ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Как создать территорию трезвости

Екатерина Орлова :: 29 марта 2012

За минувшие полгода в рамках деятельности комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности прошло несколько мероприятий, посвященных обсуждению Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма.

Неужели и в Церкви пьют? И даже батюшки бывают алкоголиками? Подобные вопросы часто приходится слышать от людей нецерковных. Может быть, даже чаще, чем о "попах на мерседесах" или "злобных старушках в храмах". Словно само по себе вхождение в Церковь избавляет человека от грехов, страстей и болезней. Конечно же, если человек живет духовной жизнью, участвует в церковных Таинствах, так и бывает, но ведь у каждого из нас свой путь, свой темп и своя глубина постижения истины. Многие приходят к вере, осознав собственное бессилие перед проблемой алкоголизма, но это – только первый шаг. Будут ли сделаны остальные? Милосердный и Любящий Господь всем желает спасения и исцеления, но мы часто оказываемся неспособны взять то, что Он дает, и забываем, зачем пришли в Церковь и чего здесь искали.

Людям, страдающим тяжелым биопсихосоциодуховным заболеванием под названием алкоголизм, забыть это намного сложнее. Тем, кто пьет и не считает себя алкоголиками, о духовном недуге напоминают друзья и родные, а те, кто осознал свою проблему и желает с нею справиться, сами не хотят забывать о ее существовании. В каком-то смысле память о болезни подобна памяти смертной – как только ее теряешь, духовная жизнь прекращается. Но и те, кто борется с недугом пьянства и те, у кого это пока не получается, придя в Церковь, как правило, из нее не уходят. Одни, не надеясь на свои силы, уповают на милость Творца, а другие находят двери в церковные сообщества трезвенников. И тогда евангельские слова: "будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19: 30)" в немалой степени относятся и к ним.

То, о чем среднестатистический прихожанин предпочитает вспоминать непосредственно перед исповедью (собственных страстях, грехах и духовных болезнях), выздоравливающий алкоголик вынужден постоянно держать в уме, чтобы не сорваться. Он априори поставлен перед необходимостью расти духовно, хотя бы для того, чтобы не умереть от очередного запоя. А запой неизбежно наступает, если человек не возделывает свою душу. Но именно эта необходимость, реализованная в церковном сообществе, нередко становится привычкой, и духовное делание, которое для многих из нас является, увы, теорией, алкоголик, желающий освободиться от своего греха, деятельно воплощает на практике.

Русская Православная Церковь, имея тысячелетний опыт брани со страстями, всегда помогала страждущим от недуга винопития. Историю вопроса сегодня не обходят вниманием православные издания, особенно на волне обсуждения готовящегося церковного документа об утверждении трезвости и профилактике алкоголизма, темы которого специалисты обсудили на круглом столе в Издательском Совете Русской Православной Церкви 25 октября 2011 г.

[Круглый стол в Издательском Совете Русской Православной Церкви 25 октября 2011 г.]

Самая, пожалуй, дискуссионная тема этого документа – это трезвость духовенства. И даже при том, что никто не говорит о введении принудительной трезвости или "сухого закона" в Церкви (кроме тех, кто намеренно искажает смысл происходящего), тема эта так взволновала общественность, что некоторые моменты все же требуют разъяснений. Помощь химически зависимым людям (наркоманам, токсикоманам, алкоголикам и тем, кто не может обойтись без лекарственных препаратов, изменяющих сознание) Церковь в нашей стране начала оказывать сразу после падения режима официального атеизма. В настоящее время действуют многочисленные клубы, общины и братства трезвости, группы само – и взаимопомощи; реабилитационные центры. Сегодня среди главных задач церковного документа по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма – объединение усилий здоровых сил общества, просвещение духовенства и волонтеров, работающих с алкоголиками, придание официального статуса сообществам и людям, занимающимся этой проблемой на церковной ниве, координация работы епархиальных и приходских организаций и др.

Острейшей проблемой, из числа тех, что нашли свое отражение в документе, является собственно профилактика алкоголизма. Пожар легче предотвратить, чем потушить – эти слова в полной мере относятся к алкогольной угрозе, нависшей как над обществом в целом, так и над отдельными людьми. Чтобы алкоголизм не развился, современному человеку надо прикладывать усилия. Чтобы не стать алкоголиком, приходится противостоять системе, которая, хочется верить, сложилась в обществе стихийно. Вот ее признаки: сверхвысокое потребление алкоголя на душу населения; стереотипы, бытующие в обществе о пользе спиртного (алкоголь помогает при простуде и язвенной болезни, способствует снятию стресса и раскрепощению, избавляет от усталости и депрессии и т.п.); сложившийся в кино и средствах массовой информации образ мужественного, смелого и успешного героя, который непременно "закладывает за воротник"; необходимость (!) участия в мероприятиях на производстве и дома, которые не обходятся без алкогольных напитков... И как следствие: причина каждой пятой смерти в России и странах СНГ, по данным ВОЗ, так или иначе, связана с употреблением алкоголя, алкоголизм сегодня является одной из главных причин разрушения традиционного уклада жизни, глубокого кризиса института семьи, увеличения числа разводов и брошенных детей, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду, производственного травматизма и снижения темпов роста экономики. И если у человека на генетическом, духовном или ином уровне есть предрасположенность к появлению зависимости, ему бывает довольно сложно выжить в таком обществе. Благо если волевые качества или поставленная жизненная цель отвлекают его в молодые годы от алкоголя, но ведь внешние обстоятельства могут измениться, и тогда оставаться трезвым едва ли получится.

Профилактика алкоголизма предполагает наличие трезвой среды в обществе. Вот почему, чтобы выжить, нам необходим сегодня сегмент социума, где могли бы общаться, трудиться, развиваться и проводить досуг трезвые люди. И лучше, если такой сегмент будет состоять не только из выздоравливающих алкоголиков, прошедших тяжелый путь ошибок и падений, хотя они и яснее представляют, как именно могло бы существовать сообщество трезвых. Говоря словами Священного Писания: "Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2, 18)". Появлению такого сегмента могла бы помочь появиться на свет Церковь. Очевидно, что спрос на него более чем велик, и священники, которые осознают необходимость трезвой жизни, есть. Их пока не так много, как того требует наша реальность, но еще меньше информации в открытом доступе о приходах, где они служат и о том, в какой именно помощи (в том числе и материальной) нуждаются при специфике своего служения. Возможно, поддержка духовенства, подвизающегося на ниве утверждения трезвости, могла бы заключаться в том, что трезвые приходы были бы отмечены неким специальным знаком, который информировал бы прихожан и священноначалие о том, что здесь занимаются профилактикой алкоголизма. Что в свою очередь предполагает наличие компетентного священника, разбирающегося в вопросах химической зависимости; действующую группу, клуб, общину или братство трезвости; квалифицированного психолога, в самом лучшем случае – работающий телефон доверия или горячую линию на приходском сайте; и... праздничную трапезу без спиртного.

Для чего это нужно? Для того чтобы семьи с алкогольной проблемой имели возможность выбрать, если так можно выразиться, "профильный храм" и получать духовную помощь от батюшки, который знает о том, что алкоголизм – это не только грех, но и заболевание, лечение которого требует профессиональных навыков. Ну а если говорить о личном примере трезвой жизни пастыря, то есть ли что-то более эффективное в деле профилактики алкоголизма? И хотя совершенно очевидно, что нет смысла обязывать всех священников не пить, трезвые приходы все же должны иметь некие привилегии. Хотя бы потому, что такое служение требует специальных знаний.

Появление трезвых приходов непременно привлечет внимание родителей, чьи дети-подростки находятся в "группе риска". Ведь праздники без спиртного, общение в коллективе, где к трезвости относятся как к нравственной ценности – это то, чего ищут современные люди для своих детей не менее упорно, чем хорошее образование или оплачиваемую работу. Территория трезвости непременно должна быть создана в пространстве Церкви еще и потому, что трезвость у большой части молодежи в нашей стране является одним из главных критериев оценки потенциального супруга. Но при этом молодые люди часто не имеют навыков общения, проведения досуга и праздников без алкоголя. Всему этому они тоже могли бы научиться у церковных людей, избравших своим служением утверждение трезвости.

Из истории вопроса

Стихийное движение за трезвость было поддержано Русской Православной Церковью. В 1859 году Святейший Синод своим указом благословил священнослужителям "...живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина...". Указ ободрил и сплотил православный народ, в России вспыхнула новая, еще более сильная и плодотворная борьба против распространения торговли алкоголем. Доходы откупщиков стремительно понижались. Однако до победы над "зеленым змием" было еще далеко, поскольку государство было не столь заинтересовано в трезвости народа, как Русская Православная Церковь.

[Антиалкогольный плакат Александро-Невского общества трезвости. http://all-photo.ru/]

Настоящий расцвет русского трезвенного движения наступил после определения Святейшего Синода, которое подготовил в 1889 году обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (21.05.1827-10.03.1907). Этим определением Святейший Синод призвал духовенство содействовать правительству в борьбе с пьянством, учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения, словом и проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни. В 1909 году был издан указ Святейшего Синода о введении в духовных семинариях преподавания правил борьбы с алкоголизмом. В том же году Синод вновь обратился к правящим архиереям всех епархий с просьбой "силою архипастырского влияния и власти" вменить вверенному им духовенству в обязанность "воздействовать на прихожан живой, убежденной проповедью и беседами о вреде пьянства, о необходимости искоренения его, особенно во время праздников церковных и семейных, а также при решении дел общественных и частных". Как в прежних своих определениях, так и в определении 1909 года, Святейший Синод указывал на особое значение приходских обществ трезвости в деле противодействия алкоголизму в России.

В 1910 году Святейший Синод своим указом ввел преподавание науки трезвости во всех церковно-приходских школах.

Определением Святейшего Синода от 13-31 марта 1914 года было постановлено: "Установить на будущее время повсеместно в России ежегодный 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, церковный праздник трезвости". Этот всероссийский церковный праздник стал особым днем всенародного торжества православной трезвости в нашей стране.

Подготовлено по материалам Круглого стола "Утверждение трезвости и профилактика алкоголизма – церковный подход". Мероприятие прошло 25 октября 2011 в г. Москве в Издательском Совете Русской Православной Церкви в рамках деятельности Комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия.

Источник: Благовест-инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама