В столице взяла старт вторая волна общественных слушаний по строительству храмов "Программы-200". На прошлой недели прошла серия слушаний в разных районах Москвы: Бескудникове (Дмитровское шоссе, 82), Дмитровском (ул. Софьи Ковалевской), Войковском (1-я Радиаторская, 9), Аэропорт (ул. Верхняя Масловка), Молжаниновском (Ленинградское шоссе, 236, и платформа Новоподрезково), Левобережном (Прибрежный пр.,11), Нагорный (Варшавское шоссе, вл. 100), Текстильщики (пересечение Волжского бульвара и ул. Окская). Тем, кто по долгу службы следит за ходом слушаний, ситуация хорошо знакома. У храмов почти в любом районе находятся не только сторонники, но и противники. И тем и другим дают слово. И те и другие высказывают свое мнение. Но когда доходит дело до голосования и письменных отзывов, как правило, выясняется, что сторонники строительства имеют кратный перевес. Если храмоборцам удается собрать от 100 до 350 подписей, то храмозащитники всегда имеют около 1000 или больше. Вероятно, причин тут несколько. Не только большая численность и сплоченность будущих прихожан, но и их справедливая обида на несимметричное применение градостроительных законов. Ведь строительство светских объектов, в том числе не вполне совместимых с православной этикой (ночные клубы, букмекерские конторы, торгово-развлекательные центры) никогда не требует одобрения православных верующих. Те никогда и не протестуют по этому поводу. А вот решать вопрос о строительстве храма почему-то доверяют не только верующим, но и атеистам. Странно, право...
Примечательная особенность слушаний состоит в том, что учитывать их результаты районные власти могут по-разному, а могут не учитывать вовсе. Между тем, среди чиновников тоже встречаются разные люди: православные и атеисты, альтруисты и воинствующие антиклерикалы. Раз на раз не приходится.
Когда районное начальство настроено антицерковно, с ним сразу же входят в контакт инициативные группы антиклерикалов. И запускается одна и та же, хорошо отработанная схема, в православных кругах получившая название "карусель". Суть в следующем. Чиновники, что называется, при исполнении. Напрямую игнорировать статьи Градостроительного кодекса (о необходимости проведения слушаний) им не с руки. А результат легко предугадать: желающие порадеть за храм Божий охотнее отложат все дела, чем любители торгово-развлекательных центров, автосервисов или автостоянок на дворовых территориях: другая цена вопроса. Поэтому безопаснее для мундира бывает замотать вопрос "технически". Из всех возможных участков для строительства предлагают тот, к которому впоследствии можно предъявить претензии. В связи с близостью парковой зоны, коммуникаций или каких-то светских объектов.
Дальше проходят слушания и сбор подписей, но их результат уже не очень важен. Когда слушания прошли, во все необходимые инстанции отосланы сотни подписей храмозащитников и получены необходимые согласования, на сцене появляется некое техническое лицо, неважно, геодезист или сотрудник санэпидемстанции, которое теперь – именно теперь! – заявляет о непригодности участка. И – запускай карусель по новому кругу. О том, почему это лицо не явилось на этапе принятия решения о выделении – вопрос риторический. Ответ на него знают чиновники, знаем и мы.
Собственно, ситуация описана еще в советской классике. Что простой пожарник может заменить кипу кабинетных решений и запросто потопить объект, мы знаем со времен Ильфа и Петрова. Впрочем, в книжке о незабвенном Остапе Бендере присутствовала еще организация с милым говорящим названием "Рога и копыта". У нас на такое название могут претендовать некоторые из районных управ.