ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Куда зовет злость?

Михаил Завалов :: 05 апреля 2012

Я часто злюсь. На близких, когда меня не понимают. На людей в метро, которые стоят на моем пути и мешают мне спешить. Я сильно сержусь, читая новости. Я зол на зиму, что она длится бесконечно долго. Я злюсь на самого себя, что лениво пишу эти строки, все время заглядывая вместо этого в ЖЖ. Я злюсь, наконец, на то, что злюсь. Что это – грех? Болезнь? Аномалия?

Злость не всегда зло

Начну с одной истории, которая сильно повлияла на мои представления о злости. Много лет назад я был педагогом и отдыхающим в одном летнем семейном лагере и там тихо возненавидел одну женщину, учительницу младших классов. Ее авторитарное обращение с детьми нарушало мое чувство гармонии. Она всех воспитывала и строила, она шумела, хуже того – она и мне делала замечания. Как я мог понять, она меня считала лентяем, в ответ я ленился демонстративно. Я садился от нее подальше. Если она оказывалась рядом за столом, у меня портился аппетит. Я был бы счастлив, если б она навсегда исчезла.

И вот – там были общие собрания, где можно было об этом сказать. Однажды вечером я, не без страха, рассказал о своих чувствах группе взрослых, где присутствовала и моя мучительница. За мной заговорили и другие: выяснилось, что не одного меня она так раздражала. И тут наступил поворотный момент: эта женщина заплакала. И кое-что во мне перевернулось, причем за секунды. Я увидел ее совершенно новыми – более мягкими – глазами. До того я чувствовал себя несчастной жертвой, а ее кошмарным тираном. А тут даже ее ненавистное лицо поменялось в моем восприятии – причем навсегда – и стало человечным и красивым. Нет, мои старые реакции не исчезли, и мы с ней не стали друзьями. Но потом я ее встречал с интересом, дышал в ее присутствии легче и уже не думал: вот бы ее не было совсем.

Конечно, это не рецепт, как себя вести. Говорить правду просто ради того, чтобы говорить правду, – опасно. Тем не менее, для меня это был важный урок конструктивной агрессии: если бы я не выразил свою злость и продолжал молчать, я бы и сегодня вспоминал о женщине с ненавистью и презрением и не открыл бы нечто важное о себе самом.

Дар злости

Согласно некоторым теориям развития, младенец может открыть свое Я, отдельное от мамы, только с помощью агрессии. Если это верно, значит, сила, рождающая злость, строит рамки личности – и иногда защищает их от посягательств с помощью твердо сказанного "нет", как некоторые животные с помощью агрессии защищают свою территорию. Что еще удивительнее, злость – очень этическое чувство: это нормальная реакция на несправедливость (разумеется, тут сразу нужно добавить: на "несправедливость как я ее понимаю", – тысячи раз убеждаясь в том, что другие понимают ее совсем не так, но это другой вопрос). Это вполне можно наблюдать уже у малышей в песочнице. Злость говорит мне, что в жизни что-то неправильно, и подталкивает это исправить.

Еще одно филологическое замечание: слово "агрессия" происходит от латинского aggredior – подойти к кому-то, чтобы напасть, поговорить, посоветоваться, что-то начать. Значит, тут есть не только желание разрушить, но и активность, инициатива, стремление вступить в контакт.

Так что злость – нравится нам это или нет – неотделима от жизни. Без нее человек был бы пассивным и апатичным растением, готовым со всеми соглашаться, равнодушным к несправедливости, избегающим столкновения с другими. Если бы в иных случаях – когда на моих глазах творят мерзости – я бы не чувствовал злости, я просто не был бы человеком. Раньше я думал, что лучше бы злости совсем не было, но теперь уже не могу так думать: это было бы потерей чего-то крайне важного.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит: "Бог не есть творец зла; потому заблуждаются те, которые говорят, что некоторые из страстей естественны душе, не разумея того, что мы сами свои природные свойства к добру превратили в страсти... по естеству есть в нас и гнев, но на древнего оного змия, а мы употребляем оный против ближнего..."

Осторожно, злоупотребления

Обычно слово "агрессия" ассоциируется с такими вещами, как разбитые окна, капли крови на асфальте, оскорбления, драки, убийства, месть, войны. И это понятно: такие и многие другие ужасные вещи есть выражение тех же самых чувств. Агрессивные эмоции неприятны и требуют "разрядки". Поэтому можно от них избавиться, создав себе врага и напав на него. Что еще хуже: разрядиться удобнее на том, кто в разных смыслах слабее тебя – и тут всегда страдают самые незащищенные. Кроме того, "этическая" эмоция злости, реакция на несправедливость, настойчиво требует нравственного оправдания, чувства собственной правоты. Так, при коллективных злодеяниях во все времена палачи считали себя праведными жертвами, которые "не могли иначе" защищать справедливость. Это нам всем слишком хорошо известно: из истории, из новостей, по нашему собственному опыту палача и жертвы.

Да, как любой дар, включая любовь, "дар злости" опасен, он легко извращается и порождает всяческое зло. Но где начинается зло? Чтобы в этом разобраться, для начала стоит отделить переживания от поведения. Чувства агрессии (гнев, раздражение, злость...) я не могу контролировать напрямую. Зато я, как правило, могу выбирать выражения своей злости: я могу их сдерживать, могу мгновенно выпустить наружу или могу остановиться и подумать, что с ними делать. Именно в этой точке совершается этический выбор, именно тут злость может стать злом и грехом – а может и не стать.

Коль скоро злые чувства неизбежны, на практике для нас важен только один вопрос: что мы с ними делаем? Может быть, достаточно их просто сдерживать? Этому всех учат в детстве, и умение контролировать агрессивные импульсы совершенно необходимо, чтобы жить с людьми, не попасть в тюрьму и не разрушать все вокруг. Однако при длительном подавлении таких сильных чувств человек тоже разрушает – самого себя. Справедливо сказано, что депрессия – это агрессия, направленная на себя.

Быть может, существует третий путь: искать для этих неприятных чувств конструктивное применение – преодолевать препятствия, смелее общаться, перестраивать внешний мир, когда это возможно?

В поисках хорошего гнева

Итак, злость – важный индикатор, красный сигнал. Он говорит: что-то не так в мире или во мне самом. И это мощный двигатель: поскольку жить со злостью крайне неприятно, она заставляет что-то делать, зовет к борьбе и подвигам. Но что именно делать – на этот вопрос злость не дает ответа.

Прежде всего, нужно честно относиться к своим чувствам. Не стоит улыбаться и говорить себе: "Я полон мира и любви", – если ты сердишься. Привычка себя обманывать даром не проходит. И проклинать себя за то, что злишься, не стоит.

Разумеется, следует говорить "стоп!" желанию немедленно выпустить пары. Именно в этой паузе может осуществляться моя свобода и ответственность. Тут требуется ум и, что еще важнее, любовь. Да, парадокс состоит в том, что хорошо выражать агрессию можно только тому, кого ты любишь, только тогда, когда агрессию уравновешивают забота о другом или сострадание. В той истории из летнего лагеря был важен контекст: присутствующие понимали, что я говорю о своей ненависти не чтобы унизить и сокрушить врага, а чтобы общая жизнь стала лучше. Это понимают люди в браке, в общинах, в психологических группах, где есть прочные связи и потому можно выражать ненависть, зная: в следующий момент мы не разбежимся, хлопая дверями. Тогда я говорю другому: "Я хочу жить рядом с тобой лучше, и именно поэтому мне придется сказать, что я ненавижу такие-то и сякие-то вещи. Я не могу жить с камнем за пазухой". Это рискованно – но отношений без риска не бывает. Совсем иная ситуация, если я злюсь на незнакомца в метро; почти в ста процентах случаев лучшее, что можно сделать, это сдержать проявления агрессии и промолчать. Но с близкими и ближними это не так. Тут можно ненавидеть, не разрушая, и потом объясняться, прощать и получать прощение и жить дальше.

И злость часто зовет нас стоять за справедливость: говорить о том, о чем все молчат, исправлять неправду, быть вместе с жертвами. Даже если я мало что могу сделать и сомневаюсь в чистоте моих мотивов. В конечном итоге за злостью стоит интуитивное убеждение в том, что мир (включая меня самого) может и должен быть лучше.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама