Четвертая неделя Великого поста, которая в этом году приходится на период с 18 по 25 марта, называется крестопоклонной. Для человека, выросшего в христианской культуре, это название почти ничего не говорит. Кресты можно найти на гербах большинства европейских стран. Кресты окружают нас с детства (кто не играл в крестики нолики) и сопровождают до самой смерти. Но для времени, когда на исторической арене появилось христианство, скандальный эффект нового символа был настолько велик, что нам очень сложно подобрать адекватную современную аналогию.
Для древнего римлянина, точно также как и для последователя иудаизма, крест был синонимом государственного преступления. В Ветхом Завете можно найти слова о том, что всякий висящий на древе проклят. В Риме времен Августа крест становится объектом устрашения, символом позорной казни, которой можно подвергнуть только рабов-бунтовщиков и государственных преступников, желавших свергнуть императора. Римский гражданин, будучи даже самым отъявленным негодяем, не мог быть распят – его казнили с помощью меча. На самых ранних языческих карикатурах на христианство можно найти изображение головы осла, распятой на кресте. Такая символика связана с тем, что первые христиане были вынуждены собираться тайно. Закрытость собраний порождала слухи, в которых адепты новой религии обвинялись в безнравственности, в поклонении голове осла или в убийстве младенцев. В начале II века друг императора Траяна Плиний называет христианство "грубым суеверием" и спрашивает императора, нужно ли преследовать христиан за одну только принадлежность к их религии. Ответ августа был утвердительным, и для учеников Иисуса продолжилась эпоха гонений, закончившаяся только в начале IV века.
Невозможность открыто изображать главный христианский символ вынудила христиан прибегать к различного рода аллегориям. На стенах катакомб и жилищ можно найти изображение рыбы (рыба является символом Христа из-за того, по-гречески слово рыба представляет собой акроним фразы "Иисус Христос Божий Сын Спаситель"). Ранние христиане для обозначения креста могли использовать знаменитую латинскую надпись:
SATOR
AREPO
TENET
OPERA
ROTAS
Слово "tenet" по вертикали и горизонтали дает знакомый каждому крест. Кроме того, с помощью небольших перестановок из этого квадрата можно получить первые два слова молитвы "Отче наш" (Pater Noster). Тайная жизнь главного христианского символа продолжалась до начала IV века, когда император Константин Великий нанес христианский символ на свои знамена и одержал победу над соперником в борьбе за титул императора. С этого момента начинается победоносное шествие креста по планете.
Спустя почти две тысячи лет после распятия Христа крест перестал восприниматься как орудие страшной казни (распятый мог находиться привязанным или прибитым к кресту от нескольких часов до нескольких дней и умирал либо от удушья, либо от болевого шока, либо от копья римского солдата, что было актом милосердия). Он превратился в модный аксессуар, в который можно вставить драгоценные камни. В России же всегда помнили о первоначальном значении этого символа, отсюда русские поговорки "На крест не просятся, с креста не бегают" или "Нести свой крест". Знаменитый русский писатель Феодор Достоевский в романе "Идиот" приводит трогательный рассказ князя Мышкина о том, как солдат удачно обманул "глупого барина", продав ему "настоящий" оловянный крест под видом серебряного. Реплика князя Мышкина о том, что настоящий крест может быть только оловянным, а не драгоценным, отсылает читателя еще к одной важной черте национального русского характера. Для русского человека настоящее христианство есть религия милосердия и сострадания к бедным и несчастным людям, а потому дешевый крест солдата в глазах князя Мышкина ценнее креста из драгоценного металла.
Источник: Газета "Культура"/Religare