Я не могу говорить о наказании этим девушкам его должен определить суд. Для начала само преступление должно быть квалифицировано с юридической точки зрения. Какого рода это нарушение? А дальше в зависимости от квалификации суд должен принимать решение о степени виновности и степени наказания. Я, конечно, никак не могу сказать, будет ли это штраф или условное/не условное наказание.
Поступок этих девушек вызвал негодование не только в православной среде. Возмущение высказывали представители других религий и даже неверующие люди.
Обсуждая поступок панк-группы, необходимо различать два разных подхода.
Первый подход в оценке этой ситуации – это подход церковный. Их нужно пожалеть, простить и молиться об их взрослении духовном и интеллектуальном. С христианской точки зрения данные девушки глубоко религиозно невежественны. По тому, что и как они делали, они выглядели глупо и нелепо. Возможно, у них есть какие-то серьезные психологические проблемы, комплексы. И, конечно, то, что они делали, это кощунство. Панк-молебен – это пародия на молебен, в которой все действия вывернуты наизнанку. Участницы кривлялись, забрались на солею, крестились и кланялись, повернувшись задами к алтарю. Они глумились, издевались, создавали карикатуру на богослужение. Пародия – орудие дьявола, хуление имени Божьего и Божьей Матери, заранее спланированная кощунственная акция, а вовсе не некая масленичная форма, пусть суррогатного, но религиозного действия.
Религиозный взгляд на произошедшее следует развести с правовым подходом. В интернете и в печати происходит смешение этих двух, религиозного и правового, подходов, совершенно разных по своей сути.
С правовой точки зрения произошло две вещи: хулиганство и, на мой взгляд, разжигание религиозной розни. Если бы эта группа выскочила на сцену во время оперы "Евгений Онегин" в Большом театре, или ворвалась в университетскую аудитория во время лекции, то это было бы расценено как хулиганство.
Мы привыкли к тому, что разжигание межрелигиозной розни бывает только между носителями разных религий. Но фактически оно может возникать и между атеистами и верующими людьми, как, например, в этом случае. Потому что в храме Христа Спасителя этими девушками была совершена очевидная провокация в прямом смысле этого слова. Своим поступком девушки пытались спровоцировать реакцию.
Они исходили, возможно, исключительно из соображений пиара, стремясь рекламировать свое, как они считают, искусство. Им или, например, Марату Гельману, не запрещается считать это искусством это их личные вкусы. Но они прекрасно понимали, что пришли в сакральное место именно с провокативной целью – привлечь внимание.
Да, они добились желаемого. Они привлекли к себе внимание. Они стали известны, популярны, знамениты. Но параллельно они спровоцировали агрессию, разжигание межрелигиозной розни.
Начнем с того, что над православными стали смеяться в СМИ, потому что эта ситуация анекдотичная, парадоксальная: на солее пляшут какие-то существа, одетые в маски, звучит музыка, которая не корреспондирует с иконами и мощами. Источник смеха парадоксальные, несовместимые друг с другом явления или поступки. На строится работа юмористов. Замечу попутно, что Кураев уже 20 лет использует именно этот приём "парадокса" в своей миссионерской деятельности и выходка панк-группы ему внутренне близка.
Девушки совершенно очевидно, на это рассчитывали, когда выставляли Церковь, верующих, Христа, Божью Матерь в смешном виде. Естественно, это вызывает ответную реакцию людей, часто не отрефлексированную, вплоть до агрессии. А агрессия может, в свою очередь, вызвать какие-то поступки с очень серьезными последствиями. Поэтому данная провокация очень серьезна и совсем не смешна.
Я бы сказал, что это ничем не отличается от ситуации, когда американские солдаты-протестанты сжигают Коран. А потом, когда талибы начинают стрелять, эту стрельбу объясняют не своим мерзким поступком, разжегшим эту религиозную рознь, а тем, что талибы не толерантны. Точно так же некоторые достаточно эмоциональные высказывания оскорблённых верующих либеральные СМИ объяснят "дикостью" православных верующих. С больной головы на здоровую.
Источник: Православие и мир