ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кришнаиты – политический проект индийского правительства

Александр Дворкин :: 01 марта 2012

Ленинский районный суд в конце декабря прошлого года отказал в удовлетворении иска прокурора Томска о признании экстремистской книги "Бхагавад-гита как она есть" с комментариями основателя Международного общества сознания Кришны Свами Прабхупады, выполненными в 1960-е годы. Процесс в Томске вызвал протесты политиков и общественности Индии. Тема "гонений на индуизм в России" стала новостью номер один для ведущих индийских СМИ. Между тем официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич подчеркивал, что речь в рамках судебного процесса идет не о самой "Бхагавад-гите", а о ее двойном переводе, который "грешит смысловыми искажениями", и о комментариях С.Прабхупады. В январе 2012 года прокурор Томска оспорил этот отказ. Апелляция прокуратуры была принята.

О том, что из себя представляет "Общество сознания Кришны", обоснованы ли претензии прокурора Томска, почему "экспорт гуру" выгоден индийскому правительству, в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Алексею Соседову рассказал глава экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, известный сектовед Александр Дворкин.

– Прокуратура Томска летом 2011 года обратилась в местный районный суд с иском о признании экстремистской книги "Бхагавад-гита как она есть", большую часть которой составляют комментарии основателя Международного общества сознания Кришны Свами Прабхупады. Вы согласны с позицией прокуратуры?

– Основная идея в развязанной кришнаитами и их сторонниками пиар-кампании заключается в том, что судят великий памятник древнеиндийской литературы, святую книгу индуизма "Бхагавад-гиту", пытаются тем самым запретить мировую классику. Однако это ложь. Начнем с того, что у специалистов есть много претензий к тому переводу исходного текста "Бхагавад-гиты", который сделал Прабхупада на неродной для него английский язык. Кроме того, древнеиндийская поэма нарезана по строчке, и каждая строчка снабжена громадным комментарием Прабхупады – от полустраницы до нескольких страниц. Соответственно, текст не может восприниматься как связное повествование. Вообще священные книги так не комментируют. Нашинкованный таким образом текст полностью уничтожает смысл повествования. Например, есть Библия, а есть отдельные книги комментариев святых отцов. И человек читает комментарии параллельно с исходным священным текстом. Интересно было бы задать вопрос о том, много ли кришнаитов прочитало "Бхагавад-гиту" целиком, как единое повествование. Уверен, что практически никто. Если подумать, то в этом – глубокое неуважение к тому тексту, который сектанты называют священным.

Все претензии прокуратуры относятся к комментариям Прабхупады, написанным во второй половине XX века, в которых, например, содержатся грубые и оскорбительные высказывания про людей, принадлежащих к другим религиям. Там есть дискриминация и по половому признаку, есть указания на то, что человек не должен быть патриотом, что человек, любящий землю, на которой родился, и детей, подобен свинье, верблюду, ослу и так далее. Дети называются "побочными продуктами тела", то есть приравниваются к испражнениям. Подобных цитат набирается на несколько десятков страниц.

Вот некоторые из них: "Есть два типа людей: преданные и демоны. Господь избрал Aрджуну, чтобы поведать ему эту великую науку, потому что Aрджуна был Его преданным. Демонические люди не способны постичь сокровенный смысл "Бхагавад-гиты". Существует много изданий этой великой книги. К одним из них написали комментарии преданные, а к другим – демоны. Комментарии преданных передают истинное содержание "Бхагавад-гиты", тогда как комментарии демонов лживы и бесполезны".

Деление людей на своих, чистых, преданных, и "демонов" – яркий пример религиозной дискриминации.

"Только глупцы и негодяи пытаются принизить Верховную Личность Бога, Господа Кришну"; "Кто же, кроме последнего глупца, откажется обрести сознание Кришны?" То есть все люди, не имеющие отношения к организации кришнаитов, постоянно подвергаются оскорблениям и называются глупцами.

Дальше – больше. Не просто глупцами, но ворами, шарлатанами и ослами кришнаиты называют... ученых, не верящих в реинкарнацию. Вот выдержки из бесед основателя секты Прабхупады со своими учениками, изложенные в кришнаитской книге "Жизнь происходит из жизни":

– Шрила Прабхупада: Индивидуальная душа никогда не исчезает. Она не умирает и не рождается. Она просто меняет тела, как человек меняет одежду. Это совершенное знание.

– Д-р Сингх: Но почему ученые не признают этого?

– Шрила Прабхупада: Они непорядочные люди. Они шарлатаны. Их даже нельзя назвать воспитанными людьми

Или: "Ученые постоянно исследуют что-то, но, если вы спросите их, зачем они это делают, они ответят: "О, это для следующего поколения, во имя будущего". Но я спрашиваю: "А как же вы? ...Если в следующей жизни вы станете деревом, будет ли вам дело до вашего следующего поколения?" Но он осел". Беседа названа тоже без церемоний: "Прогресс ослов". Заседающие в Нобелевском комитете ученые считаются Прабхупадой "не лучше собак, свиней, верблюдов и ослов". Тут гуру совершенно безапелляционен: "Мы вообще не считаем их людьми. Одно животное превозносит другое. Что тут хорошего? Если люди в Нобелевском комитете сами не лучше животных, то каждый, кто получает премию по науке, является первым из глупцов, потому что удостоился похвалы не людей, а животных". И так далее...

Следующий аргумент кришнаитов поражает своей лукавостью. Они говорят, что, поскольку в книге "Бхагавад-гита как она есть" содержится и подлинный текст "Бхагавад-гиты" на санскрите, то, объявляя всю книгу экстремистской, автоматически запрещается и сам священный текст. Это, конечно, полная чушь, потому что претензии прокуратуры именно к комментариям. Приведем такую аналогию: если работники Санэпидемстанции приходят в ресторан, обнаруживают в салате бактерии сальмонеллеза и не допускают его к употреблению, значит ли это, что они тем самым борются со здоровым питанием и не позволяют употреблять в пищу свежие овощи, из которых этот салат состоит?

Любая организация с такими, как у "Общества сознания Кришны", взглядами на всех, не принадлежащих к ней, потенциально опасна. Если представить себе гипотетически ситуацию, что такая организация придет к власти (а ведь кришнаиты к этому стремятся), то весь этот экстремизм почувствуют на себе в том числе и те, кто сегодня призывает проявлять "терпимость", "политкорректность" в этом судебном деле. Такие "политкорректные" люди уже жили в начале тридцатых годов в Германии, которые говорили: "подумаешь, какая-то маленькая национал-социалистическая партия, возглавляемая сумасшедшим австрийцем, который написал какую-то дурацкую книжку "Майн кампф", пусть ее распространяет". Но потом, когда автор "Майн кампф" оказался во главе всего государства, тогда эти люди почувствовали на своей шкуре, что значит подобная терпимость к заведомо человеконенавистническим материалам.

– В январе 2012 года прокурор Томска оспорил отказ в удовлетворении его иска о признании книги "Бхагавад-гита как она есть" экстремистской. Апелляция была принята. Как Вы оцениваете перспективы дела в суде?

– Очень трудно сказать, потому что ведется чрезвычайно активная внешнеполитическая кампания, в рамках которой оказывается неприкрытое давление на суд. Хотелось бы, чтобы суд это давление выдержал и принял взвешенное независимое решение.

– Что Вы можете сказать об "Обществе сознания Кришны"?

– "Общество сознания Кришны" не принадлежит к традиционному индуизму, в частности, потому, что индуистом нельзя стать, им можно только родиться в касте – вне кастовой системы индуизм немыслим. Это секта, которая была создана в Нью-Йорке в 1966 году и с тех пор "прославилась" множеством криминальных деяний, в которых было замешано практически все кришнаитское руководство. Поначалу традиционный индуизм относился к секте с брезгливостью. Известный индолог, автор 25 книг об индуизме и буддизме, профессор университета в Дели Моти Лал Пандит указывал на то, что "Общество сознания Кришны" не может быть признано традиционным индуизмом не только потому, что его члены не родились в Индии, но и из-за их "богословской интерпретации". У них свой руководитель, свое богословие, своя школа, которая называется "Геда-Веда". Ученый отмечал, что та традиционная школа, к которой принадлежал лидер кришнаитов Прабхупада, более не признает его "интерпретацию традиции".

В девяностые годы в Индии впервые пришла к власти коммуналистская партия "Бхаратия джаната парти" с идеологией, основанной на религиозном национализме, появившемся как одна из версий неоиндуизма. Кстати сказать, в военное время коммуналисты поддерживали активные контакты с уже упомянутой нацистский Германией и были запрещены британскими властями. Именно после их прихода к власти в Индии начались те зверские убийства, изнасилования и погромы христиан, которыми эта страна так "прославилась" в последнее время. Коммуналистское правительство впервые стало активно эксплуатировать идею экспорта гуру. Коммуналисты поняли, что гуру, которые выезжают в западные страны, и их новообращенные адепты могут играть весьма важную политическую роль, быть агентами влияния, а наряду с этим приносить реальный доход. Потому что все эти гуру потом возвращаются в Индию, и множество попавших в их сети западных людей приезжают туда их повидать, пожить рядом с ними и, разумеется, привозят с собой деньги. Хотя коммуналисты отошли от власти, но Индийский национальный конгресс, пришедший им на смену, осознав, что экспорт гуру – вещь выгодная, также вовсю стал поддерживать псевдоиндиуистские проекты на Западе.

И наши кришнаиты сами не скрывают, что являются агентами влияния Индии: все время говорят, что представляют "армию индуизма", что они проводники индийской культуры, традиций и так далее. На самом деле, никакой подлинной индийской культуры там нет, они распространяют влияние своей организации, а индийское правительство с радостью это поддерживает, так как знает, что новообращенные кришнаиты все равно будут ездить в их страну и привозить туда деньги. Приведу пример лишь с одним из таких "экспортных гуру" – недавно скончавшимся Саи Бабой, отделения секты которого имелись повсюду – как на Западе, так и в России. Он начинал мальчишкой из трущоб – прямо "миллионер из трущоб". Когда он, "живой бог", скончался в прошлом году, то, по разным сведениям, после него осталось от семи до девяти миллиардов долларов. Вот это настоящее чудо. Тут значительная часть индийского национального дохода. Это не то что часы производить "из воздуха" или лингамы – дешевые фокусы, которые любой факир на индийских улицах воспроизведет. Если посчитать всех индийских гуру, то Индии можно вообще ничего не производить – только этих гуру, и засылать их на Запад. Думаю, такое соображение может объяснить ту поддержку, которой "Общество сознания Кришны" пользуется в Индии.

– 24 февраля в агентстве "Интерфакс" в Томске прошла пресс-конференция. В ней приняла участие, в частности, Ирина Глушкова – известный индолог, ведущий научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН. Она заявила, что "Бхагавад-гита" как священный текст существует только в виде комментариев, поэтому рассматривать "Бхагавад-гиту как она есть" с точки зрения Уголовного кодекса недопустимо. Как бы Вы могли на это отреагировать?

– Основное выступление Ирины Глушковой было очень странным: я в нем не заметил ничего соответствующего ее научному статусу. Она сообщила, что только что приехала из Индии и стала демонстрировать заметки, вырезанные из индийских газет, чтобы показать, насколько в Индии обращают внимание на этот судебный процесс и насколько все возмущены. Ученая дама очень ругалась на Россию, и получалось, что есть такая просвещенная цивилизованная Индия, а с другой стороны – глупая, пьяная, немытая Россия, которая в очередной раз опростоволосилась. Дескать, спутники у нас падают, самолеты терпят крушения, подводные лодки тонут, туристы бесчинствуют, а теперь еще и безграмотные прокуроры на мировую культуру и священные тексты замахнулись. Интересная точка зрения, но это уже другой вопрос.

Но должен сказать, что госпожа Глушкова не всегда придерживалась того мнения, которого придерживается сейчас. В 1996 году она писала, что "между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница, как между порошком "Зуко" и соком живого плода". Интересно, когда Ирина Глушкова выражала свое искреннее мнение – тогда или сейчас? Или проплаченные поездки в Индию способствуют оперативному изменению взглядов? Но при этом, даже из запутанных комментариев госпожи Глушковой делается совершенно очевидным следующее: вся волна возмущения в Индии вызвана представлением о том, что запрету подвергнется древняя "Бхагавад-гита", а вовсе не прабхупадовский новодел. То есть, отношения между Индией и Россией осложняются не томским процессом, а лживой кришнаитской пиар-кампанией.

Я вполне согласен с промелькнувшей у Глушковой мыслью, что любой священный текст индуизма не существует вне комментариев. Эту же идею я высказывал в Томске за неделю до Глушковой. Но в том-то и дело, что "Бхагавад-гита как она есть" – это собрание как раз тех комментариев, в которых, по мнению прокуратуры, содержатся высказывания, весьма похожие на экстремистские.

К древним священным текстам невозможно прилагать современные критерии, потому что они писались совсем в других обстоятельствах, для другой культуры, другого общества. А вот как их понимать и как прилагать к жизни конкретного современного человека, зависит от комментариев, которые может написать любой, исходя из собственных взглядов и представлений. Я перечислил лишь немногие из преступлений, в которых руководство и члены "Общества сознания Кришны" были признаны виновными по всему миру.

Но разбор и запрет экстремистских комментариев совершенно определенно не означает запрета того произведения, к которому они написаны. Существует сколько угодно людей, которые, например, пишут экстремистские комментарии к Библии, и их объявляют экстремистскими, при этом ни у кого мысли даже не возникает, что речь идет о запрете Библии. Так что закончу тем, с чего начал: кришнаитская пиар-кампания является насквозь лживой.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама