После плясок феминисток в храме Христа Спасителя в прокуратуру поступило свыше 300 обращений возмущенных граждан
Рваные шапки на лицах, яркие наряды и нелепые танцы оскорбительная акция феминистской панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя стала началом скандала и взаимных интернет-угроз
21 февраля в полдень в храм Христа Спасителя вошли пять девушек, лица которых были скрыты под вязаными шапками с прорезями для глаз и рта, они быстро скинули одежду и через ограждение пробрались к царским вратам. Специально приглашенные люди снимали, как они прыгали на амвоне и били земные поклоны, пока их не прогнала охрана. Через несколько часов в Интернете появился клип на песню "Богородица, Путина прогони" и хвастливые описания "панк-молебна"
Дерзкая выходка сразу привлекла внимание СМИ. После 300 с лишним обращений в прокуратуру полиция возбудила уголовное дело по статье "хулиганство"
Акция в храме не первая попытка группы обратить на себя внимание. До этого феминистки Pussy Riot бунтовали на крышах троллейбусов, у стен Кремля на Лобном месте, даже устраивали поджоги на закрытых модных показах. Но стоило ядовито-розовым колготкам мелькнуть у амвона, и на девушек обрушилась настоящая слава. Уже неделю панкушки в рваных шапках с нелепыми именами Тюря, Шумахер, Шляпа, Серафима, Балаклава щедро раздают интервью, в которых рассуждают об искусстве, политике и призывают народ к революции.
Встречаясь с журналистами, девушки не снимают масок, не называют имен, говорят, что в коллективе не меньше десятка исполнителей и под одной и той же маской могут скрываться разные люди. Тем не менее уже на второй день после акции в Интернете появился список из пяти имен, его опубликовал в своей колонке блогер Евгений Валяев. Член ДПНИ, участник Русских маршей, он считает, что такие "герои" не должны оставаться анонимными. Список мгновенно разлетелся по Сети, дополняясь адресами и призывами к расправе. Реальные участницы группы, взявшие на себя ответственность за кощунственную "акцию", на вопрос о разоблаченных ответили виртуально и кратко: "Оставьте в покое неповинных людей! Это не мы!"
И все же одна из названных девушек 25-летняя актриса из Магнитогорска Алена Щеблева призналась, что ей случалось натягивать до подбородка шапку панк-феминистки, но не в храме, а на Красной площади, где девушки бунтовали 21 января. В Магнитогорском драмтеатре им. Пушкина, где Щеблева работала после окончания консерватории до сентября 2011 года, уже не удивляются звонкам из столицы, но просят не называть имен, стараясь хоть как-то защититься от ненависти, обрушившейся на бывшую коллегу.
Сказать, что мы удивлены ничего не сказать! признаются в администрации театра. В шоке все: коллеги, друзья, родители Алены. Она никогда не была сторонницей революций, бунтов, хотя и не боялась открыто высказывать свое мнение. Кто бы ни скрывался под масками во время этой акции в храме, они поступили ужасно, нанесли страшное оскорбление миллионам людей! Но Алена говорит, что ее там не было. Она человек религиозный, даже стала крестной матерью дочери своих близких друзей. Клеймить ее я не стану. Тысячи людей уже это сделали. Ужасные вещи пишут на страницах Алены в Интернете, шлют письма с проклятиями ее родным. Даже в адрес ее маленькой крестницы кто-то пишет: "Умри, дитя Сатаны!"
В числе предполагаемых участниц панк-группы также оказались художница из Самары Светлана Шуваева, москвички Елена Пивоварова и Мария Алехина, а также бывшая активистка арт-группы "Война" Надежда Толоконникова, известная тем, что в 2008 году в Биологическом музее Москвы, находясь на 9 месяце беременности, публично занималась сексом. Но причастны ли они к акции в храме, пока неизвестно.
А как у них?
Известный блогер Drugoi пишет: "Читая про хулиганскую акцию панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя, я вспомнил, как в 2011 году активисты норвежской экологической организации Fuck for Forest устроили нечто подобное в главной церкви Осло. Они появились там раздетыми во время службы, прошли к алтарю и стали имитировать любовный акт
После того, как активистов FFF выставили за дверь, была вызвана полиция и на нарушителей общественного порядка составили протокол, передав дело в суд. Парочку, объяснившую, что все происходившее в церкви было промоакцией их книги "Секс в библии", приговорили к штрафу: молодому человеку по имени Бенжамин Шарль Годар (Dan de Vero) назначили выплатить 6000 крон (ок. $1000), девушке Натали Мондю 9000 крон (ок. $1600). Девушку наказали строже за имитацию полового акта в общественном месте. Если бы наказанные отказались платить, их бы посадили под арест на 15 и 18 суток. Третий участник акции остался без наказания".
Мнения
Алексей Варламов, писатель:
Конечно, то, что сделали эти девицы, кощунство и святотатство, которое не может иметь абсолютно никакого оправдания. Это нарушение древнейших человеческих запретов, установлений. Дело ведь не только в том, что это православный храм, хотя для меня, как для православного человека, это важнее всего. Но в принципе, я полагаю, что в древнем обществе такого рода кощунство повлекло бы самые ужасные для них последствия. Я к ним, упаси бог, не призываю, просто говорю о том, что все это противоестественно. Это нарушение основных бытийных и глубинных законов человеческой жизни. Но это одна сторона вопроса
Другая же, на мой взгляд, заключается в том, что отчасти эти девицы и рассчитывают на такое осуждение. Поэтому я бы, честно говоря, предпочел бы на эту тему вообще ничего не говорить, обойти ее молчанием. Во все времена были и будут люди, у которых есть огромное желание заявить о себе, но им не хватает таланта, ума, вкуса. Они как микробы. Бывают времена, когда эти вирусы находятся в спокойном, полусонном состоянии. Но когда общественная температура повышается, начинается какая-то лихорадка, и они выползают. Конечно, на эту акцию нужно было отреагировать, но не заостряя внимание, не шумно, не информационно, а по закону. Устраивать вокруг этого дискуссии не очень правильно. Сегодня у них берут интервью, завтра позовут на какое-нибудь ток-шоу, и они получат трибуну для выступления. Самое разумное в данном случае минимизировать тот информационный ущерб, который их действия нанесли.
Марат Гельман, галерист:
Художник имеет право на критику РПЦ, имеет право на уничтожительную, оскорбительную критику института. Но храм, вне зависимости от того, воры ли, агенты ли КГБ его служители, воспринимается воцерковленными людьми как свое сакральное пространство. Художник же имеет полную свободу в художественном пространстве. Даже когда он выступает в профанном (т.е. не маркированном) пространстве, он уже должен соизмерять свой художественный жест с совершаемым поступком, не говоря о пространстве сакральном.
Всеволод Чаплин, протоиерей:
Мы знаем, что православная традиция однозначно говорит: ты должен прощать своих личных врагов, но защищать свои святыни, свою веру, своих ближних. Если нападают на твое Отечество, христианин обязан защищать его с оружием в руках. Если попирают твои святыни, оскорбляют твою веру и твоих ближних, этому нужно противодействовать всеми законными средствами, в том числе требуя, чтобы государство защищало вещи, которые для православного христианина дороже жизни.
Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин, Верховный муфтий России:
Центральное духовное управление мусульман России жестко осуждает подобные действия в священных храмах, так как они оскорбляют религиозные чувства не только наших православных братьев и сестер. Если оставлять такие инциденты без внимания, завтра эти люди могут устроить то же самое и в мечетях, что вызовет межконфессиональные конфликты. Поэтому мы считаем, что виновные должны понести наказание по всей строгости закона.
Андрей Кураев, протодиакон:
Мне кажется, для церкви будет хуже, если мы сейчас начнем требовать всех к ответу "наказать по всей строгости закона" и т. д. Не зная содержания текстов их песен, я не могу дать более конкретную оценку. Будь я ключарем этого храма, я бы их накормил блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения. А если бы я был мирянином-старостой, то на прощание еще бы и ущипнул их малость. По-отечески. Для вразумления.
Дмитрий Быков, писатель:
Я разделяю точку зрения Андрея Кураева, а то, что на девушек заведено уголовное дело по статье "Хулиганство", мне кажется мрачным симптомом. Я считаю, что под эту статью подпадают только насильственные действия, а они ничего подобного не совершили. Их акция интерпретируется сейчас не с точки зрения религиозной, а с политической, что опасно.
Йосеф Херсонский, раввин еврейской общины
в Хамовниках, Москва:
Оскорбление религиозных чувств человека плохо по определению и неважно, что послужило причиной твоего поступка. Нельзя прийти в церковь , синагогу, в мечеть или Академию наук и грубо нарушать существующие там правила, исходя из своих обид или своего несогласия с происходящим там. Один из еврейских мудрецов в свое время сформулировал основную идею Торы "Не делай другому то, что ненавистно тебе".
Карен Шахназаров, режиссер:
К этому акту я отношусь крайне отрицательно и считаю, что уголовное дело возбуждено справедливо. Главное, чтобы дело не превратилось в формальность и было доведено до конца. Сама акция возмутительна. Представьте, если бы подобное случилось в мечети. Эти девушки бы до выхода даже не дошли. Нельзя оскорблять чувства верующих.
Источник: Российская газета