ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Бурановские бабушки": Евровидение как способ построить храм

Валерия Посашко :: 05 апреля 2012

марте этого года мы предлагали вниманию читателей наш фоторепортаж из удмуртского села Бураново. Сегодня же мы рады представить на сайте "Фомы" интервью с главными героинями того репортажа, опубликованное в апрельском номере "Фомы".

В удмуртское село Бураново журналисты "Фомы" ехали в буквальном смысле наперегонки с репортерами BBC. Неделю назад обычный сельский творческий коллектив бабушек-удмурток стал известен на весь мир, выиграв отборочный конкурс международного конкурса Евровидение. Все ахнули: Россию будут представлять не "звезды", а 70-80-летние жительницы "глубинки", которые еще помнят Великую Отечественную войну! Бабушки терпят все издержки свалившейся на них славы ради своей мечты: построить в своей деревне храм, которого тут нет уже 63 года.

"Let it be" и "Апостол"

К обеду в сельском ДК журналистов становится больше, чем самих членов ансамбля. Но пока у нас есть минут двадцать для спокойного разговора. "Бурановские бабушки" сидят в рядок у батареи, слово берут в основном двое: Ольга Тухтарева и Галина Конева. Ольга Николаевна, говорят, до сих пор – притча во языцех в родном Пермском институте культуры: получив диплом о высшем актерском образовании, уехала работать в сельский ДК! Она руководитель ансамбля, сама еще даже не бабушка. Трудится тут днями и ночами, умудряясь находить время для мужа и двоих детей, вести хозяйство. А 73-летняя Галина Николаевна Конева – негласный лидер коллектива, первопроходец в творческой самодеятельности, женщина боевого характера: с молодости занималась лыжным спортом, в последний раз на старт выходила уже после 50 лет. Она деревенский и церковный староста. Говорит, что без работы умрет. Сейчас выступает с "Бурановскими бабушками" и поет на клиросе в храме за 40 километров от родного села.

– Кому принадлежит эта идея – собирать деньги на строительство храма выступлениям "Бурановских бабушек"? С чего все началось?

Ольга Николаевна: Разговоры о новом храме велись давно, эта идея витала в воздухе, но казалась какой-то "голубой мечтой". А однажды мы шли по улице с нашей доброй знакомой, Фаиной Измаиловной (как раз в тот день она приехала поддержать бабушек – Авт.), и я эту идею ей высказала. И в этот момент зазвонил мой телефон. Поднимаю трубку, а мне говорят: "Мы очень любим ваши песни, и у нас есть предложение для "Бурановских бабушек": перепеть 12 зарубежных хитов". Это была просьба одного очень влиятельного человека – он хотел сделать таким образом подарок для своих друзей, и сказал, что хорошо заплатит. Я подумала: нам деньги обещают и как раз мы о строительстве церкви думаем! Мы решили, что это добрый знак. Что построить храм – реально.

– Способ Вас не смущал? До сих пор пели свои национальные песни, фольклор, а тут – модные хиты...

Галина Николаевна: Было немножко...

Ольга Николаевна: Еще как смущало! Конечно, какая-то провокационность, какая-то авантюра в этом есть. Все шло на грани, но мы старались удержаться, чтобы не было пошлости и чтобы не ставить бабушек в смешное положение. Наш ансамбль существует двадцать лет, мы поем национальные песни удмуртов, частушки, восстанавливаем то, что пели наши мамы и бабушки. И когда нам предложили перепеть современные хиты, мы подошли к текстам очень серьезно: все равно поем о своем. Например, в "Отеле Калифорния" у нас такие слова: есть глубокие, бездонные моря и океаны, есть дремучие, непроходимые леса, есть пески и пустыни, много хороших мест на земле есть, но лучше нашей Удмуртии нет ничего, и не надо нам никакой Калифорнии! Вот такая была перепевка.

Cпециально для прибывшего заморского гостя, британского журналиста, бабушки зовут гитариста – "Григорыч, неси гитару!" – и поют "Let it be" на удмуртском языке. В благодарность коренной житель Туманного Альбиона вызвался помочь бабушкам подправить акцент – чтобы припев звучал убедительней. Для нас – немножко другой репертуар: "Прогулки по воде" Вячеслава Бутусова: "С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде...". Признаться, всякое предубеждение пропадает, когда слышишь, как бабушки поют вживую. В этих песнях есть душа, как бы высокопарно это ни звучало. А самые простые удмуртские частушки приятней слушать, чем самый раскрученный хит. Только слова чего стоят! "Было б замечательно, если б была железная дорога от полатей до печки. Было б замечательно, если б каждый день был праздник"...

– Значит, все-таки вы поете все, что вам предлагают?

Екатерина Семеновна: Поем. Сначала, вроде, не нравится, а потом привыкаешь.

Зоя Сергеевна: Выучишь – и песня полюбится, она уже как своя.

Ольга Николаевна: Когда нам предложили спеть песни Виктора Цоя, Одна бабушка даже встала и ушла. А потом сама принесла нам послушать его же песню "Печаль" – ей слова понравились. Мы не делаем подстрочный, дословный перевод песен. Но всегда смотрим, какой в ней смысл заложен. Например, слова битловской песни "Let it be" нам очень пришлись по душе: ничего не бывает случайно, если нам даются испытания, мы это должны достойно вынести – с верой и в себя, и в Бога; и как случилось, так и должно было случиться. Так что мы ее поем, как свою!

– Песня, с которой вы едете на Евровидение, – это все-таки некий серьезный компромисс: припев на английском, танцевальный ритм, довольно примитивная аранжировка. Как Вы к этому отнеслись?

Галина Николаевна: Сначала нам предложили спеть один из куплетов и бридж на английском (бридж – часть песни перед кульминацией,отличная от куплета и припева. Это слово бабушки выучили назубок и постоянно употребляли в речи – Авт.). Нам это не понравилось. Когда ехали в студию, я была настроена по-боевому! Сказала: "Я удмуртка и буду петь наши удмуртские песни". Даже расплакалась. Они тогда тоже расстроились, говорят: "Ну вот, довели бабушку!" Стали искать другие варианты: пробовали петь разные песни на удмуртском, а третью или четвертую решили спеть чуть быстрее, чем обычно. И всем понравилось! А английский припев подошел хорошо: когда нам сказали, как он переводится, оказалось, что наша песня о том же!

– А о чем песня?

Валентина Семеновна: Женщина говорит: "Я надену зеленое платье, белый платок, накрою стол белой скатертью, тесто поставлю – буду своих детей поджидать в гости".

Галина Николаевна: А дальше: "Кошка радуется и собака радуется, что гости будут. Душа наполняется радостью, и радость перекрывает все". А английский припев нам перевели – оказалось, эти же слова! "Плясать пойду!" – "Сomе on and dance!" Бридж у нас такой: "жон-жон-жон" – это значит: "Мы будем громко-громко петь, а танцевать будем еще сильнее!" Удмуртский текст придумала Ольга Николаевна.

– Вы поете про себя?

Галина Николаевна: Про себя, конечно, вышло.

Закаленные жизнью

"Онкология. Онкология. Онкология. Онкология. Онкология", – показывает Галина Николаевна по очереди на своих подруг. Кажется, почти все тяжело болели. Работали бабушки тоже очень тяжело, всю молодость. И жили непросто. Граня Ивановна работала маляром-штукатуром, воспитала шестерых детей, два ее сына служили в Чечне – слава Богу, вернулись.

Наталья Яковлевна – мать четверых детей, всю жизнь работала в колхозе.

Валентина Семеновна двадцать один год проработала учителем русского языка и литературы в Туркмении. А с мужем разошлась еще в 80-е годы – он пил. Похоронила одного из двоих сыновей. Однажды, когда ремонтировала крыльцо у дома, циркулярной пилой ей отрезало руку – управляется с хозяйством одной рукой, но ни на что не ропщет: "Никогда не надо жаловаться. Надо толкать себя вперед, заставлять себя что-то делать"...

Екатерина Семеновна пережила мужа, у нее трое детей, за плечами – работа на заводе в Ижевске, а потом – в колхозе в Бураново.

Алевтина Геннадьевна тоже воспитала троих детей, по профессии она бухгалтер.

Галина Николаевна – воспитатель с 40-летним стажем работы, вышла замуж рано, а через 3 года муж ее бросил, уехал искать лучшей доли; вернулся через 30 лет уже тяжело больным, она его приняла и выхаживала до самой его смерти в 2004 году.

Зоя Сергеевна вернулась в родное Бураново после смерти мужа, всю жизнь проработала поваром-пекарем.

Елизавета Филипповна – самая старшая из бабушек, во время войны заготавливала лес, отец и брат с фронта не вернулись. В 29 лет осталась одна, муж трагически погиб, сама поднимала четверых детей. Говорит, что после его смерти у нее открылся талант композитора. Маленькая старушка, она окончила всего несколько классов школы и лучше говорит по-удмуртски, чем по-русски, но вспоминает, как пели ее мама и бабушка,сочиняет песни для коллектива. И очень эмоционально рассказывает о своей молодости...

– Бабушка Лиза, у Вас есть любимая песня? О чем она?

Елизавета Филипповна: У меня много песен. Любимая? О том, как меня носила мама на плече, когда никакого транспорта не было; как жали рожь, как родители работали. До того тяжелые годы были молодые...

– А войну помните?

Елизавета Филипповна: Мне 14 лет было, когда она началась! Я из удмуртской семьи, только три класса закончила в маленькой деревне. А потом всю молодость работала тяжело! Сколько я на лошади пахала – ой-ой-ой! Трактор, конечно, был, но в основном все на лошадях пахали. Пахали, молотили, все делали! Денег за работу нам не давали, а трудились мы день и ночь. Ели лебеду, траву ели.

Галина Николаевна: И я войну помню, хотя не с самого начала – мне всего три года было. Мама рассказывала: когда уже посадили моего отца на поезд, чтобы на фронт везти, я на весь вокзал кричала: "Куда ты, поезд, моего папу увозишь? Кто мне будет печенье покупать?" А потом помню холод, голод: одежды нет, не в чем ходить. Зимой мы, дети, на печке сидим, а выйти на улицу охота. И вот только наступает весна, мы щепки привязывали на босые ноги и шли на лужайку, а там уже босые ходили! Простыли, конечно. Кашляем, а мать ругается, хлеб с солью готовит на ночь, чтоб кашель остановить, а то мы и спать не можем. Такое детство у нас у всех было! Весной, когда снег сойдет, мы ели травки – что вылазит из-под земли, всё ели! Щавель, лебеду... Мне и сейчас кажется, что это все очень вкусно. В городах тяжелее было, а нас земля кормила: картошка оставалась невыкопанная в колхозе – мы ее собирали; пекли лепешки из лебеды. Поэтому и не вымерли. Хотя мяса не было, молока не оставалось – все Сталин заставлял сдавать в колхозы. Мясо, шерсть, молоко, яйца – все сдавали.

– В молодости о чем вы мечтали, помните?

Галина Николаевна: Петь, плясать, работать. Я в молодости спортсменкой была, на лыжах каталась. Сейчас-то снегу нет, то поездки, то гастроли – мало хожу на лыжах. Это прогул, минус в моей жизни!

Ольга Николаевна: Они еще на пельмени ходят в лес. Я с детьми собралась, а они говорят: "А мы?" – "А вы-то куда?" Кто на лыжах, кто пешком – и пошли!

Елизавета Филипповна: А я до того мастерица плясать была, а не в чем было плясать и негде – гармошки даже не было. Только и знали, что работали. Ни денег, ни одежды не было. Была бы я сейчас молодая, ой-ой-ой, артисткой была бы! (Елизавета Филипповна на гастроли с "Бурановскими бабушками" не ездит: возраст уже очень почтенный – Авт.)

– Что сейчас самое отрадное для Вас?

Галина Николаевна: Все отрадно: мы сейчас как на празднике живем! Ведь все есть сейчас: государство пенсию дает, мы экономим, нам на все хватает, даже мебель купить, еду хорошую. Огороды большие у всех есть. Не на что жаловаться! Только что пока храма нет...

Храм

– Вы застали старый храм еще действующим? Помните это время?

– Когда мы в школе учились, церковь стояла запечатанная, мы ее помним! А в 1949 году в село приехала нефтеразведка, и церковь стали разбирать на кирпичи: нужны были кирпичи для печей. А мы, дети, смотрели, как разбирают храм.

Галина Николаевна: А меня еще крестили в этой старой церкви. Я родилась в 1938 году, а в 1939-м ее закрыли. Так что когда меня будут отпевать, надо, чтобы церковь снова стояла!

– Гонения, выходит, только в конце тридцатых годов докатились до Буранова?

Ольга Николаевна: Нет, нет, раньше! До 1927 года у нас служил замечательный священник, отец Григорий Верещагин. Удмурты его очень любили и прятали его в своих домах, когда начались гонения. А за ним стали охотиться! Тогда стали укрывать отца Григория в лесу – тут есть лес неподалеку – и носили ему тайком еду.

Отец Григорий был ученым этнографом и первым просветителем Удмуртии, преподавал детям в школе, а потом принял священнический сан и 26 лет служил священником в селе Бураново. Он на свои собственные средства проводил этнографические экспедиции, за его труды Императорское Русское Географическое Общество в Санкт Петербурге наградило его двумя серебряными медалями. Но свою старость он доживал в нищете – в Ижевске, в маленьком, накренившемся, ветхом доме. А до него в Буранове 15 лет служил отец Иоанн Васильев, тоже просветитель. Окончил Казанскую учительскую семинарию и приехал в Бураново преподавать в школе и служить, был окружным миссионером. У него тоже остались этнографические материалы, собранные здесь – пословицы, песни, какие-то обряды старинные, суеверия.

– Кстати, удмурты сегодня по большей части – православные или язычники?

Алевтина Геннадьевна: Язычество маленько сохранилось, но в основном удмурты – православные.

– Вас воспитывали в вере или никаких религиозных традиций в семьях не осталось?

Галина Николаевна: Мать, отец всю войну молились и нас заставляли. Они говорили: "Крестись, крестись, чтоб отец приехал с фронта". И вот мы, хоть и не понимали толком, но вставали рядом с ними перед иконами и крестились, клали поклоны.

– И отец приехал?

Галина Николаевна: Конечно! В церковь мы раньше не ходили, да и в школе строго следили, чтоб ничего такого не было. Уже когда я работала в детском саду, крест носила тайком – пристегивала к одежде. Иконы тайком держала, в сундуке прятала. Потому что если мои коллеги-воспитатели узнали бы, что я молюсь, что крест ношу, что атеистическим воспитанием детей не занимаюсь, – доложили бы обязательно. Все-таки узнали, что один образу меня стоит, но я всем говорила: "Это не моя икона: я дом купила и ее в доме нашла". Уже в 70-е годы учителя допытывались у моего сына: "Есть у матери иконы?" А однажды, уже позже, я этого учителя, который допытывался, встретила – мы на лыжные соревнования собрались. И говорю ему: "А ну, Иван Семенович, вы мои иконы хотите смотреть? Пойдем посмотрим, пошли! Есть у меня иконы, и много!" "Ай, – говорит. – Да разрешено уже".

– Как же так: свобода наступила, а храма как не было, так и нет – в большом селе?

Галина Николаевна: 20 лет назад сделали в Буранове молебенный дом: избушку старую переделали, бывший магазин промтоваров. И люди понесли туда иконы еще из старого храма: у кого на чердаках они были спрятаны, у кого в амбарах. И восемь маленьких колоколов из старой церкви – тоже там пока. Большие колокола, наверное, не сразу сможем купить, так хотя бы маленькие повесим! Я училась звонить в Ижевске, и сын Алевтины Геннадьевны – звонарь, он в городе звонит и в церкви, что в 40 километрах отсюда. И у нас будет звонить, когда храм построим. Вообще молодежь сейчас в церковь ходит, даже в сельской местности – кто с бабушками, а кто сам. Многие венчаются, очень многие. Есть люди, которые дожили до пожилого возраста некрещеными и только тогда решили креститься. Женщины и мужчины – все крестятся!

Ольга Николаевна: В октябре прошлого года освятили камень на месте будущего храма. Отец Виктор Костенков освящал – сейчас он благочинный, настоятель Михайловского собора в Ижевске, но в Буранове возрождал церковную жизнь в 90-е годы именно он. Полюбили его здесь. Вот так все в один клубочек скатывается! Так что сейчас сомнений уже нет никаких – мы на правильном пути, и надо до конца идти по нему. Много искушений было и есть, много разговоров разных. Мы стараемся быть открытыми, рассказывать о себе, чтоб люди поняли, чего мы хотим и как мы живем. Учимся прощать обиды, не держать зла на людей: ставишь себя на их место, пытаешься понять, почему кто-то говорит о нас так неприязненно.

– Зависть чувствуется?

Ольга Николаевна: А как же! Впереди идущему всегда сложно. Бабушкам было очень непросто, особенно в начале. Когда мы были в Москве, облюбовали маленький храм недалеко от гостиницы – церковь Ризоположения Пресвятой Богородицы, на берегу Яузы. Старинная церковь – 1722 года. Когда бабушкам было тяжело, они шли на речку, кормили там уточек и заходили в этот храм. И на душе становилось легче.

Валентина Семеновна: Когда туда заходишь, это сразу на тебя так действует, благодать такая!

– Эту Пасху как будете встречать?

Галина Николаевна: Ночью в церкви обычно встречаем, но сейчас не знаю как – с этим Евровидением. Не знаю, где придется нам быть... Но куда ж без Пасхи!

– На победу на Евровидении все-таки надеетесь, мечтаете об этом? Это ведь значит как минимум гастрольный тур по Европе...

Галина Николаевна: Об этом мы не думаем. Время покажет...

Ольга Николаевна: Слава-то бабушкам не нужна, храм – наша главная цель. Мы ожидали, что будут трудности, были готовы потерпеть, выстрадать эту церковь. Мы понимали, что если ее быстро построят, а мы палец о палец не ударим, то ценность такого делания для нас потеряется.

Галина Николаевна: Ничего, выдержим: мы крепкой закалки люди! Говорят, деревня оживает, когда в ней восстанавливается церковь. Где-то, получается, она живет и безбольшого храма, если людям есть что передать молодому поколению. В мае начнутся первые работы попостройке церкви во имя Святой Троицы – достаточную для этого сумму "Бурановские бабушки" уже заработали. Будут ли они выступать, когда цель будет достигнута? Говорят, если будут после приглашать на концерты, – будем ездить. Но, наверно, ездить уже будут не только они, но и – к ним. Слушать, как поют удмуртки. И как звонят колокола на новом храме.

Фото Владимира ЕШТОКИНА

Справка

Ансамбль "Бурановские бабушки" сложился около 10 лет назад, их репертуар со

стоял из удмуртских песен и частушек. Впервые "Бабушки" стали выступать с пере

певками известных эстрадных песен на удмуртском языке в 2008 году. Среди них –

"Город золотой" Бориса Гребенщикова, "Звезда по имени "Солнце" Виктора Цоя,

"Smoke on the water" Deep Purple, "Hotel California" Eagles, "Yesterday" и "Let it be"

Beatles, "Прогулки по воде" Вячеслава Бутусова и др. В 2010 году участвовали в от

борочном туре Евровидения-2010 с песней "Длинная-длинная береста и как сделать

из нее айшон", заняли третье место. В отборе на Евровидение-2012 победили с пес

ней "Party for Everybody". В конце мая в Баку они будут представлять Россию на кон

курсе.

Главная цель, которая движет "Бурановскими бабушками", – собрать своими высту

плениями деньги для строительства храма в родном селе Бураново под Ижевском.

Руководитель ансамбля – Ольга Николаевна Тухтарева (43 года).

Состав:

Елизавета Филипповна Зарбатова (86 лет), Наталья Яковлевна Пугачёва (76 лет), Ва-

лентина Семеновна Пятченко (74 года), Екатерина Семеновна Шкляева (74 года), Га-

лина Николаевна Конева (73 года), Зоя Сергеевна Дородова (71 год), Граня Ивановна

Байсарова (62 года), Алевтина Геннадьевна Бегишева (55 лет).

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама