22 апреля в кафедральных соборах всех епархий России прошел молебен "в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени". По данным патриархии, в Москве перед храмом Христа спасителя собрались 50 тысяч человек, по данным МВД – даже 65 тысяч. "Мы сегодня подверглись атаке гонителей, не сопоставимой с тем, что было в прошлом, но опасной тем, что сам факт кощунства, святотатства, издевательства над святыней предлагается рассматривать как законное проявление человеческой свободы, как то, что должно защищаться современным обществом", заявил, выступая перед собравшимися патриарх Московский и вся Руси Кирилл.
Если в 2003 году патриарх Алексий II в своем ежегодном выступлении на епархиальном собрании г. Москвы говорил об упадке религиозности по сравнению с 1990-ми годами ("Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов. Это естественный процесс, он будет продолжаться"), то теперь десятки тысяч людей поддержали Церковь и патриарха. Как отметил в своем слове перед началом молебна патриарх Кирилл, "миллионы и миллионы людей... осознали, что православная вера является опорой их жизни".
Однако в обществе молебен был воспринят двояко. Одни говорят, что молитвенное стояние стало победой над антицерковными силами, другие (такую точку зрения высказал, например, в эфире Первого канала телеведущий Сергей Доренко) опасаются, что Церковь может спровоцировать еще более резкую реакцию со стороны своих противников.
Чем объяснить наблюдаемую в последнее время активизацию критиков Церкви? Согласны ли вы с теми, кто говорит, что молебен стал победой над антицерковными силами? С такими вопросами REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к священнослужителям.
Священнослужители считают большим и очень важным успехом здоровых сил общества состоявшееся 22 апреля молитвенное стояние в защиту веры. Отметив, что против РПЦ ведется организованная информационная кампания, они выразили уверенность, что противники Церкви останутся в России в меньшинстве.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая Чудотворца в Пыжах:
Победа давно уже состоялась воскресением Христовым. И смысл существования Церкви – вхождение в эту победу. Враги Церкви хотят отнять эту победу. Эти попытки становятся все более яростными. И вот теперь враги Церкви пытаются сделать то, что им не удалось сделать после 17-го года. Тогда то, что казалось поражением Церкви, обернулось ее победой – она обрела тысячи святых. И Церковь освободилась от безбожного ига. И вот сейчас Церковь пытаются подчинить игу более ужасному. Атаки на Церковь будут только усиливаться, будут становиться более организованными. Чем более будет распространяться грех и вседозволенность, тем больше Церковь будет мешать "свободному развитию". Зло будет возрастать. Более того, перед вторым славным пришествием Христа зло будет видимо торжествовать. На самом деле это уже агония. Дракон ярится и бьет хвостом. Зло должно раскрыться до конца. Но и добро должно раскрыться до конца. Мы переживаем очень важный этап церковной истории и должны мужественно противостоять злу. И сейчас требуется не меньше мужества, чем во времена госатеизма. Потому что в перспективе госатеизм может стать госсатанизмом.
Отец Алексий Новичков Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области:
Понять истинный смысл этой "критики Церкви" можно в контексте общих усилий, предпринимаемых сейчас для дестабилизации ситуации в стране с целью ускорения процесса саморазрушения государства и народа. Происходящее явно инсценируется мировой закулисой. В ход пускаются все инструменты, с помощью которых можно развалить страну. Один из самых главных ударов направлен против Церкви. И Церковь должна "держать удар". Другое дело, что по Промыслу Божию, и об этом свидетельствует история, испытания посылаются нам для нашего же блага и духовной пользы. Мы видим, по крайней мере, что верующие начинают объединяться. И на самом деле мы способны преодолевать разобщенность и разрозненность. Это очень важно именно на данном историческом этапе. И если неизбежен крах всего мира, то надо молиться, чтобы было отпущено хотя бы непродолжительное время для тех, кто еще хочет и может покаяться.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках:
Я бы сказал, что это начало победы над богоборцами и безбожниками. Это событие огромной исторической значимости. Православные русские люди вышли защищать свои святыни по доброй воле, по зову сердца. Это дорогого стоит. Богоборцы увидели, что мы есть и нас много. И так просто нас не свалить. Богоборцы и либералы изображают из себя большинство, но это не так. Это крикливое, наглое, маргинальное и жалкое меньшинство. Я в восторге от блестящего слова Патриарха, которое нашло искренний отклик в сердцах всех верующих. Это слово мобилизует всех православных людей на активное противостояние злу. Я ликовал и плакал от радости, когда все 65 тысяч человек "едиными устами" пели Символ веры. Наконец-то русские люди начинают объединяться вокруг Христа, вокруг Церкви. Конечно, силы зла не хотят с этим мириться и пытаются всячески заглушить Источник света. Всякая нечисть начинает нервничать и суетиться, но неминуемо проиграет Христу и Церкви. Враг будет разбит, победа будет за нами!
Александр Копировский, магистр богословия, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института:
Если люди почувствовали единение и подъем, слава Богу! Можно ли говорить о победе, не знаю. Выводы делать еще рано. Мне не кажется, что именно это событие приведет к усилению нападок на Церковь. По-моему, эти процессы происходят параллельно. Ситуация сложная. Однозначно и сразу объяснить ее невозможно. Не будем забывать, что страна 70 лет находилась в "вавилонском пленении", пережила антропологическую катастрофу и разложение изнутри. Да и раньше во всей нашей истории было немало проблем и трудностей. Так что надо настраиваться на многолетнюю, медленную, кропотливую, терпеливую работу. А на реакцию людей, считающих себя властителями дум вроде Доренко, надо поменьше обращать внимания. В любом случае, независимо от внешних условий христиане должны оставаться христианами – делать то, что заповедал Господь: благовествовать Евангелие, укрепляться в исполнении заповедей Божиих и помогать в этом другим.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:
Определенное противодействие Церкви всегда было и есть, поэтому полностью победить своих недоброжелателей Церковь не может.
Победой прошедший молебен назвать нельзя, это скорее активизация вполне здоровых сил в ответ на обострившиеся нападки на Церковь и информационную войну, которая развернулась вокруг православия. Мы продемонстрировали, что есть вполне нормальные верующие, которые болеют душой о Церкви и России. Люди пришли и засвидетельствовали свою веру.
Что касается критиков Церкви, то есть определенные силы, которые не желают самостоятельной и сильной России. А Церковь исторически является основным стержнем, не только нравственно-духовным и сплачивающим, но и государственно-образующим. Поэтому на пути у тех, кто хотел бы вовлечь Россию в глобальную смуту, основной препятствующей силой является Церковь, поэтому и обостряется борьба с ней, в том числе и информационная.
Виктор Лега, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики ПСТГУ:
Считать, что молебен может спровоцировать еще более резкую реакцию со стороны своих противников, неправильно – здесь нет политики, а есть простое желание православных людей высказать свое мнение в такой форме.
Трудно сказать: активизировались ли противники Церкви, или же православные люди стали ближе к сердцу воспринимать критику. Противники Церкви выступали всегда, были времена гораздо страшнее – времена гонений, которые Церковь пережила. Переживет и эти нападки.
Сейчас есть более впечатлительное восприятие событий со стороны Русской Православной Церкви: православные люди совершенно правильно считают, что мы живем в свободном обществе, где есть место всем видам мировоззрений. И вдруг какие-то люди начинают этой свободой злоупотреблять притом, что Церковь не давала повода. Поэтому реакция церковного сообщества вполне объяснима, люди пришли, чтобы показать свое единство и веру.
Православные люди говорят: мы есть, мы хотим жить в этой стране, молиться за ее будущее, свободу и благосостояние, и мы не понимаем, почему кому-то хочется хулить Церковь. А то, что не церковные люди видят в молебне какой-то политический умысел, что поделать, это говорит об их некоторой ущербности, не более того.
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в Санкт-Петербурге:
Трудно понять, где начинается конструктивная критика, а где волна ненависти. И даже не к Церкви, а к православию, народу и государству в том числе. Все это взаимосвязанные проблемы.
Думаю, о победе тут говорить не стоит. Победа – это достижение какой-то цели, и победа не может быть целью подобного мероприятии. Действительно, происшедшее народное собрание, призыв Патриарха Кирилла и молебен свидетельствуют о беспокойстве людей информационной антицерковной войной, развязанной в последнее время. Это уже очевидно. И волна эта поднята и поддерживается искусственно. Трудно сказать, с чем она связана, тут множество факторов. Сама по себе Церковь, помимо того, что является духовной силой и религиозной организацией, является еще и несущей конструкцией всего нашего народа независимо от его религиозной ориентации.
Недавно я видел выступление одного из критиков Церкви, и с одной стороны с некоторыми пунктами даже можно согласиться. Но меня поразило окончание: он заявил, что главной проблемой РПЦ является ее огромность, и что Церковь надо расчленить на несколько округов и тогда она станет лучше. Но, очевидно, что это поведет за собой расчленение России. Если будет разрушена Церковь, будут созданы все условия для разрушения духовного народного тела, а дальше и государства.
Тут, конечно, надо быть осторожным. Верующие люди напряжены и напуганы этой компанией, в которую включились многие СМИ, и такое ощущение, что началось все по выстрелу стартового пистолета. Встревоженные и напуганные они пришли выразить свое мнение и несогласие с тем, что нас ждет опасная игра, которая может принести много страданий не просто церковным людям или иерархам, которые почему-то кажутся достойными критики, но и всем нам
Церковь – это лодка, ковчег, который движется в бурю. Главное – привлечь внимание к серьезности ситуации, пожар потом можно будет совсем не унять, с этим надо быть очень осторожным. И, кстати, во всех цивилизованных государствах критика фундаментальных основ очень сбалансирована и цензурирована, иначе возможны самые непредсказуемые последствия для подобного рода вещей.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:
Эскалация конфликта над Церковью приведет только к большей сплоченности, а если кто-то в этом сомневается, то пусть почитает новейшую историю России: посеявший ветер, пожнет бурю.
Причины активизации критиков Церкви хорошо объяснил патриарх Кирилл: Церковь усиливается, и люди, которые привыкли в поле влияния различных взаимоотношений иметь какую-то власть, понимают, что уже не могут принимать серьезные решения, касающиеся общественного устройства, без оглядки на Церковь.
Кстати, не соглашусь с цитированием патриарха Алексия II. Его слова неправильно интерпретировали, он скорее имел в виду, что среди прихожан нет ажиотажа периода начала 90-х годов. Церковь консолидирует поток всех православных России, и этот поток усиливается, объединяется и дает свои позитивные плоды.
А в отношении нынешней активности критиков: да, конечно, это есть у людей, которые не хотят считаться с мнением Церкви по многим вопросам. Те, кто привык манипулировать обществом в свою пользу, не хотят мириться с тем, что Церковь становится все более авторитетной. И такие люди есть на всех уровнях: начиная от маленького села и заканчивая не просто всероссийским, но и мировым масштабом. И если меры по сдерживанию религиозного фактора станут сильнее, то и противодействие станет больше. И если критики это не поймут, то будут глупее большевиков, которые, в конце концов, осознали, что с Церковью надо считаться, вопреки декрету Ленина о расстреле священников. Даже безбожная атеистическая власть выработала форму взаимного бесконфликтного существования с Церковью.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов):
По мнению некоторых русофобов, единственным врагом западной антихристианской цивилизации является именно православная церковь.
Несомненно, активизация критиков Церкви связана, прежде всего, с тем, что здоровые духовные силы становятся все более заметными. Их голос среди гула и хаоса, царившего прежде в российской действительности, отвечает на запрос времени и дает надежду России вернуть себе достоинство и настоящую независимость от Запада, надежду на реализацию собственной жизненной программы, где внешнее благосостояние народа тесно связано с надеждой на спасение.
Общеизвестно заключение одного из западных русофобов о том, что после разрушения СССР на территории России остается один враг западной антихристианской по духу цивилизации – это православная церковь. Очевидно, что наши соотечественники, действующие как марионетки, или как откровенно прозападные антироссийские силы сейчас выходят в крестовый поход против православия. Как всегда для Церкви это повод сомкнуть ряды и воодушевиться во главе со своим предстоятелем и последователями, полнясь волею Божьей, своей миссией в этом мире, что и происходит на наших глазах.
Источник: Regions.ru