В этом году исполнилось 67 лет со дня победы в Великой Отечественной войне.
В последнее время заметно изменение отношения к войне. По телевидению все чаще показывают фильмы, в которых утверждается, что бойцы Красной армии не всегда вели себя лучшим образом по отношению к жителям освобождаемых территорий. Так, например, официальным слоганом фильма "4 дня в мае", который собирались показывать 7 мая по НТВ стало утверждение "Иногда граница проходит не между "своими" и "чужими", а между добром и злом". После многочисленных протестов НТВ отказалось показывать фильм, заменив его картиной "В августе 44-го..." В самом фильме речь идет о том, как группа советских солдат бок о бок с фашистами защищает приют для немецких девочек-сирот от нападения большого отряда советских танкистов, командиру которых захотелось женского общества.
Некоторые видят в таком освещении войны попытку достичь примирения и согласия, другие – стремление фальсифицировать историю, нарочно перепутать координаты добра и зла.
"Каким должно быть сейчас отношение к войне? Можно ли говорить о примирении и не станет ли это примирением со злом? Коснулась ли война вашей семьи?" с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках:
Трудно представить, чтобы война кого-то у нас не коснулась.
Мой отец и воевал, и был в плену. Я помню, как бомбили наш эвакуационный эшелон. Все было "как в кино". Мне тогда было пять лет.
Что касается фильма, то вопрос, конечно, не простой. По существу он заключается в том, что важнее, мировоззрение или правда. Возможно ли одно без другого? Очевидно, что их нельзя противопоставлять. Но здесь огромную роль играет идеология.
Отвлеченно-идеологические подходы почти всегда в решении нравственных и мировоззренческих проблем интерпретативны и лишены однозначных и четких нравственных ориентиров. Но чисто патриотический подход предлагает как бы забыть о нравственной правде, потому что понятно, что "свои" всегда правы. В то же время, и вместо правды нам подчас предлагается некая интерпретация правды, а вместо мировоззрения – скомканная идеология. Проблема очень сложная и решать ее надо, видимо, на более высоком духовно-нравственном уровне.
Главный редактор журнала "Наследник" протоиерей Максим Первозванский:
Попытка разрушить наше традиционное понимание Победы в Великой Отечественной войне граничит с преступлением против нашего народа.
Понятно, что на любой большой войне присутствуют самые разные вещи. Среди десятков миллионов участников войны были как герои и труженики, так и подлецы и предатели. Вопрос ведь какую общую картину и общее впечатление мы создаем и у самих себя и у наших детей, у молодого поколения, которое гораздо меньше знает об этой войне, особенно в преддверии праздника.
В случае с этим фильмом у зрителя общее впечатление будет таким: наши танкисты – лицо нашей армии, вели себя недостойно. И просто безобразие, что этот фильм снят за государственный счет, он оскорбляет еще живых ветеранов, и тех, кто погиб на войне, или позже – от ран или старости. Фактически это плевок в душу нашего народа, и ни о каком примирении и согласии речи идти не может.
У меня один дед воевал, второй был в московском подполье как известно, в ожидании возможного захвата Москвы было сформировано подполье, и у деда были документы с другой фамилией, где было фото с наклеенными усами.
К сожалению, уже даже в моем поколении, не говоря о поколении моих детей, тех, у кого прямые предки участвовали в войне, становится все меньше: ведь те, кто погиб, не оставили потомков. Мне повезло, и все мои дедушки и бабушки, которых коснулась война, выжили, но среди их братьев и сестер мало кто остался в живых.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:
К Великой Отечественной войне следует относиться как к героической части собственной истории, в которой многое переплелось: как высокое и героическое, так и драматическое трусость, ненависть, местами и бездарность нашего командования.
Что касается отношения к мирному населению со стороны нашей армии, особенно в Германии, то, изучая эту тему, я столкнулся с версией, что зверства, связанные с насилием мирного населения, были специально инспирированы самим Сталиным и органами НКВД, чтобы вызвать бегство местных жителей на Запад с части оккупированной нами территории. Потому что когда происходит оккупация определенных областей, то потом же надо заботиться об этом населении. И Сталину было проще инспирировать эти жестокости, вызвать отток населения в зону ответственности наступающих союзников.
Если почитать воспоминания наших ветеранов, то большинство говорят, что они сами с проявлениями таких зверств не сталкивались: да, были разгулы, пьяные дебоши, но воспоминания о явных зверствах и насилии со стороны наших бойцов в отсутствуют, а если и есть, то касаются только определенных областей. Не исключено, что это были те самые районы, население которых было неугодно Сталину.
Ставить под сомнение подвиг нашего народа было бы предательством по отношению и к истории, и к народу. К Сталину я отношусь без особого уважения: он скорее бандит, чем полководец, но подвиг народа от этого становится еще более высоким и тяжелым, потому что из-за такого, порой преступного, руководства наш народ шел на жертвы.
У меня есть погибшие на войне родственники: брат бабушки погиб совсем молодым.
Мой отец лишился двух пальцев на правой руке – во время переправы через Днепр после Сталинградской битвы его ранило осколком снаряда.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне:
К сожалению, время объективного взгляда на войну еще не пришло.
Все 90-е годы нам вообще пытались внушить, что это вообще не победа, а поражение. Сколько грязи было вылито на советского солдата только потому, что он советский! А сколько было фальсификаций! Как будто в этой войне были только грязь, кровь, подлость и обман. Такой взгляд якобы противопоставлялся советской пропаганде.
И о какой объективности можно говорить сейчас? Эта ущербная тенденция 90-х на самом деле продолжается.
Мне очень понравился фильм "Сталинград", снятый немцами. Вот в нем действительно есть стремление к примирению. Но у нас подобных картин нет.
Все прекрасно понимают, что во всю историю войн солдаты на захваченных территориях, выражаясь помягче, не всегда вели себя деликатно. Но отрицательные акценты почему-то ставятся именно на наших.
О событиях, подобных тем, что показаны в фильме, я слышал. Но я не считаю, что именно об этом нужно снимать фильмы: зрителю в данном случае предлагается тенденциозный, а не объективно-отстраненный взгляд. И мне кажется, что народом это будет воспринято болезненно. Никакого примирения подобные фильмы не принесут, а только боль и несогласие.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова:
Важно, насколько искренне, не декларативно только, современное поколение переживает войну. У людей старшего поколения – и личный опыт, и детские впечатления, и рассказы родителей. У них представление о войне и более непосредственное и более живое. А у молодого поколения, которое о войне знает только по книгам и фильмам, какое отношение? Начиная с перестроечных лет, все сильнее проявляется тенденция так или иначе дистанцироваться от реальной истории с помощью субъективных или художественных интерпретаций с определенной идеологической нагрузкой. При этом уходит реальная историческая память, передаваемая от поколения поколению. Но без реальной связи с прошлым у нас не будет будущего. Теряя память, человек перестает быть человеком. А память укоренена в духовно-нравственном начале в вечности. Отсюда и внутреннее понимание красоты и ответственности. Согласия нужно искать на этом уровне.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря:
На войне погибли мои дедушка и дядя. Тетя прошла всю войну от начала до конца. Такая ситуация в России типична, как ни страшно это звучит. Сложно найти человека, который бы не потерял кого-либо из родственников на войне. Война коснулась нас всех.
Но отношение к войне действительно меняется. Сейчас поднимаются темы, которые невозможно было представить в советское время. Действительно среди наших солдат имели место случаи мародерства или недостойного поведения. Но это всегда есть на войне. Безусловно, граница между добром и злом не всегда проходит по политическим или идеологическим убеждениям. Часто эта граница значительно тоньше.
Но когда мы эту тему поднимаем, отдельные факты не должны загораживать самого главного – нашего патриотического отношения к этой войне. Советские войска принесли Европе освобождение о фашистской чумы. И отношение к населению самой Германии нельзя представлять как сплошные грабежи и насилия: вспомним скульптуру советского солдата с немецкой девочкой в Трептов парке.
Конечно, художники имеют право осмыслять и отрицательные моменты, но это не должно загораживать главного – подвига нашего солдата. И на этом, конечно, должен быть сделан главный акцент.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках:
День Победы сейчас единственный праздник, который объединяет весь наш народ, людей разных национальностей, и верующих, и неверующих. Но когда закончилась война, Илья Эренбург сказал: "Спасибо русскому солдату". И даже Сталин первый тост провозгласил в честь великого русского народа. Его хотели поправить, что в честь советского, но он подчеркнул, что именно в честь русского.
Это стоило бы помнить либералам, шельмующим и девальвирующим нашу победу и поливающим грязью наших солдат, но забывающим, кому они обязаны жизнью. Это люди без чести и совести. И этот гнусный фильм – лишнее свидетельство их ненависти к русскому солдату. О фашистских зверствах уже забыли. Это мы, оказывается, были плохими и безнравственными, и подвига никакого не было.
Метод либералов в том заключается, чтобы из единичных эпизодов выводить правило о поголовной безнравственности русских солдат и командиров и бездарности командования. К сожалению, приложил к этому руку и талантливый русский писатель Виктор Астафьев в романе "Прокляты и убиты". Фронтовики не приняли эту книгу. Сейчас это шельмование вступило уже в фазу беспредела.
А ветеранов остается все меньше и меньше. И наша задача, задача детей ветеранов – сохранить о них благодарную память и своим детям передать. Память о войне – это святое. Если мы ее не сохраним, позволим исказить, Господь нам этого не простит. И Родина не простит, и история не простит.
Понятно, для кого стараются наши либералы. Западным идеологам, которые никогда не прекращали войну против России, выгодно изменение отношения к войне, потому что если мы перестанем ценить победу и понимать ее значимость, мы погибнем как народ. Умные люди есть и среди тех, кто связывает себя с либеральными ценностями. Должны же они понимать, к чему приведет обесценивание нашей победы. Поэтому мы должны отстаивать нашу великую русскую победу. Вычеркнуть русский народ из истории не удастся!
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на:
Освещением и интерпретацией исторических событий занимается историческая наука. Поэтому наше отношение к этим событиям во многом зависит от честности и объективности историков. Чем больше в исторических исследованиях будет правды, тем лучше. Правда не может раскалывать общество.
Увы, как хорошо известно, наша история неоднократно переписывалась "на заказ" в зависимости от идеологической и политической конъюнктуры. И сейчас, например, навязывается мнение, что в войне победили американцы, а русские, получается, "сбоку стояли".
В художественном произведении исторические события служат для создания художественного образа, который может быть более или менее правдивым и убедительным. Материал для создания художественного образа художник выбирает сам или выполняя "социальный заказ". Но художественный образ обладает силой эмоционального воздействия и обобщения. Поэтому какой-то единичный, исключительный случай в художественном преломлении может восприниматься как типичный. О том, кто хороший, а кто плохой, будут судить не по конкретной ситуации, а "вообще". Такой образ может принести боль очевидцам и участникам войны и ввести в заблуждение тех, кто о войне судит только по фильмам.
Тема войны для нашего народа – очень трепетная тема. Для нас это священная освободительная война. Поэтому художник должен, конечно, осознавать, какая ответственность на него ложится, когда он берется за такие сюжеты.
Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Калитниках:
Военная тема вообще имеет особую нравственную остроту, а тем более, если речь идет о самой страшной и одновременно самой героической войне в нашей истории.
Снимать военные фильмы с особой, острой постановкой нравственных проблем и можно и даже необходимо. Вспомним, например, "Проверку на дорогах" Германа или "Свои" Месхиева. В случае с фильмом "Четыре дня в мае" об этом говорить не приходится, просто потому, что сюжет фильма построен на полностью вымышленном автором событии, то есть в фильме отсутствует реальная историческая правда. А ставить серьезные нравственные проблемы, опираясь на вымысел, на ложь, строго говоря, просто недопустимо.
Президент Международной исламской миссии, генеральный представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, член Общественной палаты РФ, муфтий Шафиг Пшихачев:
Какая армия состоит только из героев без страха и упрека? Война на то и война, к величайшему сожалению. Ведь если взять любое воинское подразделение, особенно рядовой состав, то чего только не случалось в Советской армии. Но я категорически против того, чтобы очернять советских солдат – это абсолютно неправильно. И я показ такого фильма не одобряю.
Люди должны понимать, что война – это, прежде всего, противостояние советских солдат против фашизма, несмотря на самые разные, порой печальные, эпизоды. Безусловно, можно долго рассуждать на тему, насколько осознано шли немецкие солдаты на войну, и среди них было много обманутых, но суть самой войны от этого не меняется. И нельзя судить о борьбе добра и зла и менять отношение народа к нашей армии только по одному случаю, даже если это историческая действительность.
Моя семья также пострадала: один дедушка погиб от бомбардировки. Другой дедушка был священнослужителем, и он остался жив. Он спас очень многих жителей своего села, которых немцы хотели уничтожить.
Начальник отдела образования ДУМ Татарстана, имам-хатыб Апанаевской мечети Казани Валиулла-хазрат Якупов:
Смысл Великой Победы в том, что человечество было спасено от ужасов фашизма, от узаконенного расизма. И авторами этой Победы стали люди, которые ценой неимоверных усилий добились того, что нынешняя Европа наслаждается плодами свободы, демократии, равноправия. То есть в основании нынешней европейской свободы лежит кровь наших воинов-героев, которые сделали невозможное, и если бы не их подвиг, что могло бы быть сейчас? Именно из этого в первую очередь надо исходить при оценке всех событий и понимать, кто настоящий герой, а кто носитель демонических сил, кто тащил Европу в прошлое, а кто открыл перспективу процветания.
Но, к сожалению, некоторые в провокационных целях выпячивают те эпизоды войны, которые совершенно не характеризуют всю военную историю. Да, ситуация, описанная в фильме, может быть, и правдоподобна но она не отражает объективную реальность. Поэтому показывать на экране такое неприемлемо, тем более что раны, нанесенные войной, еще не затянулись. Живы наши отцы и деды, которые видели войну своими глазами.
Я понимаю, у России есть враги, которые вкладывают деньги в подобные проекты, так как у них свои политические интересы. Но мы, как наследники Великой Победы, должны быть настороже, поскольку на нас лежит ответственность за эту Победу. И мы должны сделать все, чтобы не запятнать светлый образ героев. И я не понимаю тех, кто спекулирует этой темой.
У меня на войне все дедушки погибли, папа тоже воевал: всю жизнь при любом упоминании о войне у него наворачивались слезы. И я с детства понимал, что война это ужас, связанный с неимоверными человеческими страданиями.
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган:
Мы должны рассказывать нашим детям о главном: о том, свидетелем чего были наши отцы, деды – о великом подвиге русских солдат, офицеров, обычных людей, которые ушли в партизаны, или защищали страну в тылу – работая из последних сил на благо фронта, переживая блокаду Ленинграда.
О тех, кто развязал войну, кто пришел на нашу землю, кто ее бомбил, уничтожал целые народы – об этом надо говорить, чтобы такое не повторилось. И то, как наш советский народ спасал бегущих жителей из оккупированных территорий, об этом тоже надо говорить и уже современным языком – для нашей молодежи. Это то святое, что объединяет сегодня не только граждан России, но и жителей всех народов СССР, участвовавших в войне. Это то, на что мы опираемся в своей борьбе с расизмом и ксенофобией внутри страны и вне ее. Это помогает нам видеть и выражать протест против возрождения неонацизма в Прибалтике, где восхваляют своих бывших родственников-палачей. Подвиг народа дает нам силы оставаться форпостом свободы от истребления, от новой чумы, которая может опять возникнуть.
Что касается частностей, то, конечно, на войне было всякое: есть и литературные произведения, рассказывающие о предательстве и подлости наших солдат и о благородстве противника, которые вынуждены были выступать против Советского союза. Но не это создает ту картину, которая стоит перед глазами и перед памятью русских людей. И появление разных конъюнктурных произведений с целью угодить спонсорам и друзьям не повод задурманивать головы нашим людям.
Мои дед и бабушка по отцовской линии были расстреляны в Беларуси под Гомелем. Братья вместе с папой воевали, старший брат папы дошел до Берлина, но нелепо погиб 9 мая 1945 года во время футбольного матча у него случился инфаркт, когда мяч ударил его в грудь. У моей жены отец пропал без вести под Смоленском, он ушел на фронт 20-летним парнем, и это незаживающая рана. Я думаю, нет такой семьи, где нет погибших во время войны.
Источник: Regions.ru