Главный редактор портала Religare Александр Щипков в статье "Территория Церкви" проводит аналогию между методами большевиков в 20-е годы прошлого столетия и сегодняшним наступлением на Церковь, которое выражается в попытках свернуть программу "200 храмов": ""Программа-200" совпала по срокам с начавшейся в стране антицерковной кампанией. О том, что совершается резкий разворот в отношениях с Церковью и переход к борьбе с христианским мировоззрением"
По мнению Щипкова, причины наступления на Церковь связаны с ее патриархальностью, которая мешает проводить властям либеральный курс в культуре и образовании: "Власть перед выборами зачищала и утрамбовывала политическую площадку. Церковь мешала – патриархальным отношением к проблемам семьи, образования, морали. Не поддавалась "оптимизации". Не верила в "креатив". И оказалась... непрофильным активом в государстве-корпорации".
Особую роль в антиклерикальной компании наших дней заняли СМИ, попытавшиеся отказать РПЦ МП в историческом преемстве: "Затем в СМИ была вброшена тема шельмования РПЦ МП и отказа ей в историческом праве на преемственность с дореволюционной Церковью. Общественное мнение готовили к неприятию якобы происходящей "клерикализации страны"".
Александр Щипков также полагает, что интересны православных христиан мешают проводить власти выбранный ей экономический и политический курс: "Интересы православного населения не совместимы с ролью России как сырьевого придатка и страны третьего мира с повальной наркоманией, ювеналкой, гендерной неразберихой и разрушением семьи. Наши интересы сброшены с повестки дня. Снова РПЦ превращается в классового врага, в "тормоз прогресса", в "реакционный элемент". Мы мешаем, потому что нас слишком много, и у нас твердые социальные приоритеты. Отсюда оголтелая антицерковная политика последних полутора лет".
Отметим, что сегодня, 19 марта, исполнилось 90 лет со дня написания В. И. Лениным письма "членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви", которое стало поводом для активизации компании по изъятию церковных ценностей и привело к многочисленным жертвам среди иерархов, духовенства и мирян, защищавших свои святыни.