Самым загадочным древним артефактом по сей день остается Туринская плащаница льняное погребальное полотно, на котором, как считают многие верующие люди, чудесным образом запечатлелся образ снятого с распятия Христа в момент его воскрешения.
Этот феномен исследуют долгие годы, выдвигаются все новые и новые гипотезы появления плащаницы. Барри Шварц, один из ведущих американских специалистов в области фотоизображений, посвятивший изучению плащаницы 33 года жизни, в интервью западным СМИ рассказал, что, когда ему впервые предложили присоединиться к исследованию плащаницы, он был настроен крайне скептически, однако согласился отправиться в 1978 г. в Италию. В группе из 24 ученых были ведущие специалисты НАСА, ядерного центра в Лос-Аламосе и научно-исследовательского центра военно-воздушных сил. Пять дней и ночей они исследовали полотно и пришли к поразившему их самих выводу, заключающемуся в том, что изображение не является результатом использования каких-либо красителей. Шварц вспоминает, как он, вооружившись мошной лупой, высматривал на плащанице пигментацию, отметины кистью или другие улики, указывающие на то, что это подделка. Но не обнаружил ничего, что говорило бы об искусственном происхождении изображения. Он пристально разглядывал каждую нить и не нашел следов краски. "Я сразу понял, что она сделана без использования красящих веществ", говорит Шварц. Он также считает абсолютно необоснованными заявления, что плащаница была создана Леонардо да Винчи, который якобы запечатлел на ней свой лик с помощью метода, напоминающего современную фотографию. Но это кажется фантастикой, ведь первая фотографическая техника была изобретена лишь спустя 500 лет. Первый фотонегатив появился на свет лишь в 1818 г. Трудно предположить, что да Винчи скрыл от человечества великое изобретение фотографии, даже не намекнув на него в своих трудах. Кроме того, известно, что плащаница выставлялась на обозрение еще за 100 лет до рождения великого итальянца.
История гласит, что рыцари похитили ее из разграбленного ими во время очередного крестового похода Константинополя примерно в 1204 г. Тогда ее называли Мандилион, что по-гречески означало "не сделанная руками человека". На протяжении полутора веков плащаница находилась у крестоносцев, а в 1350 г. ее выставили на всеобщее обозрение в одной из французских церквей .
До наших дней дошли и более ранние упоминания плащаницы. Например, фигурирует история одного из византийских базилевсов, которого плащаница якобы излечила от проказы. В первые века нашей эры христианскую реликвию тщательно прятали, чтобы она не стала добычей язычников, преследовавших последователей Иисуса Христа.
Шварц сообщает, что изображение на плащанице имеет толщину всего 1-2 микрона. Между тем любой краситель намного глубже проникает в натуральную ткань через ее капилляры. На полотне также не нашли частиц серебра, которые необходимы для создания фотоизображения.
Было установлено, что изображение темнее там, где ткань имела более тесный контакт с телом. Это кончик носа, колени, кисти. В тех местах, где расстояние было больше, рисунок выглядит бледнее.
Шварц пришел к выводу, что изображение возникло в результате взаимодействия тела и ткани. При этом совершенно исключается тепловое высокотемпературное воздействие на волокна.
Все попытки разными способами повторить процесс создания плащаницы провалились. Полученные в результате изделия не соответствовали ее характеристикам.
За все время было предложено лишь одно серьезное научное обоснование природы изображения на плащанице. Ученый из Лос-Аламоса Рей Роджерс, руководивший группой химиков, изучавших плащаницу, нашел на ткани сапонерию субстанцию чистящего средства, получаемого из мыльной травы, использовавшейся при изготовлении древней льняной ткани. Это вещество еще и смягчало жесткое полотно. После мытья готовая ткань вывешивалась сушиться на солнце, и во время испарения на ее поверхности оставался слой этой субстанции. Тело человека сразу после наступления смерти начинает выделять аммиак из всех пор. По мнению Роджерса, аммиак вступил в реакцию с "мыльным" слоем на ткани.
"Могло ли изображение появиться при воскрешении Христа? Конечно! Но мы пока не имеем научных свидетельств того, что это произошло, говорит Барри Шварц. Люди относятся к плащанице как к символу чего-то более значимого, чем материалы, из которых она сделана. Плащаница заставляет нас думать, изучать и выносить наши собственные суждения". Однако в научном мире остается без ответа один вопрос: почему ни одно аналогичное изображение не возникло на других древних погребальных пеленах?
Источник: Мир новостей