ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Толстовство для чужих

Сергей Худиев :: 02 апреля 2012

Любые попытки понять, чего именно от Церкви хотят ее критики в деле с провокацией в Храме Христа Спасителя, сталкиваются с тем, что они избегают внятно формулировать свои требования. РПЦ ужасна, РПЦ опасна – но что, собственно, требовалось бы от Церкви, чтобы избежать такого осуждения, остается неясным.

Желают ли критики Церкви утвердить возвышенные идеалы чего-то вроде толстовства, принципиального отказа от защиты со стороны государства – не вызывать полицию, не пользоваться защитой суда? Некоторым церковным людям кажется, что это так: мол, давайте будем толстовцами и нас оставят в покое. Это ошибка по двум причинам. Во-первых, христианство это не толстовство. Во-вторых, на нас нападают вовсе не толстовцы – и толстовства они от нас требуют исключительно в одностороннем порядке. "Непротивления злу полицией" (по выражению православного публициста Аркадия Малера) от нас требуют, прежде всего, не возвышенные идеалисты, а сами злые, которым не хотелось бы иметь с полицией дела. Как раз те, кто сами ни в малейшей степени не собираются следовать толстовским принципам.

Но начнем с очевидной разницы между Апостольским Христианством и толстовством. Неправда толстовства в том, что осуждая государство, суд, армию, полицию, сам выдающийся писатель и моралист пользовался защитой, которую ему предоставляли эти институты. Он мог обладать значительным движимым и недвижимым имуществом, спокойно заниматься писательством и проповедью своих идей, жить в мире и безопасности – потому и только потому, что полиция ловила разбойников, суды назначали им наказание, а армия стояла за защите внешних рубежей страны.

Там где исчезает государство, наступает не Царство Божие на земле, а кровавый хаос, из которого произрастает свирепая диктатура. Мы видели это в истории нашей страны, мы видим это – прямо сейчас – в других странах. Поэтому христианство никогда не было толстовством – уже у Апостолов мы находим вполне позитивное отношение к государству и признание за ним права прибегать к насилию для обуздания зла (Рим.13). Сами Апостолы не колеблясь прибегали к защите римского закона (Деян.16:37, Деян.22:25, Деян 23:23, Деян.25:11)

Но в данном случае нам предлагают даже не толстовство – а весьма избирательное толстовство. Для Толстого государства вообще не должно быть; полиция вообще никого не должна задерживать суды вообще никого не должны судить. Для наших нынешних критиков – оно должно быть для всех, кроме Церкви. Все, кроме Русской Православной Церкви, имеют право прибегать к защите государства; случись безобразия и бесчинства где угодно еще – в баптистском молельном доме, в костеле, в синагоге, в музее, в театре – те же самые люди ни минуты не усомнятся в праве людей звать полицию, даже если неизбежным результатом этого явится заключение безобразников под стражу. Более того, те же люди отнюдь не смущаются требовать судебных кар тем, кого они считают виновными. Государство вообще говоря, должно работать, пресекать безобразия и производить должные расследования – во всех случаях, когда не затронута Русская Православная Церковь. На Церковь защита государства не должна распространяться. Конечно, это требование не просто несправедливо, оно абсурдно – но особенностью нынешней кампании против Церкви как раз и является ее принципиальная абсурдность. Неверующие (и открыто враждебные к вере) люди наставляют Церковь в учении Христа, непечатная брань объявляется молитвой, публичные совокупления с последующим выкладыванием роликов в интернет – признаком истинноверующей души, оккультные манипуляции с целью погубить своего врага – признаком подлинного Христианина, крики "убей сексиста, смой его кровь" – образцом истинно евангельской кротости, революционные (и заодно антиклерикальные) протестные акции курирует придворный, обильно питающийся со стола царского.

Любая попытка разобраться, в чем все-таки состоит позиция наших оппонентов, и как именно Московский Патриархат должен был бы поступать, чтобы избегнуть их гнева, каковы принципы, которым они нам предлагают следовать, повисает в воздухе.

В самом деле, чего от нас хотят? Чтобы мы признали, что внутри православного храма допустимы любые безобразия, недопустимые в других местах? Нет? Безобразия все же допустимо пресекать? Как? Есть только два пути пресечения безобразий – частное насилие (например, граждане обливают кураторов и деятелей актуального искусства мочой, переворачивают их машины и производят другие художества в стиле арт-группы "война", после чего те глубоко задумываются о своем поведении) или государственное (граждане вызывают полицию, дальше государство действует по своим законам). Частное насилие имеет свойство моментально выходить из-под контроля и вообще беззаконие и грех; все, что остается – это звать полицию. Неприятно, когда после нашего звонка человека уводят в участок, а потом судья определяет меру пресечения. Неприятно думать о том, что наша возможность спокойно совершать богослужения держится на полицейском принуждении к порядку. Но это так. Воры воздерживаются от взлома Вашей квартиры не потому, что они Вас любят и уважают, а потому, что они боятся полиции. Это огорчительно, но это так. Как бы Вы ни преуспели в добродетели, воры все равно Вас не возлюбят – их все равно будет сдерживать только полиция. У нас есть возможность собираться для молитвы только до тех пор пока каждый хулиган, желающий поразвлечься, знает, что его задержат и накажут. Объявите храмы Русской Православной Церкви зоной свободной от полицейского принуждения – и от желающих всласть побеситься не будет отбоя.

Более того, ваша возможность безопасно ходить не только в храм, но и в магазин – как и вообще возможность безопасно ходить по улицам – обеспечивается полицией, которая задерживает безобразников, и судами, которые выносят им приговоры. Идея, что Церковь совершает нечто дурное, вызывая полицию и предоставляя государству поддерживать порядок, в то время как любое другое сообщество неповинно, делая то же самое, выглядит полностью абсурдной, как только мы пытаемся ее сформулировать. Поэтому ее и не формулируют – предпочитая формат эмоциональных обличений.

Нам не нужно ими смущаться. Церковь следует учению Христа и Апостолов. Она ни в малейшей степени не обязана следовать учению Льва Толстого. Она тем более не обязана следовать ему в одностороннем порядке. Она еще менее обязана любой ценой искать расположения людей, к ней сознательно и непримиримо враждебных. Если воры объявляют Вам, что учение Христа требует от Вас снять замки с дверей и ни в коем случае не вызывать полицию, Вам стоит поставить их вероучительный авторитет под вопрос. Если от Вас требуют признать непечатную брань – молитвой, безбожников – наставниками в Евангелии, а Церковь – ни в коем случае не смеющей вызывать полицию – тоже.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама