Во вторник, третий день Фоминой недели, в России, Белоруссии и на Украине отмечают Радоницу – день поминовения усопших. Радоница – славянская традиция, воспринятая Русской Церковью, но отсутствующая у православных Ближнего Востока и Греции.
В восьми регионах России, а также многих городах Радоница объявлена нерабочим днем в качестве так называемого дополнительного праздника (такая возможность записана в п.7 ст.4 федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").
Губернаторы Краснодарского края, Саратовской, Брянской, Кемеровской, Волгоградской, Оренбургской областей, а также главы Карачаево-Черкесии и Адыгеи уже несколько лет предоставляют жителям возможность вспомнить об умерших родственниках, посетить их могилы и привести их в надлежащие состояние.
Радоница признана нерабочим днем в Белоруссии и в Молдавии (где она отмечается в понедельник, как, кстати, и в Краснодарском крае).
Отметим, что молодежь стала реже посещать могилы умерших родственников. Социологи связывают это с кризисом семьи и семейных ценностей и распространением потребительской идеологии в стране. К тому же из-за уничтожения русского села традиция почитания родственников пресеклась в России гораздо сильнее, чем в Белоруссии и на Украине. Всероссийский выходной день на Радоницу мог бы стать очень важным шагом на пути духовного возрождения страны.
Между тем в некоторых регионах, например, в Брянской области, выходной день на Радоницу не назначается, а просто переносится с одной из суббот, что вряд ли устраивает всех жителей региона и, вероятно, может даже настраивать некоторых из них против Церкви.
"Следует ли сделать Радоницу выходным днем? Устраивает ли вас то, как российская молодежь относится к памяти умерших родственников?" с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской:
У нас действительно в значительной мере утрачено почитание старших, уважение к предкам и истории. Это необходимо возрождать всерьез.
Мне кажется, дело не в том, что Радоница не выходной, а в том, что наша система образования страдает существенными пороками. Ведь эта память, уважение и преклонение перед подвигом и доблестью предков должны прививаться в семье и на уроках литературы и истории. Человек должен ощущать связь с предками: не было бы их, не было бы и нас. Неблагодарность в отношении предков – одна из самых отрицательных черт характера.
А просто объявить Радоницу выходным днем – это ничего не даст. Воскресенье у нас выходной – это же не значит, что все в храм идут. Праздник тогда праздник, когда именно ради него мы оставляем все остальные дела. Если это будет обычный выходной, то это будет просто очередная "расслабуха", которая приведет не к повышению благочестия, а к повышению употребления алкоголя. На мой взгляд, это была бы неправильная мера. Так мы духовную традицию не восстановим.
Главный редактор журнала "Наследник" протоиерей Максим Первозванский:
Кто не почитает живых родственников, не будет почитать и умерших. Сделать же Радоницу имеет смысл только если совместить это решение с соответствующими просветительскими мероприятиями.
Отношение молодежи к усопшим – это следствие общего кризиса семьи и отношения к старшему поколению. Началось все во времена СССР, за счет разрыва поколений и неуважения к живым и близким родственникам. Без восстановления уважения к старшим изменить ничего не получится. Сегодня в СМИ, в культуре пропагандируется молодость как идеал: если раньше молодые пытались походить на людей старшего поколения, то сейчас – наоборот. Иногда это выглядит комично, а иногда грустно.
Строго говоря, Радоница не праздник – это день поминовения усопших. Люди все равно едут в этот день на кладбища, идут в храмы, им приходится прогуливать работу, учебу – так почему бы не сделать этот день выходным? Напротив того, массовая практика посещения кладбищ на Пасху не является православной традицией и противоречит празднику.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова:
На мой взгляд, у нас и так слишком много выходных. Если бы наша жизнь была полностью переведена в религиозный контекст, тогда другое дело. Тогда выходные действительно можно устанавливать по церковному календарю. Но у нас совсем другая ситуация.
Сначала надо выстроить жизнь в соответствие с религиозными принципами, а потом уже думать о выходных. Для тех, кто живет в церковном литургическом пространстве, это второстепенная проблема.
Вот что у молодежи нет должного уважения к предкам, к нашей истории, это действительно серьезно. Это сказываются недостатки системы образования и воспитания, и над этим надо серьезно задуматься. Но это лишь одно из проявлений неудовлетворительного духовно-нравственного состояния всего общества. С помощью дополнительного выходного дня эту проблему не решишь, даже если его официально объявить, например, Днем памяти.
Самое главное это созидательный, общий молитвенно-покаянный труд. Будем духовно трудиться, тогда, Бог даст, выйдем из духовного кризиса, очнемся от беспамятства.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:
Важно не то, выходной ли день, а наполнен ли он внутренне, есть ли у него особый смысл. У нас в стране есть несколько праздников, которые никто не празднует, хотя эти дни и выходные.
Выходной на Радоницу, конечно, порадует тех, для кого это день посещения могил усопших близких. А для остальных это будет просто повод поднять рюмку – которых и без того предостаточно. Думаю, тут необходимы социальные исследования. Так что я бы предложил там, где посещение кладбищ распространено, Радоницу сделать выходным, а где традиция утрачена или почти утрачена – выходной устраивать не для кого.
Думаю, не мешало бы Церкви вместе с обществом и государственными структурами поработать над тем, чтобы наполнить этот день дополнительным смыслом: организовать встречи со священниками, проводить лекции, транслировать передачи в СМИ, которые могли бы людям объяснить смысл Радоницы и важность дела души живой – помнить об усопших.
Что касается молодежи, то там, где любят и помнят умерших, молодые люди и так посещают могилы и служат панихиды. А в целом, если у нас молодежь перестала ездить на кладбище в знак почтения к старикам, значит семья и любовь поугасли в их сердцах.
И еще меня тревожит романтизация "готических" образов: игры в вампиров, оборотней, приведения видятся подросткам невинной забавой, а кладбища – этаким щекочущим нервы соседством с потусторонними силами. Поэтому если молодежь будет посещать могилы в память о близких это одно, а если будет собираться там ради ролевых игр с вампирами и привидениями, то никакого выходного дня не надо.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном:
Мне кажется, что Радоница обязательно должна стать официальным выходным днем.
В советское время произошло смешение праздника Светлого Христова Воскресения с поминовением усопших, возникла традиция посещения кладбищ на Пасху. Произошло вынужденное наложение одной традиции на другую. Во многом эта ситуация сохраняется и в наши дни. Это нужно объяснять.
Поэтому выделение в календаре Радоницы именно как дня поминовения усопших было бы правильным. Это могло бы восприниматься как своеобразный шаг к восстановлению памяти, связи человека с его предками, восстановлению семейных традиций. Это имело бы важное значение и для воспитания подрастающего поколения, приобщения его к семейным ценностям.
Празднование Радоницы как семейного праздника – памяти об усопших предках – очень важно выделить в календаре. Важно, конечно, не просто сделать этот день выходным, но объяснить его значение. Такую инициативу я бы поддержал.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области:
Конечно, нынешнее отношение молодежи к памяти предков огорчает.
Что же касается введения в календарь новых выходных дней, то с точки зрения верующих, наверное, более актуальным для них было бы выделение дней Страстной и Светлой седмицы, хотя бы Великого четверга и Страстной пятницы.
Мне кажется, что будет неправильно, если это будут рабочие дни, а Радоница – выходной. Это явный перекос и нарушение логики.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной Семинарии:
Конечно, Церковь поддержит любое приспособление гражданского календаря к нуждам верующих.
Сделать церковный праздник государственным выходным днем – это не только русская традиция, но и традиция всего мира. К примеру, в большинстве цивилизованных стран Великая пятница является выходным днем, а у нас до сих пор нет. Рождество стало выходным и все. В этом направлении надо работать.
Исправить ситуацию с молодежью куда труднее. Для этого нужно возрождение и духовное оздоровление общества. Очевидны трудности, с которыми приходится сталкиваться: различные социальные процессы, экономические проблемы и безобразия в в сфере СМИ. Информ-агрессия хуже всего воздействует на молодежь. Чего ждать, если дети и подростки питаются той помойкой, которую им предлагают ТВ, Интернет и похабные журналы? Если так все и будет продолжаться, то к достижению сознательного возраста многие из них уже станут духовно-нравственными инвалидами, а достичь нравственной зрелости им будет очень трудно.
Ответственный секретарь Всемирного русского народного собора Олег Ефимов:
Радоница соборный праздник! Пусть он станет Собором поколений.
Молодежь стала жертвой прошедших лет. Это те самые потерянные поколения, результат "перестройки", безудержного вхождения в рыночную экономику, результат неустроенности, безнадзорности, отсутствия внимания со стороны государства и общественных организаций, в том числе традиционных религиозных общин, потому что в 90-е годы они просто еще не успели и не могли подключиться к процессу воспитания в той мере, в какой занимаются этим сегодня. Поэтому у меня нет претензий к молодежи – ее попросту ничему не научили.
Сейчас задачу проведения молодежного досуга общественные организации с государством решают если не пополам, то уж точно уделяют этому значительную часть внимания. Сейчас гораздо больше возможностей, прежде всего у родителей, отстаивать права детей, защищать их от скверны, вредоносных СМИ. И большая радость, что есть те, кто стараниями родителей смог прийти в храм, осознать, что вера – это основа жизни, и знает, что такое двунадесятые праздники. И если бы дети и молодые люди знали, что такое Радоница, то, конечно, поступали бы иначе в этот день и чтили бы память усопших, заходили бы в церковь.
Что касается выходного дня, то, конечно, было бы просто замечательно сделать его всероссийским. Думаю, это пожелание поддержат все церковные люди. Хотя я бы воздержался требовать этого у власти: она и так достаточно идет нам навстречу. К тому же, тут межрелигиозный вопрос – если можно сделать всероссийским выходным днем православный праздник, то почему нельзя то же самое сделать с мусульманскими или иудейскими праздниками? И еще надо учитывать региональную компоненту – утверждать выходной день на Радоницу имеет смысл только в тех регионах, где православные верующие составляют основную часть населения.
Источник: Regions.ru