В субботу 4 февраля Борис Гребенщиков встретился с учащимися Московской духовной академии. Как уже писал "Фома", разговор получился неоднозначный: БГ рассказал о своих религиозных взглядах и расхождении с Православием, в тоже время постарался быть предельно комплиментарным по отношении к аудитории. Зачем эта встреча была необходима и достигла ли она своей цели? Поделиться впечатлениями мы попросили ее участника, протоиерея Максима Козлова.
Отец Максим, это была первая встреча Артклуба при Московской духовной академии. Почему пригласили именно БГ?
Если говорить о современной музыке последней четверти века, даже более чем четверти века, ведь "Аквариуму" уже около 40 лет, то с точки зрения влияния на эстетические и музыкальные предпочтения и вообще на мировоззрение очень многих наших соотечественников, редко кто может сравниться с Борисом Гребенщиковым в этой области. Притом влияние это все же не бессмысленно, не два притопа, три прихлопа, не "в голове моей Наташки одни букашки". Это человек, может быть, и не близкий нам, не тождественный православным христианам по мировоззрению, но и думающий. Самое главное, он человек исключительно одаренный музыкально. И мы ведь должны уметь вести диалог и выслушивать людей не только одних с нами взглядов. В конце концов, друг друга мы и так хорошо понимаем. Мы должны уметь слушать и тех представителей современной культуры, которые, может быть, с нами не единомысленны, но при этом являются значимыми художниками.
Мне представляется, что каждый художник в акте творчества становится больше самого себя. Сам Гребенщиков на этой встрече говорил, что неблагодарное это дело говорить о песнях, что лучше музыку слушать. И музыка Гребенщикова в лучших его произведениях ("Серебро Господа моего", "Небо становится ближе" или из последнего альбома "Назад в Архангельск" песня "Небо цвета дождя") поднимает душу над будничной суетой и так или иначе устремляет ее к темам, связанным с вечностью, бессмертием, с бытием души, что по нашему суетному времени и вовлеченности людей в основном в практически-материальное и жизненно конкретное, очень и очень важно.
Как бы Вы оценили прошедшую встречу? Она удалась?
Музыкальная часть была великолепной, нужно отдать должное Борису Борисовичу, который сумел выбрать, с одной стороны, те песни, которые вполне корректно и уместно звучали в Малом актовом зале Московской духовной академии. Как он сам выразился, в окружении портретов старцев нужно петь нечто сообразное. С другой стороны, это не было засушенно-диетическое пение. Звучали в том числе очень и очень дорогие старые и новые песни. Что касается диалога, то он, по крайней мере, был открытым и доброжелательным. Гребенщиков не скрывал своей, на мой взгляд, вполне эклектичной мировоззренческой позиции. В свою очередь, наши учащиеся и преподаватели не скрывали своего несогласия с этой эклектичной мировоззренческой позицией, но делали это в форме корректной и не оскорбительной. И поэтому диалог можно считать состоявшимся.
В заключительной части, когда от лица собравшихся я напомнил Борису Борисовичу, что при разговоре о едином Боге, который может быть познаваем в разных религиях, мы никак не должны забывать, что для нас, для православных христиан, под единым Богом можно понимать только Бога в Троице Господа Иисуса Христа и что на небе нет другой небесной церкви буддистской, ламаистской или мусульманской, кроме церкви Христовой. Он очень радушно сказал, что с этим и спорить не будет. Это, мне кажется, немало.
Вам не показалось, что семинаристы и учащиеся Академии на встрече были все-таки несколько зажаты? То есть они либо как-то неосторожно спрашивали, слегка "с наездами", либо просто не вступали в дискуссию?
Мне кажется, для того чтобы им научиться вести подобный диалог, и нужны такие встречи. В конце концов, выходя на служение, на приходе они не будут иметь дело только с единомышленниками и людьми, согласными с нами во всем. Мы же отчетливо понимаем, что цельных по мировоззрению православных христиан в нашем Отечестве отнюдь не большинство. Тяготеющих к Православию очень много, латентных православных тоже хватает, а вот именно мировоззренчески православных отнюдь не большинство. И поэтому навык разговора с людьми, выслушивания людей, которые стоят на не тождественных нам позициях, и при этом умение донести до них наше цельное православное мировоззрение, думаю, для студентов очень важно, этому тоже нужно учиться. Я надеюсь, что Артклуб при Московской духовной академии будет помогать в этом.
А собственно по поводу религиозных взглядов БГ что Вы можете сказать? Насколько он, как Вам показалось, устоявшийся в своем мировоззрении человек?
Я там специально рассказал следующий анекдот. На экзамене по философии отвечает один батюшка про Гегеля. Гегеля не читал, а учебник читал. И говорит: "Гегель был электрик". Экзаменатор даже опешил: "Вы уверены? Годы жизни его, может, вспомните?". "Да нет, точно, у меня и в конспекте записано". Несет конспект, показывает: "Гегель был эклектик".
Я на этой встрече старался не обидно для Бориса Борисовича указать на определенную эклектичность его взглядов. Хотел шуткой дать повод задуматься и Борису Борисовичу о его мировоззрении. Пока человек живой, а он-то уж точно живой человек, есть надежда на динамику взглядов в правильном направлении. Боюсь людей, которые уже целиком устоялись и считают себя уверенными до йоты в правильности своих взглядов. Поэтому, по крайней мере, такой убежденности, что он все знает, в текстах Гребенщикова и в его высказываниях я не услышал.
Источник: Фома