Выставка история
В римских Капитолийских музеях проходит выставка "Lux in arcana", впервые в истории предъявляющая широкой публике уникальные документы из секретного архива Ватикана. Фантасмагорических разоблачений в духе Дэна Брауна выставка не обещает, однако многие десятки документов VIII-XX веков, написанных на пергаменте, бумаге и даже бересте, освещают не только внутреннюю историю католической церкви , но и многие узловые точки мировой истории. Из Рима СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.
Бог уж с ним, с флером таинственности, но интересно было, как они это сделали. Стандарт претендующей на сенсационность большой выставки живописи в чисто экспозиционном смысле довольно понятен, выставки рисунков тоже. А вот показ документов дело, как правило, локальное, сделать из него всесветный блокбастер не только по названию, но и по факту зрительского впечатления на самом деле довольно сложно. Вдобавок тут еще уникальный материал, и резонансность, и многогранность: не будешь же относиться по-рутинному к выставке, которая по-свойски поминает, помимо средневековых пап и императоров, Франциска Ассизского и Муссолини, семейство Борджиа и Коперника, Наполеона и "старых мастеров" ренессансно-барочного Рима. Да, подчас от самого сознания того, что ты смотришь на бесценный оригинал документа, знаменитого своей древностью (как "Liber diurnus romanorum pontificum", маленькая книжица канцелярского назначения, чудом сохранившаяся с VIII века) или историческим значением (как булла Льва X, отлучающая от церкви Мартина Лютера), буквально перехватывает горло. Но выложи в рядочек в обыкновенных витринах сотню таких уников в хронологическом порядке и где-то к середине, если ты неспециалист, сантименты сменятся ощущением добропорядочной пыльной скуки.
На выставке никакой хронологии нет, документы распределены по капитолийским залам сообразно тематике тут тема "Святые, женщины и придворные", а тут "Тиара и корона". Распределены довольно вольготно, по нескольку документов на затемненный по такому случаю зал, но дизайн и сама геометрия витрин вместе с мультимедийными пояснениями настолько отточены, что вместо разреженности, наоборот, возникает ощущение роскошной историко-художественной сытности. В оформлении почти никакой попсы разве что в разделе, посвященном еретикам и крестоносцам (такое вот сочетание), зрителя отвлекают мониторы с горящим пламенем. В общем же с точки зрения дизайна отформатировано все это нескончаемое архивное зрелище безупречно, вплоть до того, что надо еще найти в себе известные силы, чтобы оторваться от разглядывания витрин и заметить, на минуточку, фрески XVI века или римские рельефы, которыми при всем том декорированы отведенные для выставки залы.
Дело даже не только в декоративной притягательности, хотя от богато украшенных булл и декреталий рябит в глазах есть даже крайняя степень средневекового бюрократического богатства, грамота императора Оттона I, написанная золотыми чернилами на телячьем пергаменте, окрашенном в малость выцветший с 962 года пурпур. Выставка как-то приучает к тому, что с одним и тем же благоговением смотришь не только на киноварно-золотые строчки, выведенные позднекаролингским минускулом, но даже и на машинописные страницы последних немного, но они из до сих пор закрытой для исследователей части архива (показывая их, ватиканские архивариусы, видно, старались показать озабоченность папы Пия XII фашистскими зверствами в Германии и Италии).
Где-то этот тематический принцип выглядит хоть эффектным, но искусственным например, в разделе, посвященном печатям, оказались наряду со средневековыми документами и грамота испанского короля Филиппа II с печатью из чистого золота, и снабженное восковой печатью послание новоизбранного патриарха Московского Тихона написанная звучной тацитовской латынью просьба о помощи перед лицом революционных событий 1917 года. Где-то он несколько натянут так, в одном зале оказались итоговый документ провозгласившего унию православной и католической церквей Флорентийского собора, размашисто подписанный византийским императором Иоанном VIII, булла папы Иоанна XXIII (1959), созывающая оказавшийся революционным Второй Ватиканский собор, и письмо папы Климента XII (1738) тогдашнему далай-ламе. Но где-то, напротив, только придает красноречивости самим экспонатам в зале, посвященном конклавам, показывают свидетельства XVI-XIX веков, наглядно иллюстрирующие скрытую от простых смертных процедуру папских выборов, а в разделе "Ученые, философы и изобретатели" вполне органично сложились булла об утверждении Кембриджского университета, малозначимое прошение Николая Коперника, первый календарь, отразивший известную "новостильную" реформу папы Григория XIII, и рукопись бразильца Бартоломеу де Гусмана, пытавшегося в начале XVIII века изобрести "летающую машину". А заодно и адресованное папе Бенедикту XIV письмо Вольтера: ну кто бы мог подумать, что легендарный вольнодумец будет адресовать римскому понтифику изящное, но льстивое письмо с выражениями типа "целую ваши святейшие ноги"?
Всяких намеренно подобранных удивительных вещей на выставке вообще много в ряду всякой экзотики вроде берестяной грамотки североамериканских индейцев, буллы папы Климента VIII, переведенной на язык индейцев кечуа, посланий монгольского хана XIII века или китайской императрицы XVII века неожиданно обнаруживается и парадное письмо царя Алексея Михайловича "Клименту Десятому, папе и учителю римскаго костела" с просьбой о союзе против крымских татар и турок. Может даже сложиться впечатление, что папский архив, говоря по-простому, хвастается: смотрите, все последние полтора тысячелетия европейской истории с их войнами и расколами, великими правителями и великими святыми, династическими браками и геополитическими сдвигами все это осело на наших архивных полках. (И даже не только европейской есть, допустим, булла, которой папа Александр VI Борджиа разделял новооткрытые земли Америки.) Автографы знаменитостей? Пожалуйста, вот вам предсмертное письмо Марии Стюарт, тоже довольно печальное письмо обреченной Марии-Антуанетты, дочерняя записочка Лукреции Борджиа, подпись Наполеона на конкордате с Ватиканом или послание очередному понтифику от Авраама Линкольна. Поразительного вида исторические раритеты? Нате-ка вам обремененное восемью десятками печатей прошение английского парламента о расторжении первого брака английского короля Генриха VIII. Или дело тамплиеров шестидесятиметровый свиток (развернутый в витрине метров на пять) с убористо записанными протоколами допросов рыцарей-храмовников.
Но не то чтобы это преподносилось как сплошной фимиам могуществу католической церкви да, сановные ватиканские кураторы, скажем, не преминули лишний раз напомнить о тех, кто создавал художественный фасад католицизма, и с явной гордостью показали письма Микеланджело и Бернини. Но никакой паточности при этом все равно не возникает общая тональность скорее занимательно-деловитая, да и канонизированные советским научным атеизмом Джордано Бруно и Галилей тоже помянуты со всей надлежащей объективностью. При таком-то размахе и объеме о конфессиональной узости заводить речь даже как-то странно. Это выставка не про зловещие тайны церкви , но и про ее величие она говорит лишь постольку, поскольку величава сама ее идея сделать все то, что было доступно в лучшем случае как иллюстрация из специальных монографий, говорящим экспонатом. Проговариваемая при этом мысль в общем-то понятна: папы, епископы, короли и императоры это все хорошо, но по-настоящему историю творят не личности, а документы. В эпоху электронных СМИ это выглядит вполне резонным напоминанием.
Источник: Коммерсант