ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Не повторить ли России социалистический эксперимент? – мнения священнослужителей

23 апреля 2012

Председатель отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, выступая перед студентами Государственного университета управления, предположил, что Россия может вернуться к попыткам построить социализм.

"В советское время было сделано много хорошего. Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, выдающиеся технические и научные достижения, очень мощно прозвучавшая в мире модель общества, основанная на идеале социальной справедливости, – все это наши бесспорные достижения. Когда сегодня говорят, что советский социализм позорно канул в историю, это неправда", – сказал отец Всеволод.

По его словам, общество и государство, построенные тогда, закономерно рухнули, потому что в их основу была положена безбожная идеология, "на которой общество долго строиться не может".

"Но сама по себе идея общества, построенного не по законам доминирования денег, прибыли и частного экономического интереса, была очень важна, и не случайно почти весь XX век капитализм выстраивал себя и менялся, отталкиваясь именно от той системы, которая была построена в Советском Союзе", – отметил представитель РПЦ.

Священник считает, что поиски альтернативы капитализму в виде общества, которое не считает главным двигателем прогресса частный экономический интерес, не ушли в историю с распадом СССР, а еще не раз повторятся в XXI веке.

О. Всеволод подчеркнул, что сегодня стало общим местом для экономистов, политиков, интеллектуалов говорить о том, что современный капитализм переживает кризис и идет в исторический тупик. "Я не исключаю, что Россия с ее мощным стремлением к справедливости еще даст миру свой рецепт устроения общества, в котором главным будут не деньги, не частный экономический интерес и не эгоистические устремления человеческой личности", – заявил священник.

Он сделал оговорку, что уважение к советскому прошлому и стремление к справедливому устроению будущего не оправдывает преступлений, которые были совершены в период революции, гражданской войны, массовых репрессий и в целом в период существования СССР.

Как бы вы прокомментировали заявление о. Всеволода? Каково ваше отношение к советскому периоду русской истории? С такими вопросами Regions.Ru обратились к священнослужителям.

Священнослужители по-разному отнеслись к словам протоиерея Всеволода Чаплина о возможности вернуться к попыткам построить в России социализм. Одни назвали СССР и социализм безусловным злом, другие сказали, что советское время было гораздо лучше нынешнего.

Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях:

Я целиком не разделяю все принципиальные позиции этой точки зрения. Советская экономика была командной, общество было подневольным, репрессированным. Где справедливость? Это был режим, который бесчеловечно, сознательно и безжалостно разрушил всю дореволюционную экономику, социальный строй, сословный строй России. Ведь это все величайший национальный капитал. В других странах это все пытаются сохранить и развивать, а у нас в одночасье разрушили. И самое главное, разрушили личность – не было никакого уважения к личности, к ее свободе, ее имению. И Советский Союз канул в Лету, потому что он был основан на насилии и неправде. Какая при этом могла быть социальная справедливость? И это почему-то противопоставляется Западу. Якобы там все держится только на деньгах. Разве там нет творчества, нет стремления к справедливости, нет жертвенности?

В основании советского социального строя лежала примитивная псевдомарксистская апологетическая схема. Ничего из сказанного в ее защиту я не разделяю. Если мы до сих пор обольщаемся и уповаем на это наше мнимо духовное превосходство над Западом, мы сами себя приговариваем. Альтернативная точка зрения представлена в двухтомнике " История России. XX век" под редакцией профессора А. Б. Зубова. Там дана исчерпывающая характеристика советскому строю. Это была история преступная и плачевная. И о том, что мы этого не понимаем, можно только тяжко вздохнуть.

Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии:

Именно Церковь и предлагает ту самую альтернативную модель, которую, видимо, и имел в виду отец Всеволод. Церковь учит, что путь к счастью и гармонии человеческого общества лежит не в устроении внешних условий жизни на коммунистический или на капиталистический манер, а в устроении внутренней жизни каждого человека в обществе, потому что, как сказал Спаситель "Царствие Небесное внутри вас есть". Потому что человек, который совершенствует себя в добре, таким образом совершенствует и улучшает окружающий его мир. Это путь самосовершенствования. В Церкви это путь избавления от греха. Это и есть путь построения совершенного общества.

Протоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья:

В том, что сказал отец Всеволод, есть, конечно, зерно правды. Но мне кажется, что некоторая жизнеспособность советского строя обеспечивалась во многом остатками нравственной силы дореволюционного российского общества, которая хранилась в народе еще достаточно долгое время. И достижения советского периода явились, скорее, не благодаря, а вопреки советской власти, которая рухнула в одночасье, когда энтузиазм иссяк. Этот безбожный строй был обречен. В этом я с отцом Всеволодом полностью согласен. Для меня советское время очень противоречивое и сложное. Сохранились и хорошие и не очень хорошие воспоминания. Это было непростое время для нашей Церкви. Но тогда, как говорил мой отец, было ясно, кто враг Церкви, а кто истинный христианин. Сейчас же время лукавое. Все смешалось. Много маскирующихся под маской православного христианина. Что касается предложения использовать что-то из советского опыта для развития форм общественной жизни, то мне кажется, что в любом историческом периоде можно найти что-то лучшее и правильное, что не противоречит евангельским заповедям и претворить это в жизнь. Было бы желание. Это во многом зависит от тех, кто находится у руля власти. Естественно, это должно быть поддержано и народом.

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, замдекана факультета церковного служения Российского православного университета:

На мой взгляд, попытки построить утопию обречены на провал. Не нужно повторять горьких ошибок советского прошлого. В фашистской Германии было тоже много хорошего – забота о людях, обеспеченность коренного населения, дисциплина, порядок, выдающиеся ученые и полководцы и многое другое, однако даже это хорошее никогда не изгладит из памяти людей концлагеря, пытки, расстрелы и многое другое. Имя России это не имя Ленина или Сталина, это имя святого Александра Невского, исторический пример которого сможет помочь разобраться в направлении общественного развития сегодня. Церковь, по свидетельству Святейших Патриархов Тихона и Сергия должна оставаться вне политико-экономических систем. Священное Писание напоминает нам "Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.(2Пет.3:13) "Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа"(Фил.3:20). Эгоизм может быть связан с любым мировоззрением, и социалистические лозунги прошлого отнюдь его не отрицали.

Тенденции развития России и прогнозы Столыпина демонстрировали грандиозный рост и экономической и политической роли России, когда же в результате "оранжевой" социалистической революции все было обращено вспять, то мы получили лишь малую часть от того, чем могли бы обладать как держава. За сложившуюся ситуацию, думаю, благодарить советские времена не стоит и, тем более, впадать в странную ностальгию. Не социальная справедливость, а взаимная забота сможет изменить наше общество, причем вне связи с какой-либо политической системой, это задача Церкви. (просьба не резать и не перефразировать, пришли, пожалуйста, ссылку)

Клирик Богоявленского собора в Елохове священник Алексий Козливсков:

Думаю, что говорить стоит не об идеале социальной справедливости, за которым часто скрывается зависть и желание пограбить более успешных и обеспеченных (чем и занимались "пламенные революционеры" после октябрьского переворота). Нам нужно строить общество социальной ответственности с опорой на национальные традиции, учитывающие менталитет, климатические, геополитические и иные особенности.

Нынешняя власть должна, наконец, перестать обслуживать интересы денежных мешков и вспомнить о народе, который, кстати, вымирает вслед за вымиранием сельского хозяйства, культуры, нравственности, образования, промышленности.

Советское государство, в отличие от нынешнего, не самоустранялось от заботы о своем народе. Какая мощная была поддержка села, культуры, массового народного спорта, качественного образования. С удовольствием вспоминаю ту дружелюбность, открытость людей друг ко другу, особую совестливость, нравственную неразвращенность молодежи, стремление овладевать знаниями. А самоотверженный труд, а действительно массовый героизм! Все это опиралось не на абстрактные идеи социальной справедливости, а на любовь к Родине, к народу ( тогда это называлось гордостью за свою страну ). Советский период нашей истории – это в целом героическое и великое время. Но трагизм его в том, что в основание этого строя была заложена какая-то патологическая звериная ненависть Ульянова-Ленина к Богу, Его заповедям, к религии и Церкви. Закономерно этот строй и рухнул. Причем, капээсесовцы, дорвавшиеся до собственности, первые его и предали.

Очевидно, что ничем не интересующийся кроме прибыли глобальный дикий капитализм с обслуживающим его интересы либерализмом убьют Россию, ее душу и ее народ. Если Россия собирается выжить, то ей придется отказаться от модели "аморального" капитализма и искать свой путь сбережения народа и сохранения страны, совмещая опыт инициативного предпринимательства с разумным государственным регулированием в интересах всего общества. И только при условии возрождения общественной нравственности, опирающейся на религиозную мотивацию, мы можем избежать на этом пути как тоталитаризма, так и полного распада страны.

Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподователь Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе священник Антоний Скрынников:

К счастью, или к сожалению, я застал советское государство в школьном возрасте, поэтому я не имею возможности судить отталкиваясь от собственного опыта. Если говорить теоретически, то освоение космоса, научные достижения и многое другое не может быть забыто или отторгнуто лишь потому, что было создано и открыто в безбожном государстве. В советское время было много хорошего. Люди больше читали, легче было поступить в университет на бюджетное место, люди были более добры и приветливы. Хотя последнее, это не только заслуга советской системы образования и воспитания, но и веками вырабатывавшийся этикет взаимоотношений внутри семьи и общества, выстроенный на основе христианских ценностей.

Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область):

Вернуть социализм в ракурсе социальной защищенности и справедливости – хотелось бы, но не социализм в виде материалистической идеологии научно-технического прогресса, поскольку построенное общество не сильно будет отличаться от капиталистического.

Тут скорее вопрос о правильности терминов: если под социализмом понимать только социальную защищенность, то, разумеется, желательно построение такого общества, где не будет беспредела бесчеловечной рыночной экономики. Конечно, нам хочется вернуть такую модель общества, но в таком случае надо искать новый путь, поскольку возвращение к прежней модели – ведение планового хозяйства плюс научно-технический прогресс – это путь, ведущий в пропасть. Рыночная и плановая экономика – это два направления, которые в итоге все равно приводят к построению общества потребления, а, значит, являются тупиковыми.

При капитализме и социализме высшим благом считается высокий уровень потребления – это является показателем качества жизни. Главный лозунг коммунизма "от каждого по способностям, каждому по потребностям" – это все равно лозунг потребительского общества. Научно-технический прогресс в том и заключается, чтобы осчастливить человека при его растущих запросах.

Нам необходимо возвращаться не к социализму, а построить новую модель, которая будет основана на стабильности и потому неминуемо на умеренности в своих запросах, а не на стремлении к прогрессу, который толкает наше общество в пропасть.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:

У большинства наших сограждан нет духовных императивов, которые действительно ставили бы духовное выше материального, и это никак не связано ни с социализмом, ни с капитализмом.

Если отец Всеволод под социализмом подразумевает общество, в котором действуют духовные силы, а понятия чести и справедливости стоят во главе всего, то это вовсе не социализм, потому что эти принципы никак не связаны с соотношением собственности к производству с точки зрения экономики.

Если существует частное производство, то это уже капитализм. А если все обобществлено и подчиняется Госплану, то это социализм. Но плановая экономика показала свою несостоятельность, я не говорю уже о конкурентоспособности. В плановой экономике отсутствует личность. Я помню эти отчеты к партийным съездам, когда мы стремились обогнать всех в производстве чугуна, не думая о том, какая польза от этого будет человеку: по чугуну обгоняли всех, а полки магазинов были пусты.

Если считать социализмом внимание государства к социальным программам, то, к примеру, в Швеции это работает наравне с частным производством. Да и у нас такие программы есть, значит, мы живем в социализме?

Другое дело, что в душах наших граждан нет укоренения понятий чести, достоинства личности – так, чтобы они были выше меркантильных интересов. Я хотел бы, чтобы наше общество стало благороднее, возвышеннее, ближе к Богу, а какой при этом будет экономический базис или форма собственности – не важно. Если люди станут ближе к Богу, это само по себе заставит их быть человечнее, относиться друг к другу с большей теплотой и любовью.

Ахмад-хазрат Ахметов, имам-мухтасиб северных районов Омской области:

Пока в нашей стране нет социальной справедливости, ни о каком социализме даже думать не стоит.

Чтобы построить социализм, каждый должен честно работать. Но при нынешней ситуации, когда все нашим миллионеры обогатились в свое время именно за счет развала социализма, вернуть прежнюю систему, пусть и в некоторой интерпретации, будет невозможно.

Сначала то, что было нажито общим трудом, было присвоено себе несколькими людьми, а теперь эти люди обещают нам социальные блага. Кроме того, огромная часть работоспособной части населения является алкоголиками и наркоманами – кому работать в сельском хозяйстве, "поднимать" предприятия?

К примеру, в Китае социализм хорошо развивается, но там и законодательство строжайшее. Мы же сегодня ничем не можем похвастаться, что могло бы нам помочь стать хотя бы на одну ступень ближе к социализму.

Имам Тульской области Ришат-хазрат Давыдов:

Главным при социализме в СССР был общий порядок – для всех республик союза единой была система образования, воспитания, экономики.

Я согласен с отцом Всеволодом в том, что модель социализма в СССР сегодня наиболее приемлема и является, пожалуй, самой верной, чтобы изменить нынешнее положение в России. СССР был великой страной, объединяющий огромное количество народов и территории, и чтобы все содержать в порядке, необходима была общая система во всем: во всех школах преподавался русский язык, дети с детского сада воспитывались в духе единой идеологии. Октябрята, пионеры, комсомольцы – это была лучшая система воспитания молодежи, не чета нынешним "Молодым гвардиям" и прочим современным организациям. Для укрепления нации существовало огромное количество проектов: чего только стоило строительство БАМа – огромное количество молодежи прошло через эту школу самодисциплины и настоящего коллективного воспитания.

Между прочим, многие отмечают положительный опыт тех лет именно в социальной сфере, но не все готовы открыто в этом признаться, как это делает Всеволод Чаплин. Сегодня, к сожалению, мы не знаем, куда идем, все разговоры про инновации, развитие и прогресс ни к чему не приводят – молодежь уже во втором поколении вырастает абсолютно бесконтрольной и аморальной. Не знаю, насколько реально вернуться к социализму в том смысле, о котором говорит отец Всеволод, но если в ближайшем будущем не произойдет никаких перемен, то нас ждут куда более сложные времена.

Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган:

Социальное государство – это более высокая ступень государственности, и, конечно же, это государство, служащее интересам общества.

Пожалуй, на сегодняшний день скандинавские страны более чем другие воплощают на практике систему социализма, это заключается в достойном уровне заработной платы граждан и в высоком уровне удовлетворения людьми своих потребностей. К примеру, у нас в советские времена были деньги в карманах, но на них ничего нельзя было купить – в магазинах были пустые полки и большие очереди.

Человеку нужен психологический комфорт, а для этого за свое будущее должны быть спокойны все слои населения, в первую очередь, социально-незащищенные: дети, пенсионеры, инвалиды, переселенцы, многодетные семьи. Главные социальные сферы должны быть качественными – образование и здравоохранение. Должна быть реализация социальной справедливости: соответствие того, что человек дает обществу, и того, что он получает.

Я абсолютно согласен с протоиереем Всеволодом Чаплиным в том, что необходимо воплотить в жизнь нравственные предписания. Для всех привычным должно стать соблюдение норм морали. И наши традиционные религии должны оказать помощь в достижении этой цели. Государство без Церкви может построить только атеистический социализм, но нам необходимо, чтобы в обществе присутствовала благотворительность и альтруизм, а без веры этого добиться нельзя.

Источник: Regions.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама