"Воины Христовы" нередко говорят о подвижниках православной веры Такого эпитета могут удостоиться и хрупкая девушка, и глубокий старец. Тем не менее сегодня мы поведём разговор о тех, кто в действительности имеет самое непосредственное отношение к воинству.
Можно ещё долго продолжать спор, нужны Российской армии священники или нет, однако факт неформального сотрудничества силовых структур и Православной церкви уже закреплён в широкой практике, и эта связь крепнет год от года.
Спасающие знамя
Как нам рассказал председатель епархиального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Михаил Ялов, настоятель Богоявленского собора города Ногинска, благочинный церквей Богородского округа, сегодня воплощение конкретных планов пастырской работы с призывниками и солдатами срочной службы, офицерами и их семьями координируется целым рядом соглашений. Очень важно, что вся эта работа носит систематический, регулярный характер. В каждом благочинии стараются оказать духовную поддержку тем, чью службу можно приравнять к подвигу даже в мирное время. Сегодня представители духовенства уже не только проводят богослужения или участвуют в торжественных мероприятиях. Закладываются и новые традиции взаимодействия. Например, в Пушкинском районе регулярно организуется сбор гуманитарной помощи воинским частям, Красногорское благочиние ежеквартально доставляет продукты раненым в 3-й Центральный военный клинический госпиталь им. А.А. Вишневского, а представители Видновского благочиния совершают миссионерские поездки на подшефный Ленинскому району корабль Северного флота гвардейский миноносец "Гремящий". В Богородском, Истринском, Одинцовском, Озёрском, Подольском и во многих других благочиниях созданы военно-патриотические кружки и секции. Особенно отрадно, что все шаги к сближению священства и представителей войсковых частей приветствуются и поддерживаются на местах.
Так и должно быть, считает отец Михаил, ведь мы решаем общие задачи. И день 23 февраля принадлежит нашей общей истории. Это день, когда мы отдаём дань уважения людям, посвятившим свою жизнь защите Отечества. В трудные для него минуты все россияне объединялись под общими хоругвями. Напомню лишь один эпизод: когда совершал свой беспримерный подвиг на полях Первой мировой 209-й пехотный Богородский полк, именно священник отец Филофей погиб, пытаясь спасти полковое знамя, полотнище которого он обернул вокруг своего тела. И ему, и миллионам героев от Александра Пересвета до Александра Матросова вечная память! А всем ныне здравствующим ветеранам Советской и Российской армий, тем, кто сегодня служит защите Отечества, многая лета!
И будут стоять храмы
ЕСЛИ бы благочинному Каширского округа, протоиерею Виталию Коценко лет 30 назад кто-то предложил попробовать себя на поприще священника, то ничего, кроме улыбки, это предложение не вызвало бы. Церковь и воинская служба казались абсолютно несовместимыми.
Начав свою армейскую службу в годы назревания в стране политических, экономических, межнациональных кризисов и конфликтов, Виталий был одержим идеей защиты Родины, сохранения её могущества всеми доступными солдату средствами: отличным владением оружием, строевой выучкой. Почему в далёком от цивилизации (и от церковной в том числе) Актюбинске он начал ходить в храм? Возможно, сказалось влияние супруги Татьяны, а может, открылось окно генной связи с носителями тех традиций воинства, при которых слово "русский" означало то же, что "православный".
Как бы то ни было, 25-летний офицер Виталий Коценко принимает решение принять святое крещение, затем венчается со своей супругой и полностью посвящает себя служению Церкви .
Свой первый храм он начал строить в степном Аркалыке, где тогда не было даже православной общины. Однако дело пошло на удивление быстро и вскоре было успешно завершено. Возведённый храм стал для молодого священника и его матушки родным детищем. Почему Господь вместе с этой радостью наделил их и скорбями такого вопроса они не задают. Горести приняли с христианским смирением... и отправились строить новые храмы.
Сегодня в послужном списке отца Виталия числятся храм в городе Раменском и освящённый совсем недавно храм в Каширском районе, а ныне он все силы отдаёт возрождению Никитского монастыря одной из главных святынь Каширы. Эта задача заставляет его быть не только пастырем и проповедником, но ещё и прорабом, архитектором, строителем, менеджером. И по-прежнему он остаётся воином.
Отче, как мне дальше жить и где искать Родину, спросил он в пик перелома 1990-х годов у своего духовника, если фамилия моя украинская, корни российские, а служу я в Казахстане?
Родина это всё, что ты защищаешь, был дан ответ.
Теперь он крепко стоит на ногах. У него трое сыновей и три дочери (среди них есть и приёмные дети), два десятка приходов в благочинии, несколько изданных книг и выпускаемый православный журнал. Ему есть что защищать.
С чего начинается Отечество
Человек, о котором хочется рассказать в этом выпуске "Седмицы", живёт на Камчатке. Его опыт работы по военно-патриотическому воспитанию молодёжи поистине уникален.
С детьми протоиерей Алексей Апатов начал работать, ещё будучи офицером Советской армии. Замполит Апатов тренировал сначала каратистов, потом рукопашников. Приняв священнический сан, своего "общественного поручения" не забросил напротив, стал искать новые формы работы. Проводил "душеспасительные беседы", устраивал встречи с известными артистами всё это не прорастало глубокими корнями. Но ведь верно сказано: "ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам".
Сначала произошла счастливая встреча с психологом и священником Анатолием Гармаевым, а затем встреча с книгой. Известной российской писательнице Елене Чудиновой в своём романе "Мечеть Парижской Богоматери" удалось предвидеть события массовых беспорядков, произошедших в 2005 году в Париже. Летом того же года на территории женского монастыря иконы Божией Матери "Казанская" появились большая армейская палатка, окружённая палатками чуть поменьше, и две постоянно дымящиеся армейские кухни. Православный военно-патриотический лагерь "Пересвет" для мальчишек 12 18 лет, организованный по образу и подобию военной части, позволил подросткам на три недели почувствовать себя настоящими солдатами: походить в военной форме, научиться собирать и разбирать автомат, постоять в карауле.
Как воспитатель я понял, говорит отец Алексей, что следует работать для детей как для чад Божиих. Тогда Господь даёт силы, чтобы воспитывать новое поколение в вере и любви к Отечеству.
И отец Виталий Коценко, и отец Алексей Апатов взрастили немало духовных чад, которые сегодня достойно несут воинскую службу. Их сыновья тоже стали священниками. А сколько таких семей по всей России от Камчатки до Калининграда! Именно они, без сомнения, являются оплотом и Российской армии, и самой России.
Источник: Неделя. Подмосковье