В Москве протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, известный своими дискуссионными высказываниями на темы диалога Церкви с современными художниками, объявил об открытии арт-центра при храме святителя Николая на Трех Горах, в котором он является настоятелем.
Бытие центра началось с концерта и продолжится выставками. Для почина отец Всеволод пустил в небогослужебную часть своего храма в романтический подвал со множеством арок, колонн и сводов клуб "Арт'Эриа", объединяющий разномастные, но дружественные фолк и рок-группы, бардов и блюзменов. В традициях "Арт'Эрии" также выставки и встречи с художниками.
Отец Всеволод обещает, что "при храме будет концертно-выставочное пространство", но пока здесь свежеоштукатуренные голые стены, скудное освещение и временные полы. Имена приглашенных к сотрудничеству художников Чаплин пока не называет.
Я их имен просто не помню, честно сказал он. Они сами предлагают проекты, будем выбирать. Мы всего три недели как дату открытия назначили.
На фоне дискуссий об акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя вопрос не потому ли организаторы так спешат открыть свои арт-центр со слоганом "Музыка как молитва", что хотят ответить на "панк-молебен", напрашивается у всех. Однако и отец Всеволод, и директор "Арт'Эрии" Нина Кибрик единогласно уверяют, что идея молодежного клуба (вдобавок к воскресной школе и прочему) возникла два года назад, когда о Pussy Riot никто еще не слышал. Заторопились реализовать проект, не дожидаясь конца ремонта в подвале, потому что "Арт'Эрию" выселили из прежнего помещения в Центральном доме работников искусства. Проводить концерты стало негде, а было нужно: их раз за разом посвящают благотворительному сбору средств на лечение попавшей в автокатастрофу певицы Инны Бондарь.
"Журналисты уже решили, что это будет чуть ли не очередная галерея Марата Гельмана, но пока здесь только музыканты", говорят участники творческого процесса.
Сам Марат Гельман тоже пришел и послушал музыку, но сценических речей не произносил, а лишь подтвердил, что уже обещал новому арт-центру помощь по крайней мере в виде консультаций.
Для каждого проекта нужны воля, понимание и умения. Отец Всеволод проявил волю, сказал Гельман корреспонденту "Известий". Но понимания тут пока, может быть, мало, а умения и вовсе никакого. С пониманием могу помочь я!
Пока известный галерист отмечает только потенциал новой площадки, а сам планирует начать новый проект, направленный на взаимодействие искусства и веры, в Краснодаре. Однако на пришедшую со "светской" стороны инициативу диалога местные активисты уже отреагировали организацией движения "Краснодар без Гельмана". Как утверждает отец Всеволод, "диалог с современным искусством идет уже 25 лет, и для многих художников общение с церковью непрекращающаяся внутренняя работа". Кто сможет выступать в этом месте, он планирует выяснять по ходу дела.
В подвальчике тем временем репетирует с кельтской арфой музыкант Элизбар, греется чай, между колоннами беседуют эльфийского вида девушки и бородачи скорее стильно-хиппового, нежели смиренно-православного фасона.
Продают свои диски и самодельную ювелирку, целуются со старыми знакомыми, возобновляют недавно прерванные где-то на другой тусовке разговоры. Не секта, конечно, но устоявшийся междусобойчик.
На открытии звучали арфы рок-группы "Небослов", выступали блюзмен Владимир Кожекин и скрипач Алексей Розов.
Среди выступивших друзей "Арт'Эрии" и отца Всеволода был замечен и известный музыкальным хулиганством Псой Короленко. Конечно, в подвале храма он исполнил тексты без матерной лексики. Но уже своим появлением доказал: со свободой тут все в порядке, самовыражаешься с любовью к ближним обойдется без 213-й статьи УК. Труженикам храма осталось только привыкнуть к вечерне-ночному образу жизни современной арт-тусовки.
По материалам источников: Известия