Одним из значимых событий культурной жизни столицы на минувшей неделе стала премьера документального фильма "Святые против мятежа", состоявшаяся в Доме русского зарубежья. Автор и режиссер фильма – Татьяна Карпова, творчество которой хорошо знакомо православному зрителю. Достаточно напомнить ее знаковые киноработы: "Видимое и сокровенное" (1996), "Сказание о Высоцком монастыре" (2002), "Корецкий монастырь. Обитель верных" (2009). Татьяна Михайловна, почти десять лет преподававшая кинодраматургию во ВГИКе, сценарист и режиссер в общей сложности почти двух десятков фильмов, большая часть которых посвящена православной тематике. За многие из них режиссер удостаивалась призов на различных фестивалях и церковно-общественных наград.
44-минутная документальная кинолента, представленная ею в Доме русского зарубежья, посвящена трем подвижникам Русской Церкви, жившим в течение одного столетия, – святителям московским: митрополиту Филарету (Дроздову), священномученику Владимиру (Богоявленскому) и Патриарху Московскому и всея России Тихону (Белавину). Они жили в XIX веке в разные годы, но каждый из них оставил заметный след не только в церковной истории, но и в общественно-политической жизни своего времени. Им суждено было совершать свое служение в то самое столетие, когда в России нарастали политические и общественные процессы, приведшие огромную империю к гибели. Каждый из этих угодников Божиих был призван противостоять попыткам потрясения основ российского государственности и православной веры, пастырским словом вразумляя идеологов бунта и тех, кто сознательно и неосознанно следовал за ними. Для святителя Филарета это были декабристы, а затем участники народнического движения; для священномученика Владимира и патриарха Тихона – большевики.
Нет нужды пересказывать сюжет – фильм обязательно нужно посмотреть. Отмечу только, что в его съемках приняли участие многие известные духовные и светские лица. В фильме звучат слова епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла – наместника Донского ставропигиального монастыря столицы, председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством; митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла – наместника Киево-Печерской лавры; настоятеля московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры игумена Дионисия (Колесника), писателя Александра Сегеня, историка, доктора наук, профессора Александра Яковлева. Дополняя друг друга, каждый из них добавил свои штрихи к документальным портретам московских святителей, свидетельствуя о том подвиге стояния за веру и правду, который они совершили. Ключевая идея, "красной нитью" проходившая через весь фильм, выражена в приведенной его авторами цитате из проповеди святителя Филарета: "Береги, Россия, и воздвигай сильнее твой внутренний домашний свет, потому что за пределами твоими, по слову пророческому, "тьма покрывает землю, и мрак на языки" (Ис. 60: 2)".
Почти две сотни зрителей, собравшихся в мартовский вечер в просторном зале Дома русского зарубежья, встретили овациями режиссера и членов съемочной группы, поднявшихся на сцену после показа. Видно было, что здесь собрались давние поклонники таланта Т.М. Карповой, люди, неравнодушные к прошлому и настоящему своего Отечества.
Как рассказала Т.М. Карпова, фильм был снят в 2011 году всего за шесть месяцев.
– Хотелось сделать фильм о людях, но материал всегда диктует поворот темы, – отметила режиссер. – Случилось так, что в это время в России как раз нарастало революционное движение. Фильм оказался современным, потому что, когда он был готов, у нас в стране начались эти смуты и митинги, эти попытки снова возмутить и расшатать наше бытие – хорошее, плохое ли, но мирное. Мы революций больше уже не хотим!
– Святые, – напомнила она, – умели разглядеть еще только в зародыше, в зачатке последствия будущих волнений, будущей смуты и революционных бурь, предвидели их и предупреждали об этом других. Но народ понимает не тогда, когда к нему обращаются святые, провидящие будущее, а когда многих уже в живых не остается и события необратимы.
Автор и режиссер фильма Татьяна Карпова
Автор и режиссер фильма Татьяна Карпова
Многие запечатленные в фильме моменты, связанные с жизнью России середины XIX – первой трети XX столетия, оказались удивительно созвучны современности. В нем упоминается и проблема культурно-национального сепаратизма в Грузии, у истоков которого стояла местная интеллигенция из разночинцев, и нарастание самостийности на Украине, в том числе и в церковных кругах. Косвенной жертвой этого стал и священномученик Владимир, недаром святителя, переведенного на Киевскую кафедру из Москвы в 1915 году, недружелюбно встретили представители националистически настроенного духовенства и монашествующих, и ни один из насельников Киево-Печерской лавры не вступился за своего владыку, когда большевики повели его на расстрел.
Знакомство с этими и многими другими историческими фактами, несомненно, позволило бы зрителям извлечь важные уроки из прошлого. Тем большее недоумение и сожаление вызывает тот факт, что ведущие российские телеканалы, в том числе любимый и уважаемый многими зрителями канал "Культура", отказались от его показа.
И еще одна перекличка с нашим временем: как отметила Т.М. Карпова, невольно напрашивается параллель видеоряда одного из эпизодов фильма "Святые против мятежа" с недавними событиями в храме Христа Спасителя.
– Это хорошо известные кадры, снятые вскоре после революции, когда была объявлена война Церкви и началось ее уничтожение. Тогда не только принимались государственной властью антицерковные акты – декреты и приказы, но еще и устраивались глумливые антицерковные уличные действа, в которых участвовали ряженые – здесь они с копытами, хвостами и рогами, и еще – переодетые в священников, – напомнила она. – Я эти кадры много раз видела, в том числе и в картинах своих товарищей, но сейчас у меня возникли прямые ассоциации с тем, что творилось в храме Христа Спасителя, где тоже выступили разряженные неподобающим образом, с мешками на головах, женщины, демонстрируя непристойные телодвижения. Я это расцениваю, конечно, как акцию против Церкви.
– Именно поэтому, – заключила режиссер, – призывы святых, которые звучат в конце фильма, современны и сегодня.
Источник: Православие.ру