Корреспондент "РГ" побывал в иконописной мастерской при Михайло-Архангельском храме Железногорска.
Подготовка к чуду
...Крохотная комнатка под самой храмовой крышей залита светом из расположенных с трех сторон мастерской стрельчатых окон. В стекла скребутся ветки заснеженных кедров, в углу стеллаж со множеством баночек, подписанных от руки: "Охра", "Лазурит", "Гематит", "Малахит"...
Ох, эту не трогайте! подхватывается с места мастерица Людмила. Тут ртуть, опасно!
Рядом со стеллажом большая, почти законченная икона Николая Чудотворца. Над ней Людмила работала более двух месяцев. И это не считая времени, требуемого для подготовки доски, на которую ляжет со временем тщательно выписываемый образ. Доска, кстати, тоже не всякая подойдет, она должна быть крепкой и в то же время мягкой, не трескаться даже по истечении долгого времени, в идеале липовая или кедровая. Еще неделю готовится фон, и только потом тоненькая кисточка микроскопическими, тщательно выверенными мазками начнет творить настоящее чудо.
Пятнадцать лет назад Людмила была простым учителем рисования в одной из школ расположенного в семидесяти километрах от краевого центра Железногорска. Потом как-то раз заглянула в строящийся в то время храм. Да так там и осталась.
Плывущий корабль
Храм Архангела Михаила, выстроенный на берегу живописного озера, поражает воображение. Строился он около десяти лет, высота от земли до верхней точки главного креста 42 метра. Говорят, в кирпичную кладку храмового комплекса заложен ровно один миллион кирпичей то есть 80 железнодорожных вагонов этого строительного материала.
По словам архитектора собора Анатолия Грешилова, возведение храма шло нелегко:
Проектировщики и строители шаг за шагом открывали для себя забытые премудрости русского зодчества с его арочными проемами, сводами, купольными покрытиями. Из-за сложной кирпичной кладки чертежи выполнялись на каждый ряд. Но все усилия окупились сторицей. Построенный по православным канонам собор напоминает корабль, плывущий с запада на восток...
21 год назад я сюда приехал, здесь тогда ничего не было ни церкви , ни ограды, сплошная тайга кругом, вспоминает настоятель храма отец Анатолий, в миру Анатолий Кизюн. Поначалу сам жил в гостинице, а крестил в ЗАГСе...
Он не очень любит вспоминать все этапы долгого строительства. Был и прорабом, и бухгалтером, и снабженцем, думал над чертежами, общался со спонсорами, которых, к слову, нашлось в Железногорске немало.
Теперь храм один из красивейших в Красноярском крае. Рядом завершается строительство здания воскресной церковной школы, с уютной столовой и классами как для малышей, так и для ребят постарше.
В самом большом зале, где будет установлена сцена, идут отделочные работы.
Батюшка, говорят, завтра праздник какой-то? окликает настоятеля один из рабочих.
Да, Сретенье Господне, отвечает тот.
Третенье? переспрашивает мужчина.
Сретенье! Встреча зимы с летом, большой православный праздник. Не знаете? Эх, вы!.. качает головой отец Анатолий. И уже мне:
Сейчас в школе обучаются около 80 ребят, начиная с пяти лет. И знаете, просто удивительно, с какой радостью измученные шестидневкой и школьными нагрузками дети приходят к нам, как им все здесь интересно!
Но главная гордость настоятеля это, конечно, иконописная мастерская, история которой началась с внутренней росписи строящегося храма.
Пришли и остались
На работы по внутренней отделке приезжали мастера иконописи из Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода... Живописцам помогали местные художники, практически самоучки, делающие первые шаги в искусстве иконописи, Валентина и Людмила.
Я окончила красноярское Суриковское училище, так что об иконах знала только то, что в рамках программы проходили, творчество Андрея Рублева, например, рассказывает Людмила, симпатичная улыбчивая женщина в белой кружевной накидке на волосах. Как-то раз зашла в храм, а там Валентина с кисточками: "Чего, говорит, стоишь, помогай давай!" В общем, больше я из храма не уходила.
Работа по обустройству нашего собора велась несколько лет. Стены и купол расписывали по старинным технологиям, натуральными минеральными красками, разведенными на яичном желтке и белом вине. В качестве основы готовили грунтовку с добавлением яиц и толченого мрамора, чтобы получить особо белую гладкую поверхность, поясняет Валентина.
Как говорят мастерицы, каждый участок росписи наполнен особым смыслом. В верхнем пределе изображения и сюжеты торжественны и монументальны. Для нижнего выбран более камерный стиль, в манере палехской живописи. А идею большого иконостаса вообще вынашивали пять лет: сейчас он составлен из 60 икон, расположенных в строгой иерархии.
Шаг за шагом, вприглядку за именитыми мастерами, женщины начали творить сами. Правильно прорисовывать силуэт, проводить линии, "раскрывать" икону. Учились сначала, как говорят, "отрисовывать" делать тушью набросок будущего образа, потом "раскрывать по цвету" первыми в иконе кладутся темные тона, от них делаются переходы к светлым.
У каждого взмаха кисточки свои правила, каждый совершается по строжайшему канону.
Воин или мученик рисуется в красном, у Богородицы одежды бывают синие, но чаще их рисуют тоже красным, гематитовым цветом. Николай Чудотворец гематитовый, с примесью охры, говорят мастерицы. Тысячелетнее искусство иконописи требует строгого соблюдения правил ни на шажок не отступишь.
Пропустить через сердце
Краски разговор отдельный. Зеленый порошок, растираемый на стекле с водой, мелко дробленный самоцвет. Лазурит, малахит, гематит у каждого свой оттенок. Для достижения нужного цвета каменную пыль смешивают друг с другом, затем добавляют яичный желток. Он придает краскам прозрачности и со временем становится только крепче. Такие иконы могут жить веками, и именно так работали иконописцы тысячу лет назад.
Первую свою икону помните? спрашиваю у Людмилы.
Конечно! отвечает женщина. Николай Чудотворец. Помню, что-то у меня не получалось, и он приснился. Грозит мне пальцем и говорит: "Молись, молись!" Я начала молиться и все как по маслу пошло.
Людмила объясняет: создание иконы невозможно без духовного самосовершенствования, каждый образ нужно пропустить через сердце, проникнуться им:
Читаем жития святых тех, кого пишем, а также обязательно соблюдаем пост. И вообще, заметили: писать, если ты постишься, намного легче, словно помогает кто.
Кстати, мастерицы создают иконы не только известных, но и своих, красноярских святых, например, святого Василия Мангазейского и Туруханского.
...Роспись Михайло-Архангельского храма окончена. Вышедшие из здешней мастерской иконостасы украшают храм в Богучанах и Спасский мужской монастырь в Енисейске. Но храмов и церквей на территории Красноярского края строится и восстанавливается много, а значит, работы железногорским иконописцам по-прежнему хватает.
Источник: Российская газета