ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Мужчины и женщины: неравенство от природы

Ирина Лукьянова :: 07 февраля 2012

В Госдуме обсуждается закон о гендерном равенстве. Некоторые разумные люди с высшим образованием объясняют, что различия между женщинами и мужчинами – хоть в строении мозга, хоть в поведении – обусловлены разницей воспитания и гендерными стереотипами. Тем не менее и в Библии, и в Церкви подчеркивается неравенство и разность женщин и мужчин: женщина, например, не может быть священником. Значит, все-таки мы задуманы и созданы разными? Зачем? И что говорит об этом наука?

Мы не крокодилы

У крокодилов, к примеру, пол зависит от того, тепло или холодно было в процессе инкубации яйца: самцы появляются только в наиболее "комфортных условиях", при температуре от 30 до 34 градусов, а в любых других – самки. У крокодилов половых хромосом нет – все хромосомы одинаковые. У людей (и у млекопитающих) по-другому. Все клетки тела человека содержат набор из 46 хромосом, 44 из них у мужчин и женщин одинаковые, а одна пара отличается: у женщин это две Х-хромосомы, а у мужчин – одна X и одна Y.

Человеческая Y-хромосома (мужская) значительно меньше женской, и генов в ней в десятки раз меньше.

Уже в материнской утробе у мальчика, как и запрограммировано соответствующим геном Y-хромосомы, появляются мужские половые железы. Они вырабатывают тестостерон – мужской гормон. Формирующемуся женскому организму тестостерон тоже нужен: с его помощью, например, создается скелет. У женщин этот гормон тоже вырабатывается. Во взрослом женском организме уровень тестостерона примерно в десять раз ниже, чем в мужском. В свою очередь, и женский гормон эстроген в небольшом количестве производят железы мужчины. Оба гормона необходимы обоим полам, но в разных пропорциях.

Ученые полагают, что тестостерон влияет на неравномерное развитие полушарий плода: рост левого, отвечающего за рациональное мышление, стимулирует, а правого, отвечающего за эмоции, сдерживает. Влияет тестостерон и на развитие речи: общеизвестно, что мальчики начинают говорить позже, чем девочки.

Мартышке – куклу, мартышонку – мяч

Подрастая, мальчики позже, чем девочки, начинают сидеть, ползать, ходить, говорить. Различия в поведении становятся заметны довольно рано: мальчики тянутся к "мальчиковым" игрушкам, девочки – к "девчачьим". Нет, девочка с машинкой и мальчик с куклой не нонсенс, однако усилия родителей, которые стараются обеспечить своим детям отсутствие "гендерной предвзятости", часто обречены на провал. Англичанка Мелисса Хайнз и американка Джериэнн Александер установили, что даже у зеленых мартышек малыши-самцы чаще выбирают для игры мячики и машинки, а самочки – кукол. А в ходе одного исследования, проведенного в Кембриджском университете, годовалым детям показывали кадры из фильмов с разными изображениями: девочкам больше нравились лица, а мальчикам – машины.

Уже к трем годам мальчики и девочки однозначно выбирают разные игрушки и разный способ игры: мальчиков тянет к мячам, машинкам и конструктору, играют они большими группами, им нужно больше места; девочки предпочитают играть в небольших группах и довольствуются меньшей территорией. Правда, некоторые ученые считают, что дети просто подражают взрослым – отцы и матери ведут себя по-разному, когда играют с детьми, а воспитатели поучают: "Мальчики не играют в куклы, девочки себя так не ведут".

Согласно исследованиям, проведенным на факультете социальной и возрастной психологии Кембриджского университета, выбор занятий и игрушек, предпочтительных для одного из полов, уровень активности и агрессии тоже прямо зависят от внутриутробного влияния тестостерона на формирующийся плод.

Впрочем, внутриутробным развитием влияние гормонов не ограничивается – их влияние на человеческий организм чрезвычайно велико в младенчестве и в пубертате.

Речь у девочек старшего дошкольного возраста обычно развита лучше, чем у мальчиков, мальчики в начальных классах и ростом меньше, чем девочки, и ведут себя более по-детски. И учебные трудности у них разные. Мальчикам легче дается дедукция – от общего закона к частным примерам, девочкам – индукция: они обрабатывают массу информации и приходят к общему выводу, так что девочкам труднее сдавать тесты на множественный выбор и принимать быстрые решения. Эти различия сохраняются и во взрослом возрасте: считается, что, говоря совсем просто, мужчины обращают больше внимания на главное, женщины – на детали.

Девочки лучше запоминают слова и в целом лучше читают, мальчики – лучше считают; у девочек обычно больше затруднений вызывает математика, у мальчиков – чтение. Мальчики в целом лучше оперируют абстракциями, символами, знаками; девочкам легче учиться по текстам и на наглядных, конкретных примерах (разумеется, и среди мальчиков, и среди девочек есть примеры обратного; эти различия скорее общая тенденция, чем непреложный закон).

Таких различий очень много, им можно посвятить не одну статью; все это десятилетиями заставляет методистов задумываться над тем, не правильнее ли учить мальчиков и девочек отдельно. У адептов раздельного обучения есть множество аргументов в его пользу, у противников – масса контраргументов. Сравнительных исследований здесь не так уж много. Согласно одному из них, проведенному Лондонским институтом образования, раздельное обучение приносит больше выгоды девочкам: мальчики не подавляют их в точных науках, и девочки могут достичь в них большего; у выпускниц британских школ для девочек зарплата на 10 процентов выше, чем у выпускниц школ с совместным обучением. На мальчиков этот закон не распространяется, единственное отличие, которое оказалось статистически значимо, это худшая приспособленность выпускников мужских школ к семейной жизни: они разводятся значительно чаще, чем те, кто учился вместе с девочками.

Экономист Аналия Шлосер из Тель-Авивского университета выяснила на опыте, что лучшие результаты в учебе показывают классы, в которых девочек чуть больше, чем мальчиков – 55 процентов, поведение и отношения между учениками в них тоже лучше. По ее мнению, раздельное обучение дает некоторые преимущества девочкам, но эту выгоду перевешивают потери от дисциплинарных проблем в классах, где учатся одни мальчики. В целом специалисты из разных стран считают существующую сейчас школьную систему более удобной для девочек, чем для мальчиков – может быть, потому, что девочки в целом более спокойны, усидчивы, дисциплинированны и легче выносят монотонную работу. Но в какой степени их дисциплинированность и усидчивость обусловлены биологией, а в какой – воспитанием, выяснить пока не удалось.

Задний ход, кому сказал!

Исследования, посвященные различиям в мозге и способах мышления мужчин и женщин, ведутся постоянно. Уже выявлены существенные различия в размерах разных структур мозга у женщин и мужчин, обнаружено, что во время выполнения одинаковых действий у них активируются разные отделы мозга.

В последние годы такие исследования проводятся с применением магнитно-резонансной томографии, позволяющей заглянуть внутрь черепной коробки живого человека. Несколько научных работ, выполненных разными группами ученых, показывают: мужчины лучше справляются с задачами на пространственное мышление, а женщины – на запоминание и вербальные навыки. Различия эти не фундаментальны и вообще не означают, что у мужчин или у женщин интеллект выше или ниже, это просто разные способы решать задачи, не более. Скажем, несколько исследований показывают, что способность решать задачи на мысленное вращение объектов напрямую зависит от уровня мужского гормона тестостерона: чем он выше, тем лучше решаются задачи. Зато у женщин, к примеру, выше способность справляться с решением нескольких задач одновременно.

Джилл Голдстейн (Медицинская школа Гарвардского университета) при помощи МРТ обнаружила несколько отличий в размерах определенных структур мозга у женщин и мужчин, отвечающих за память, эмоциональные реакции, зрение, слух, восприятие речи и ориентацию в пространстве. Изучение животных показало, что именно в тех областях мозга, которые у разных полов отличаются размерами, сосредоточен максимум рецепторов половых гормонов. Значит, можно предположить, что многие различия в восприятии информации, ее обработке, реакции на нее не воспитываются в людях обществом и семьей, а закладываются еще до рождения.

Мужчины и женщины по-разному ориентируются в пространстве и выбирают маршруты: мужчины оценивают расстояния, женщины придерживаются конкретных ориентиров; ученые связывают эти навыки с тем, что структура мозга под названием гиппокамп у тех и других работает в разных условиях по-разному.

Исследования показывают, что мужчины и женщины по-разному обучаются новым пространственным навыкам в условиях острого и хронического стресса: женщины лучше учатся в спокойной обстановке, мужчины неплохо обучаются в условиях острого стресса, тогда как женщины совершенно теряются. Трудно не вспомнить, как часто отчаиваются женщины, когда мужчины-автоинструкторы пытаются обучить их новым навыкам пространственной ориентации (какой-нибудь злополучной параллельной парковке) в условиях острого стресса. Зато хронический стресс женщины переносят легче.

Справляются со стрессом, с усталостью мужчины и женщины тоже по-разному. Джон Грей, автор бестселлеров о женщинах с Венеры и мужчинах с Марса, в одной из своих книг рассказывает: за снятие стресса у мужчин и женщин отвечают разные гормоны – тестостерон и окситоцин соответственно. Уровень тестостерона к вечеру падает, а для того, чтобы он восстановился, мужчине необходим покой и пассивный отдых. Женщине же, чтобы прийти в себя, необходим окситоцин – а его выработке, наоборот, способствует общение, душевный разговор и нежность. Поэтому не стоит удивляться, когда мужчина после рабочего дня утыкается в газету, а женщина после такого же напряженного дня стремиться пообщаться.

Священник Павел Гумеров в своей книге "Семейные конфликты. Профилактика и лечение" комментирует эти научные изыскания так: "Я думаю, что самое главное как для мужчин, так и для женщин – просто знать эту особенность, понимать, что мы разные, и не принимать наши различия и особенности за личное оскорбление". Жене – не обижаться, что муж лег на диван и ничего не делает, мужу – помнить о том, что жене нужно его внимание и теплые слова.

Лечите женщину

Понимание того, какие структуры мозга и гормоны задействованы у мужчин и женщин в переживании стресса, имеет еще и другое важное практическое значение: оно помогает подобрать адекватное лечение для людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством – тяжелой затяжной реакцией на острую душевную травму: один и тот же препарат может ослабить мучительные воспоминания о травмирующем событии у женщин и не оказать никакого влияния на мужчин.

Депрессию мужчины и женщины тоже переживают по-разному: до пубертата это расстройство несколько чаще встречается у мальчиков, но затем преобладает у девочек. Ученые связывают это с половым различием в выработке нейромедиаторов мозга.

Расстройства аутичного спектра или синдром дефицита внимания и гиперактивности встречаются у девочек реже, чем у мальчиков (или, как считают другие ученые, они просто протекают в более мягкой форме и реже выявляются), а депрессией и посттравматическим расстройством женщины страдают чаще мужчин. У женщин и девочек душевные страдания, говоря проще, обращены внутрь, поэтому им более свойственны тревожность и депрессия, у мальчиков и мужчин – вовне, их реакция на страдания чаще связана с агрессией.

Женщины и мужчины даже болеют по-разному. Житейские наблюдения рисуют ядовитые картины: женщина с высокой температурой хлопочет по дому, мужчина с 37,2 лежит и самозабвенно страдает. Женщины, не осуждайте за это мужчин: учеными доказано, что мы действительно по-разному переживаем одни и те же состояния. У женщин и мужчин и астма протекает иначе, и сердечно-сосудистые болезни, и, если не учитывать эти отличия, можно сделать фатальную диагностическую ошибку, например недооценив стертые симптомы инфаркта у женщины. И от психических заболеваний: депрессии, шизофрении, наркомании, посттравматического стрессового расстройства – пациентов эффективнее лечить с учетом половых различий в протекании болезни.

Два полюса

Зачем мы такие разные? "А зачем разные васильки и ромашки? – спрашивает священник Андрей Усачев, настоятель храма Сретения Господня деревни Шелоховская (Каргопольский район Архангельской области). – Любое действие Бога промыслительно и имеет глубокий смысл. Человек был сотворен единым – в Адаме изначально уже были и мужчина, и женщина. Ведь Бог сделал женщину не отдельным, совершенным человеком – а взял ее от Адама. "Нехорошо человеку быть одному", сказал Господь и создал ему помощницу. У Адама что-то отнялось, у Евы – что-то добавилось.

Мужчины и женщины не просто разные – нередко они зеркально противоположны друг другу: физически, физиологически, в свойствах души. Это легко заметить по тому, например, как по-разному они переносят сложные ситуации: уволенный с работы мужчина может запить, впасть в депрессию – женщина устроится на две ставки, будет крутиться как может и кормить семью. Она здесь – не слабая, а более сильная. Когда мужчина опускает руки, женщина может покрыть все своей любовью, заботой, попечением. Таков брак изнутри: они не одинаковы, у них разные качества, у одного свои сильные стороны, у другой – свои...

Женщина может носить мужскую одежду, но не может думать и чувствовать как мужчина – так и мужчина не может любить как женщина, чувствовать как мать. Бог создал Адама художником, а жену – его помощницей. Их нельзя рассматривать порознь, отдельно друг от друга, не зря же сказано: будут двое плоть едина. Мужчина – генерал по характеру. Но без своего войска, без женщины – он не генерал. Мужчина тоже должен понимать: раз ему сделали помощницу – значит, он один не справляется. Если они будут одинаковы – какой же им смысл объединяться? Раз они призваны к единству – они дополняют друг друга".

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама