ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Какую из этих элит поддерживать Церкви?

РПЦ станет посредником в споре власти, оппозиции и национального большинства

Алексей Гладков :: 20 февраля 2012

В последние недели возник вопрос о том, что нужно, чтобы РПЦ стала посредником в переговорах между "оппозицией" и "властью". Возник он после рождественского интервью патриарха Кирилла на канале "Вести-24" и обсуждается до сих пор.

Однако процесс, который едва начался, некоторые наблюдатели спешат назвать завершенным. А точнее, неудавшимся. Весьма любопытна в этом смысле статья "Церковь как медиатор: много против, ноль за" за авторством Дмитрия Свердлова.

Начинается она с категоричного утверждения:

"Идея использовать Церковь как общественного посредника... применительно к нашим текущим реалиям... оказывается утопичной и во многом провокационной". В чем суть провокации и каковы "текущие реалии", из текста статьи нам узнать не суждено. Зато мы можем обогатиться множеством авторских наблюдений, выводов, предположений и констатаций.

Обычно, – утверждает Дмитрий Свердлов, – общественный диалог обеспечивают "конкурентный парламентаризм и свободные СМИ".

Может ли все это существовать одновременно с наличием в обществе финансового ценза, – такой вопрос у автора не возникает. Но это, в конце концов, его дело, какими вопросами задаваться, а какими нет. Так что наберемся терпения.

Если верить Свердлову, сама потребность в "медиаторе-посреднике" – будь то Церковь или кто-то еще – признак незрелости общественных институтов (в оригинале несколько загадочнее: "механизмов, которые позволяют вести квалифицированной диалог"). Тем не менее – внимание, категорический императив! – мы обязаны "ориентироваться на демократию как парадигму развития страны", а это значит, что надежда на "посредника, как на авторитетного родителя, который в трудную минуту придет и решит все проблемы, не позволит инфантильному обществу повзрослеть".

Странно, право. А вот многие историки утверждают, что Церковь в период первой русской Смуты как раз очень способствовала гражданскому согласию (едва ли не впервые в истории России) и мягкой, демократической смене династии (плюсы и минусы романовского политического проекта – вопрос другой). Но это в сторону.

Внимательный читатель скоро заметит, что начав с тезиса об "утопичности" и "провокационности" посредничества Церкви, Свердлов пускается во все более условные рассуждения о вреде любого общественного посредника, даже самой мысли об этом (ибо она инфантильна). И, наконец, об отсутствии в России "традиции социального диалога" и "конкурентного парламентаризма".

Ближе к финалу, словно спохватываясь, автор "Церкви как медиатора" спешит напомнить, что речь все-таки об РПЦ, а не об исторических изъянах российского светского общества. И на всякий случай оговаривается: авторитет Церкви в политических вопросах сомнителен, а цифра в 80 млн. православных в России "может быть подвергнута критике".

Риторическая ловушка для читательского ума бесшумно захлопывается. Соображения весьма общего плана (о перманентном социальном расколе в обществе) выдаются за аргумент против церковного посредничества как такового. Это звучит почти как "у вас все равно ничего не выйдет, поскольку мироздание несовершенно".

И последний аргумент, уничтожающий все предыдущие (а ну как они не сработают): "нет ощущения, что власть в России на самом деле ищет диалога с протестующими гражданами. А значит, власти и не нужен реальный социальный медиатор".

Словом, тысяча и одна причина не думать о белой обезьяне...

Однако риторика риторикой, но остается вопрос: что делает или собирается сделать Церковь, чтобы в условиях недоверия к конкретной власти удержать общество от сползания к бессмысленному хаосу.

Важный момент состоит в том, что Церковь не может навязать свои рецепты. В этом случае ее не станут слушать, и будут правы. РПЦ, в отличие от политических партий и лидеров, никого не расталкивает локтями. Она может лишь смиренно ждать, когда к ней обратится национальное большинство. А обращение случится тогда, когда чисто партийные (или, если угодно, "парламентские") возможности решения проблемы будут исчерпаны.

Это важнейшее условие для роли общественного и политического арбитра. И, наконец, слова Патриарха о том, что его паства присутствует в обоих лагерях – и на Болотной, и на Поклонной и он не имеет права безоговорочно поддержать кого бы то ни было – уже вклад в мирное разрешение конфликта. Ведь очевидно, что посредник обязан быть вначале миротворцем, а уж потом носителем идейной позиции.

Впрочем, при более глубоком анализе возможен вопрос: а выражает ли хоть одна из сторон позицию, которая могла бы быть поддержана РПЦ по существу?

И это, честное слово, интереснее, чем все на свете теории "гражданственности" и рецепты демократии под ключ.

Диалог нужен не власти. Диалог нужен самой нации. Не с властью, а с собой – точнее, "внутри себя". Тогда, глядишь, и пресловутая власть подтянется.

А вот с таким диалогом пока действительно проблемы.

Главное, что надо понять: на политическом поле не два, а три игрока. Власть, "оппозиция" и народное большинство.

В целом ситуация выглядит так. Левое и консервативное большинство кардинально не устраивает проводимый курс на социальную деградацию. А либеральные лидеры оппозиции твердят о "прозрачности", "фальсификациях" и тяжкой губернаторской доле.

Ну как назвать курс страны, чьи министры складывают в зарубежных банках валютные сбережения под 2-3%, для того чтобы потом – там же! – взять кредиты под 7-9%. Даже ученик начальной школы сообразит: "А почему нельзя взять кредит у себя самого?"

Левоконсерваторы пока еще не знают, как правильно спросить, а власть уже начала отвечать. Например, мы слышим отчетливые предложения определить цену отступных за сомнительную приватизацию 90-х.

А что вожди революции или, пардон, оппозиции? В том-то и дело, что они сами являются горячими сторонниками нынешнего курса. На их языке – "открытой экономики".

Народное недовольство – их аргумент в споре с президентско-премьерским окружением, и только. В споре за место под солнцем, а не за идею. В конце концов, консенсус элит вновь наступит. Какую из этих элит поддерживать Церкви?

Никакую. Церковь не элитарна.

Ей важно то самое народное большинство, которое либеральная власть и либеральная оппозиция сейчас так мучительно делят.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама