Воскресенье накануне Великого Поста именуется в церковном Уставе "неделей о Страшном Суде". В этот день за Божественной Литургией читается отрывок из 25-й главы евангелия от Матфея, повествующий нам о том, по какому критерию Господь судит нас, принимая в Царство Небесное или осуждает нас на вечное мучение.
"(Мф.25. 34-36) 34. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: " приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35. Ибо алкал Я и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36. Был наг и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне." Cделавшие это для ближнего, принимаются Богом, как праведники: (Мф 25.40) " истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне".
В свою очередь и стоящие слева, не понимая, что происходит, с удивлением спросят Господа: (Мф.25.44-46) "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не послужили Тебе?" 45. Тогда скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы не сделали это одному из сих меньших, то не сделали Мне". 46. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную."
Вот каково значение диаконического служения Церкви, наградой за него будет жизнь вечная. Расплатой за равнодушие и черствость к беде ближнего будут вечные мучения. Все ясно и просто. Чтобы избежать вечных укоров совести за несодеянное добро мы должны подтверждать свою веру и словом и делом. Великий учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст в своих "Беседах на Евангелие от Матфея" учит нас, что заповедь о служении ближним еще и легка: ""Ибо Я алкал, и вы дали Мне есть"...Смотри, как легки Его заповеди. Он не сказал: " Я был в темнице, и вы освободили Меня, Я был болен и вы воздвигли Меня с одра болезни"; но сказал: " вы посетили Меня, вы пришли ко Мне". Господь, снисходя к нам, требует от нас того, что нам по силам, и еще гораздо менее этого, предоставляя самим нам ревновать о большем"
Господь не требует от нас невозможного, не дает непосильную ношу, но дает нам возможность самим проявить настроение своего сердца. Исполнить заповедь с добрым сердечным расположением или жестокосердствовать и жить лишь собой, каждый выбирает сам. В этой притче о Грядущем Суде, ни добрые, ни злые не замечали в ближних Бога, но Господь усвоил Себе всех страдающих и нуждающихся.
И Церковь всегда рассматривала социальное служение (диаконию), как неотъемлемую составляющую своего бытия в мире. В памятниках древне-русской письменности церковное богатство часто именуется богатством нищих.
Но Церковь Христова не может ограничиваться благоустройством лишь материальных нужд своих чад. Поэтому в церковном понимании дать пищу алчущему и напоить жаждущего, значить дать духовную пищу и питие, то есть Причастие. В духовном смысле Церковь призвана освобождать нас из темницы греха и прикрывать нашу наготу одеждами покаяния. Поэтому не только материальную пищу и одежду должны получать от нас наши ближние, но и духовную.
Через добрые дела, мы обретаем спасение, а нуждающиеся порой самое необходимое. Неравноценный обмен, отдаем материальное-тленное, а получаем духовное-нетленное.
Так и в случае передачи имущества Церковь получает недвижимость, как материальные ценности, которые будут наполнены духовным содержанием. Потому что передаваемые объекты недвижимости снова станут тем, чем они на самом деле являются. Храмы перестанут быть спортзалами и мастерскими, а обретут свое истинное предназначение. Такое приведение вещей в соответствие представляется важнейшим процессом, который повлияет не только на материальное положение Церкви, но обязательно повлияет и на мировоззрение всего нашего общества. Приведение в соответствие это устранение разницы между тем, как должно быть на самом деле и как есть в искаженной грехом действительности. Должна произойти гармонизация общественного сознания через благоустройство обитаемого пространства. Порядок начинается в сознании человека. Как известно от правильного образа мыслей происходит правильный образ действий.
Когда имущество будет передано Церкви храме будет храм, в спортзале спортзал, а в музее музей. Все должно находиться на своем законном месте и выполнять именно свою функцию. Церковь осуществляет свое социальное служение, а государство выполняет свои задачи, вместе они служат построению такого общества, в котором нравственный закон и правовой порядок будут служить на благо народу.
В этом взаимодействии не должно быть подмены понятий и компетенций ни в общественном сознании, ни в церковном. Это взаимодействие Церкви и государства будет проявляться и в практическом применении закона о передаче имущества религиозного назначения.
Ведь действие принятого федерального закона распостраняется на судьбу сотен храмов, монастырских подворий, приходских домов, социальных учреждений и множества канонических подразделений Православной Церкви. Работа по освоению и целевому использованию этого имущества предстоит огромная.
Какова будет реакция общества и особенно музейного сообщества, деятелей культуры имеющих выход на средства массовой информации?
В свое время сама возможность принятия такого закона вызвала бурную реакцию в среде творческой и научной интеллигенции. В полемике и дискуссиях по вопросу о передаче Церкви имущества, к которому относились и культурные ценности, был найден определенный компромисс. В процессе обсуждения закона, еще на стадии законопроекта, было оговорено, что его действие не распостраняется на музейные и архивные фонды. Соответственно ни предметы церковной утвари, ни иконы, ни другие предметы искусства, имеющие церковное происхождение, но находящиеся в ведении музеев не будут передаваться в собственность Церкви. Действие закона распостраняется только на недвижимое имущество. Но и здесь мы являемся претендентами на огромное количество памятников архитектуры.
Ведь в законе идет речь о передаче и объектов культурного наследия и неприватизированных объектов жилищного фонда. В результате может возникнуть немало, как юридических, так и этических коллизий, которые придется разрешать в рамках действующего законодательства. Тем более важно будет знать это законодательство и уметь пользоваться законом.
О принятом федеральном законе говорил и Святейший патриарх Кирилл в своей речи на Архиерейском соборе в феврале 2011 года. " Этот закон восстанавливает историческую справедливость и возвращает Церкви ее достояние, утраченное после событий 1917 года. В процессе разработки закона при участии церковных представителей был достигнут непростой компромисс между интересами верующих и позициями различных министерств и ведомств, некоторых профессиональных сообществ.
...Важно, чтобы передаваемое нам наследие мы бережно сохраняли.
Считаю необходимым, чтобы было подготовлено методическое пособие
для настоятелей и других руководящих лиц монашеских и приходских
общин тех монастырей и храмов, которые являются памятниками архи-
тектуры. В этом пособии могли бы содержаться рекомендации относи-
тельно совершения богослужений, реставрации памятников и их ремон-
та. В ближайшее время мною будет дано указание о создании авторского коллектива из специалистов, которые всесторонне смогут осветить архитектурные, юридические и иные вопросы, касающиеся сохранения памятников."
Как видим, Церковь со всей серьезностью подходит к вопросам передачи имущества религиозного назначения, сознавая свою ответственность за сохранность архитектурных шедевров и понимая, как решать поставленные задачи.
Передача имущества религиозного назначения будет содействовать
развитию социальной инфраструктуры: богадельни, детские приюты, школы, реабилитационные и паломнические центры. Подобные объекты, как правило, являлись частью архитектурных комплексов и вместе с храмами относятся к имуществу религиозного назначения. Целевое использование переданной недвижимости будет способствовать как развитию церковно-государственных отношений, так и усилению роли Церкви в жизни общества в целом. Используя по историческому назначению это имущество, Церковь значительно усиливает свои возможности по целому ряду важных направлений, таких как: социальное служение, религиозное образование, миссионерская деятельность и благотворительность. Наоборот, коммерческое или нецелевое использование данного имущества приведет к негативному отношению в обществе. Кредит доверия народа к Церкви безусловно велик, но не является неисчерпаемым, а любое доверие надо оправдывать и доверие власти и доверие простых верующих.
Церковь, власть и общество триада, которая неслитно и нераздельно сосуществует и взаимодействует на протяжении всей мировой истории. Сегодня процесс передачи Церкви имущества религиозного назначения представляется актом восстановления исторической справедливости.
Но одинаково ли мы понимаем, значение процесса передачи имущества религиозного назначения? Само понятие определяется законом. А вот, отношение к процессу передачи этого имущества может быть разным. Ведь что такое справедливость каждый может понимать по своему.
В данном случае, Церковь под справедливостью понимает возвращение национализированного (муниципализированного) советской властью имущества, а музейные работники видят в этом кощунство, так как сами уже "канонизировали" статус музейной коллекции, экспоната, памятника культуры и так далее. И всякий посягающий на них святотатствует. Таким образом из правовой сферы мы переходим в сферу этических и мировоззренческих категорий. В этой сфере мы сталкиваемся со множественностью кодексов морали в современном обществе, причем достаточно усредненных по своим нравственным критериям. Зачастую это банальные обывательские взгляды на мир с примитивным пониманием социальной справедливости: взять все и поделить. Или мораль понимаемая формально, как корпоративная этическая функция регламентирующая общественную жизнь нашего ведомства, офиса или коттеджного поселка.
"Сегодня в обыденном сознании понятие справедливости ассоциируется с "социальной справедливостью", с искаженным представлением о поддержке слабых и немощных, о государственных социальных программах, о равных возможностях, о материальном, потребительском равенстве, иными словами о всех тех социальных формах, которые нацелены на сокращение разрыва между богатыми и бедными, здоровыми и больными, преуспевающими и обездоленными, на неформальное уравнивание различных социальных групп или отдельных лиц, материально отстающих от некоего стандарта потребления или пораженных в их человеческом достоинстве. Эти далекие от права идеи в целом отражают, но вместе с тем и искажают принцип равенства. Справедливость (естественное право), как равное для всех благо, равный ко всем подход предполагает равное воздаяние равным и неравное неравным именно с тем, чтобы последовательно провести принцип равенства."
Сейчас все верные чада Русской Православной Церкви считают справедливым возвращение или передачу имущества Церкви. В первой половине XX века справедливостью называли изъятие церковных ценностей, разрушение храмов и расстрел священников. Иван Александрович Ильин в своей работе "Наши задачи" дает исчерпывающе ясную трактовку современной ему революционной ситуации и предупреждает нас к каким последствиям может привести неверное понимание справедливости. "Сколь бы разрушительны и свирепы ни были проявления русской революции, как бы ни попирала она всякую свободу и всякую справедливость, мы не должны упускать из виду, что русский народ пошел за большевиками в смутных и беспомощных поисках новой справедливости. "Старое" казалось ему несправедливым; "новое" манило его "справедливостью". К этому присоединились, конечно, и не благие побуждения: жадность, мстительность, злоба, честолюбие и т. д.; но за потакание этим страстям русский народ был жестоко, невообразимо наказан самою революцией. И вот, верно понять революцию значит понять ее не только как наказание злой воли, но и как заблуждение доброй воли."
Так, что представляется необходимым уточнить это понятие справедливость. Начнем с этимологии. Корень слова (правед), то есть праведность. В Священном Писании справедливый значит праведный. В Ветхом Завете эти понятия неразрывны. Господь праведный судья, творящий справедливый суд. Праведность-правда Божия это верность Бога своим обетованиям, тому союзу-завету, который Он заключил с человечеством. В Новом Завете Царство праведных Царство правды, означает торжество высшей справедливости. Но это уже Царство благодати, а не торжество буквы закона.
По учению апостола Павла, правда Божия, есть Божия милость. "К показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего во Иисуса" (Рим. 3.26). Итак, библейское учение о правде представляется в двойном аспекте. Человек должен "творить правду", ибо суд Божий осуществляется в ходе истории; этот долг постигается во все более духовном смысле, приводя в конце концов к "поклонению в духе и истине". С другой стороны, в перспективе замысла спасения, человек понимает, что он не может овладеть этой правдой посредством своих собственных дел, но получает её как дар благодати."
Может быть и слово "право" в его юридическом смысле тоже восходит к первичному нравственному смыслу праведности? "В теории права "справедливость" синоним права, понятие, указывающее на подлинное (естественное) право, объективно существующее в общественных отношениях, несмотря на возможный произвол законодателя и неизбежные издержки официального признания такого подлинного права. Справедливость понятие, выражающее сущность действующего права, его непреходящую константу, право, идеальное для данного общества и для данного дела."
Отсюда можем заключить, что право-закон юридический призван обеспечить осуществление справедливости-закона нравственного. Но содержание понятия справедливости шире и многообразнее, чем его правовое определение. Закон, как норма должен быть одинаковым для всех. Или все равны перед законом. Тогда как справедливость подразумевает неравенство, что прекрасно обосновывает Ильин:
"... равенство и справедливость совсем не одно и то же. Ибо дело в следующем. Люди от природы не равны: они отличаются друг от друга полом и возрастом; здоровьем, ростом и силою; зрением, вкусом, слухом и обонянием; красотою и привлекательностью; телесными умениями и душевными способностями сердцем и умом, волею и фантазией, памятью и талантами, добротою и злобой, совестью и бессовестностью, образованностью и необразованностью, честностью, храбростью и опытом... Отсюда уже ясно, что справедливость не только не требует уравнения, а наоборот: она требует жизненно верного, предметного неравенства. Надо обходиться с людьми не так, как если бы они были одинаковы от природы, но так, как этого требуют их действительные свойства, качества и дела, и это будет справедливо. "
Возвращаясь непосредственно к теме практического применения закона о передаче имущества религиозного назначения, хочется отметить важность того, чтобы наше общество прекрасно знающее, что такое несправедливость и неравенство, увидело в процессе передачи имущества Церкви именно осуществление исторической справедливости. Целевое использование переданного имущества, активное социальное служение Церкви будут тому лучшим подтверждением.
Вопросы социальной справедливости сегодня одни из самых острых не только в России, но и во всем мире. Поэтому так важно выработать правильный критерий, по-которому человек решает что справедливо, а что нет. Поиски правды, обостренное чувство справедливости это практически наши национальные черты характера. Прекрасное знание России и понимание своей страны, позволило философу Ильину увидеть наше слабое место и указать нам на то, всенародное задание, которым и является для нас сегодня "осуществление справедливости".
"Если в стране нет живого и справедливого правосознания, то ей не помогут никакие и даже самые совершенные законы. Тут нужны не "правила", а верное настроение души необходима воля к справедливости. А если ее нет, то самые лучшие законы, начертанные мудрецом или гением, будут только прикрывать язвы творимых несправедливостей. Нам необходимо понять, что справедливость не дается в готовом виде и не водворяется по рецепту, а творчески отыскивается, всенародно выстрадывается и взращивается в жизни."
В документах Архиерейского собора 2011 года говорится о принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви и дается определение, что есть социальная деятельность.
" В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближним (Мф. 22, 37-39) заключается важнейшая задача христианина. Социальное служение Церкви ( благотворительность, социальная деятельность, диакония) это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся." Там же говорится о создании необходимой инфраструктуры: " С целью осуществления социальной деятельности могут создаваться богадельни для престарелых и инвалидов, детские дома для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благотворительные столовые, приюты для бездомных, социальные гостиницы для лиц, пострадавших в чрезвычайных ситуациях или попавших в иные трудные обстоятельства, включая одиноких беременных женщин и матерей-одиночек, центры по реабилитации подростков, вступивших в конфликт с законом, центры по реабилитации лиц, освободившихся из заключения, реабилитационные центры для страдающих от наркотической или алкогольной зависимости, центры поддержки семьи, медицинские учреждения ( больницы, хосписы, диагностические центры и др.), а также иные диаконические учреждения." Вот неполный перечень видов социальной работы, осуществление которой невозможно без соответствующих помещений и зданий.
В современном мире статус государства определяется наличием ядерного оружия, количеством нефти, золотым запасом и т.п., но правильнее всего, если он определяется качеством жизни граждан и динамикой роста числа граждан. Это единственный реальный показатель деятельности всего государственного аппарата, общественных сил и экономики. Это исполнение первой заповеди Творца: "Плодитесь и размножайтесь".
Вопиющее социальное неравенство существующее сегодня в нашей стране ослабляет общество и в итоге просто разрушает его. Общество не является консолидированной силой, в нем обостряются внутренние противоречия. Целостное общественное сознание дробится на множественные мировоззренческие позиции от экстремистских до непротивленческих и т.д.
Общество, лишенное внутреннего единства не может быть здоровым и сильным. Такое общество нежизнеспособно. Нужно понять, что чувствовать свою ответственность за слабых и малых, за больных и немощных это значит чувствовать, что мы один народ. Сознавать свою ответственность перед обществом значит сознавать себя гражданином.
Вопросы милосердия и благотворительности, социальной заботы о населении, демографические проблемы сегодня становятся для нашей страны жизненно важными.
Потребность и способность бескорыстно делать добро и помогать нуждающимся во многом определяет и характеризует, как личность отдельного человека, так и нравственное состояние целого общества.
Все эти направления социальной работы являются полем, на котором Церковь и государство могут объединить свои усилия на благо общества. Экономический кризис переживаемый сегодня всем миром во многом вызван кризисом совести, кризисом нравственного чувства.
Список литературы:
1. Архиерейский собор 2011г. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла "ЖМП" №3 2011 г.
2. Архиерейский собор 2011 г. О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви "ЖМП" № 3 2011г.
3. Библия "Священное Писание Ветхого и Нового Завета" Брюссель 1989г.
4 Дмитрий Дождев. Понятие справедливости в Римской правовой традиции. "ЖМП" №11 2011
5. . Ильин И.А. "Наши задачи" В поисках справедливости. http://apocalypse.orthodoxy.ru/problems/072.htm
6. Словарь библейского богословия. Кайрос. Москва 1998 г.
7. ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского
Толкование на святого Матфея Евангелиста т.7 книга 2. беседа LXXIX http://www.wco.ru/biblio