В прошлом номере нашей газеты опубликован текст священника Михаила Ходанова об истории крещения Владимира Высоцкого. Речь шла о том, что Святое Крещение поэт принял в Армянской Церкви, а потому вопрос о том, как его поминать, остаётся открытым. Ведь между двумя церквями Армянской и Русской нет литургического общения. Тему решил продолжить игумен Сергий (Рыбко). У него своя версия события и свой взгляд на проблему.
Друзья его не поняли бы
Меня эта история очень интересовала, и я собрал немало сведений о том, где и как был крещён Высоцкий. Действительно, по свидетельствам бывшей жены поэта Людмилы Абрамовой, он ездил креститься в Армению. И поводом для этой поездки было то, что у главного режиссёра Театра на Таганке Юрия Любимова незадолго до того были неприятности, вызванные тем, что крестились две его актрисы. Об этом узнали где надо, и режиссёра вызывали на ковёр. А у Владимира Семёновича как раз наступил такой момент, когда он созрел для крещения и ждать уже не мог. Высоцкий человек порывистый, деятельный. И вот он решил, чтобы не подводить Любимова, креститься где-нибудь подальше.
В кавказских республиках тогда в этом отношении всё было несколько свободнее.
И там была епархия Русской Православной Церкви, немало наших храмов больше десятка. Вот поэтому он и поехал туда, чтобы не было в Москве неприятностей у людей, которые были для него значимы.
Ну и представьте себя на месте Высоцкого: зачем же ему было креститься в армянском храме, когда есть русский? В Ереване тогда был русский православный храм, есть и сейчас. И почему же русский человек пошёл бы принимать крещение не в свой храм, а в армянский? У него же друзья православные, они бы его просто не поняли.
Так что крестился Высоцкий действительно в Армении, но гораздо вероятнее, что таинство было совершено в русском православном храме.
Есть и другие тому подтверждения.
Тайная помощь отшельникам
Однажды я вёл на радио "Радонеж" эфир про Высоцкого. Как раз затронули эту тему. И вот мне позвонила из Питера женщина. Говорит: "Я почитательница творчества Владимира Семёновича. И когда в 90-е годы была в Москве, решила зайти на Ваганьковское кладбище. На могиле Высоцкого застала монахиню с большим букетом цветов. Стала расспрашивать. Выяснилось, что её духовный отец кавказский отшельник благословил её каждый месяц приносить на могилу Владимира Семёновича большой букет цветов. Оказывается, Высоцкий регулярно помогал им, кавказским отшельникам. Причём помогал хорошо: посылал по несколько тысяч рублей это по тем-то временам, в 70-80-е годы".
Речь о наших русских православных отшельниках. Я сам там был у них в горах, как раз в начале 80-х. Жил с ними некоторое время, там и созрело моё решение принять монашество.
Эта тайная помощь свидетельство реальной связи Владимира Высоцкого с Русской Православной Церковью, его принадлежности к ней.
Его творчество приводило к православию
Конечно же сам он ощущал себя православным человеком. И когда его отпевали в русской церкви, никто в этом не сомневался. Так что здесь не только логика, но и факты.
В творчестве его можно найти многое. Но есть и явные проявления православного сознания. Меня лично творчество Высоцкого не очень уж затрагивает, хотя самого Владимира Семёновича я очень уважаю. Я всё-таки дитя рока. Однако считаю, что Высоцкий тоже состоит в плеяде рока акустического. И для многих людей песни Высоцкого стали важными в духовном развитии. У нас в храме есть девушка, которая стала ходить в церковь под влиянием его творчества, но, правда, и рока тоже.
Так что, я думаю, не будет никакого греха, если мы будем поминать Владимира Семёновича по-православному. А коли ошибёмся, Господь нас поправит.
Источник: Крестовский мост