ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Последний звонок, или О том, как детские грезы отрываются от реальности

Подростковый кризис или ошибки взрослых

Владимир Легойда :: 02 февраля 2012

До сих пор не могу отойти от одного ошеломляющего разговора с 11-летним мальчиком. Назовем его Петр. Знакомы мы с ним довольно давно. Мальчик не по годам развитый, из, что называется, новой традиционно православной семьи. Семья хорошая: родители с прекрасным образованием, телевизора в доме нет, воспитание и образование детям стараются дать серьезное и глубокое, церковная жизнь никогда не сводилась лишь к внешним формам...

Помню, с каким радостным удивлением слушал я пару лет назад его рассказы о том, как и чем он живет. Передо мной стоял человек с огромным миром положительных фантазий: мальчик писал романы, увлекался историей, рассказывал мне, как во дворе и в классе они с друзьями играют в военные события – но не в Рэмбо, а в благородных офицеров; в речи часто звучали слова честь, благородство.

...А недавно мы встретились вновь – после продолжительного перерыва. Петя оказался в новой гимназии (кстати, одной из лучших православных гимназий Москвы), но из этой гимназии он хочет уйти, точнее, такое решение приняли родители после рассказов сына и увиденного в школе. Но – обо всем по порядку. Разговор наш начался с моего вопроса о том, как проходят его офицерские баталии. Как-то почти по-взрослому, серьезно глядя мне в глаза, Петя сказал: "Я больше этим не занимаюсь, это была ошибка". Когда я спросил, в чем же ошибка, он ответил примерно следующее: "Это были детские грезы, оторванные от реальности". Я мысленно списал эти слова на то, что в переходном возрасте и не такое услышать можно. И спросил его: "А сейчас чем же ты занимешься?". Он ответил, что попыткой "повысить свою популярность в классе". Оказывается, в его православной гимназии учится мальчик, сын то ли священника, то ли диакона, который обогнал всех в популярности. А популярность его определяется тем, что он лихо управляется с современными гаджетами, у него самые модные в классе наушники – точнее не помню, но что-то в этом роде. Однажды, пожаловался мне собеседник, этот мальчик его даже побил. "Как так?" – спросил я. "Дело в том, что я привык решать все споры словами. Ему это было непонятно, а ответить на его "языке" я не смог". Еще он рассказал, что в классе есть девочка, которую все регулярно гнобят – насколько я понял, фильм "Чучело" вполне актуален и в православной гимназии. Еще рассказал, что одним из главных развлечений среди учеников считается зайти... в туалет для девочек. Увидя ужас в моих глазах, Петя быстро пояснил: только в нем есть окно, выходящее во двор. А во дворе рядом с гимназией располагается отделение полиции, насколько я понял. И из окна проходящим мимо сотрудникам можно кричать что угодно, оставаясь незамеченным. "Полицейские очень сердятся, так как нас не видят – почти с восторгом говорил Петр, – а один даже направил в нашу сторону автомат, но все равно нас не заметил". На мой изумленный вопрос: "Как же так, дружище, раньше у тебя были совершенно иные интересы?", – мальчик лишь пожал плечами: мол, куда ж деваться?

Конечно, опытные психологи расскажут на этом месте об особенностях переходного возраста. Безусловно, и в нашем детстве были подобные шалости, разной степени невинности. И все же...

Я, конечно, не могу сделать однозначного вывода о том, насколько фатальна или даже просто типична та ситуация, которую описал мне мальчик. Но вот уже несколько дней я не могу забыть и того разговора с ним. В голове не укладывается, что подобное происходит в одной из лучших православных школ Москвы. Мне не хочется никого обвинять или тем более поучать. Ведь ответ на поучение может быть только один: иди туда сам и преподавай, воспитывай. А я точно знаю, что не пойду. Более того. Я уверен, что школа эта вполне заслуженно является одной из лучших, и, полагаю, не только среди православных школ. Я не сомневаюсь в том, что там хорошие учителя и ученики. Да и мой добрый друг Петя не превратился в монстра. Он по-прежнему добрый, умный, прекрасный мальчик.

Просто эта история заставила меня еще раз подумать о том явлении, которое принято назвать неприятным словом "обмирщение".

...Так как же получается, что именно подростки погружаются в мир мелкого греха ("Апокалипсисом мелкого греха" назвал одну из своих книг владыка Иоанн Шаховской)? Несомненно их учат вычитывать правило, регулярно посещать храм, не есть скоромного в постные дни... Стремятся – намного реже, но все-таки – и привить навык живого общения с Живым Богом, и прежде всего – в таинствах. Опытные духовники даже учат каяться... При этом я не имею в виду вбивание себя в землю по макушку под обличающим перстом, а стремление рассматривать свою жизнь перед лицом Божиим – ради любви, в которой суть Нового Завета между Богом и человеком.

И все же... Очевидно, что наша уверенность в том, что православное окружение совершенно изолирует человека от того, чем живет мир, не подтверждается практикой. Много ли в рассказанной истории отличий от обычной современной школы? Похоже, даже в лучших православных школах нередко определяющим для поведения детей является не христианское содержание, а такой вот общий фон не вполне здорового подросткового сообщества.

И все это волнует меня намного больше, чем любые митинги и шествия, которые сейчас определяют повестку дня.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама