В минувшее воскресенье по всей России прошли богослужения в защиту веры, поруганных святынь и доброго имени Церкви . Главная массовая молитва состоялась возле храма Христа Спасителя в Москве
Как известно, пару месяцев назад в этот храм ворвались радикальные феминистки и исполнили перед алтарем песню, обличающую лицемерие Церкви и власти. Священноначалие обвинило участниц "панк-молебна" в кощунстве, а власти заключили их под стражу. Три предполагаемые участницы группы находятся под арестом до 24 июня. Против них возбуждено уголовное дело по статье "хулиганство", предусматривающей до семи лет лишения свободы. Тем временем в Великом Устюге человек, состоящий на учете в психбольнице, ворвался в храм и порубил топором иконы. Другой сходный случай произошел в городе Невинномысске, где еще один явно психически ненормальный гражданин напал на священника и порезал ножом поклонный крест.
Все это дало основание руководству Русской православной церкви заявить о том, что враждебные силы ведут антицерковную кампанию. В недавнем обращении Высшего церковного совета говорится, что "в этом же контексте осуществляется клеветническая информационная атака на предстоятеля Церкви ", "все это слагаемые одной кампании против православия и Русской православной церкви ".
В самом деле, в последнее время в центре внимания СМИ и общественности оказались несколько скандалов, связанных с Русской православной церковью . В частности, широкую огласку получили история с опубликованной фотографией, где на руке Святейшего заретушированы дорогие швейцарские часы (на том же снимке они видны в отражении на столе), а также судебный процесс о взыскании 19 млн рублей с соседа патриарха за нанесение ущерба его имуществу в элитном доме недалеко от Кремля (как утверждал истец, в ходе ремонта в квартире соседа запылились находящиеся в жилище предстоятеля РПЦ ценные книги). Зачем монаху, пусть и в высоком сане, столь дорогая собственность, которую не могут себе позволить большинство россиян? Не попахивает ли судебная претензия к соседу-священнослужителю попыткой расширить за счет его квартиры свою жилплощадь? Эти вопросы часто появляются на страницах "желтой", да и не только "желтой" прессы.
...Патриарх Московский и всея Руси Кирилл счел упомянутые события и реакцию на них признаком "мощной антицерковной риторики" и призвал верующих провести массовый молебен, заострив внимание на "череде актов вандализма и осквернения храмов". Он же возглавил главную службу в храме Христа Спасителя.
После литургии патриарх выступил с речью. "Последнее время страна наша, народ наш, в большинстве своем православный народ, Церковь проходили через искушения, через следовавшие одно за другим осквернения святынь, поношения самого имени верующего человека. И потому сегодня, в день уверения Фомы, когда мы особым образом размышляем о вере и неверии, во всех кафедральных соборах Церкви нашей совершится особое стояние молебен за веру нашу, за Церковь нашу, за святыни наши, за Отечество наше", заявил предстоятель РПЦ. По его словам, "мы сегодня подверглись атаке гонителей, не сопоставимой с тем, что было в прошлом, но опасной тем, что сам факт кощунства, святотатства, издевательства над святыней предлагается рассматривать как законное проявление человеческой свободы, как то, что должно защищаться современным обществом".
Церковь отрицает политический характер воскресных мероприятий. Но поскольку молебны прошли вне стен храмов, они так или иначе приобрели характер публичных акций. По сообщению ГУВД, в Москве в молитвенном стоянии приняли участие 65 тысяч человек. Для участия в нем в Москву прибыли делегации из 17 епархий. В Краснодаре, по словам представителей местной епархии РПЦ, на аналогичную акцию собрались примерно 20 тысяч верующих. Однако вопрос, к кому обращались участники церковных акций к власти или к тем, кто не приемлет некоторых особенностей нынешней церковной жизни, до сих пор открыт. Нет ответа и на другой важный вопрос помогут ли воскресные акции решить проблемы, давно требующие решения?
Антиклерикальные настроения в обществе, по свидетельству социологов, в последние годы, увы, нарастают. И вряд ли уместно винить в этом внешних врагов. Может быть, стоит рассмотреть и такую версию: происходящее в какой-то степени реакция на тесные, год от года крепнущие связи Церкви и государства, со всеми вытекающими последствиями?
Церковь у нас хоть и отделена от государства, но не отделена от общества. И потому неудивительно, что любое скандальное событие в ее жизни становится предметом бурной общественной дискуссии. Это естественная реакция блоге-ров и журналистов на яркие информационные поводы, которые дает Церковь . Будучи одной из структур социума, она не может находиться вне критики. Хотя, разумеется, спор с церковью не должен вестись хулиганскими методами. Но вот вопрос вопросов: как вести себя Церкви в случаях, когда щекотливые темы, "неудобные" для нее факты становятся предметом огласки? Есть три варианта: молчание, обвинения в адрес враждебных сил или обстоятельный, предельно честный диалог с обществом. Вероятно, самый плодотворный путь последний.
Однако молитвенное стояние, прошедшее в минувшее воскресенье, было мало похоже на диалог. Скорее оно напоминало демонстрацию силы, что дало основания некоторым наблюдателям сравнить его с митингом на Поклонной. Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что проблемы взаимоотношений Русской православной церкви с российским обществом после воскресных молебнов, увы, вряд ли исчезнут.
Источник: Трибуна