может быть, не понимают, что оно призвано освободить человека от рабства стереотипам, греху, чтобы он раскрылся как личность.
Не всем в храме служить, не все могут каждое воскресенье в храме молиться, но главное человек должен освободиться от греха. Если человек в своей семье соблюдает мир, если не стесняется среди друзей сказать о Боге, может быть, причащается всего 4 раза в году (как это раньше было на Руси), если заповеди Божии для него – главный жизненный ориентир, то он настоящий православный христианин.
Конечно, желательно, чтобы люди ходили в храм, но бывает, что одному человеку трудно переступить церковный порог. Например, в Биробиджане я встречал несколько человек таких. Как-то на исповедь пришел мужчина и за руку держит девочку лет восьми. Говорю: "Она уже вроде как взросленькая, Вы ее отпустите, пусть она сама...". А он отвечает: "Да нет, это не я ее привел, это она меня привела. Я несколько раз пытался переступить порог храма и не мог. А соседскую девочку попросил и она меня провела". И вот они вместе пришли. Поэтому нужна община, нужны друзья среди православных, и это направление очень важно развивать.
Сейчас люди знают, где находятся храмы, как туда прийти. Они и приходят, когда им надо – свечи поставить, молебен заказать. Но проблема в том, что не для всех храм становится частью жизни.
Последнее мое место служения – поселок Эльбан Амурского района Хабаровского края, где я прожил около восьми лет. В первые три года не каждый решался ко мне подойти, а спрашивать о чем-то предпочитали через своих знакомых, которые трудились в храме. Хотя, конечно, напрасно они не решались обращаться ко мне непосредственно. Потом ко мне привыкли, стали запросто подходить, спрашивать, я стал своим. И началась некая успокоенность, уверенность в том, что храм есть, батюшка есть, и все это никуда не денется, так что в любой момент можно будет подойти и решить свои вопросы.
Люди забывают, что мир очень агрессивен и обязательно внесет в их жизнь что-то свое, если она не будет заполнена чем-то духовным.
Мы каждый день кушаем, пьем, дышим, и так же постоянно надо обновлять и питать свою душу. Многие об этом до конца не задумываются. Думают: один раз покрестился, книжку прочитал и можно успокоиться, потому что я знаю, как надо. А знать мало, необходима христианская жизнь. Она может принимать разные формы, но надо непременно посещать храм и причащаться. Не просто прийти и свечку поставить, а подготовиться и причаститься. Один друг мне говорил: "Я понимаю, это моя ошибка, что я давно не причащался. И мне порой не хватает сил, чтобы не унывать, не раздражаться в ответ на какие-то проявления нашей жизни".
Владыка, можно попросить Вас преподать архипастырское наставление о том, что Вы сами считаете важным?
Не думайте, что у каждого еще очень много времени, чтобы все успеть. Вот мне, например, 46 лет, я уже прожил минимум полжизни: сто лет вряд ли проживу, так что, возможно, мне осталось меньше половины. Пусть каждый подумает, успевает ли сделать он все, что хотел сделать. А то некоторые откладывают, думают: "Да я успею, это никуда не убежит...". Так ни в коем случае не должен думать никто. Духовный багаж надо собирать каждому, дело личного спасения нельзя откладывать. И если ты узнал, как надо, загорелось твое сердце надо торопиться это выполнить, пока есть возможность и сердечное побуждение. Чуть-чуть отложил – и потом без этого сердечного горения, которое у тебя возникло, вряд ли сделаешь.
Для себя как некий план я наметил, что тем людям, которые готовы меня слушать и слышать, надо попытаться не просто рассказать, как надо жить по-христиански, но дать возможность вкусить от плодов. Как старец Паисий говорит, мы должны попробовать конфетку, чтобы знать, какая там (показывает наверх) кондитерская фабрика.
Человеку можно дать конфетку – он скажет "спасибо" и положит в ее карман, даже не посмотрев на нее, не развернув, не попробовав. А в кармане она может растаять, так что вместо пользы и радости случится так, что еще и придется карман очищать, и выйдет один вред там, где могла бы выйти польза.
Так вот многие и Библию ставят на книжную полку. Спросишь: "Ты Библию читал?" Да. – "А какая тебе книга понравилась?" – "Ну, Библия" – "Там 50 книг, какая тебе понравилась, твоей душе?". Человек молчит, потому что знает, что это хорошая книга, ценная, стоит у него на видном месте, он с нее пыль регулярно стирает... но он ее не полюбил, не попробовал, ничто не отозвалось в его сердце, эта книга не стала частью его жизни. А время жизни на земле дано для того, чтобы включаться в жизнь, быть хозяином на своем месте, потому что каждый – на своем месте. Даже Иоанн Креститель не потребовал от воинов, чтобы они меняли профессию, он только сказал, что они должны выполнять свою работу. Кто-то ведь все равно должен ее выполнять. И если это твоя работа – не отказывайся от нее, а делай ее честно и по-христиански.
Источник: Татьянин день