Постановку оперы "Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова, осуществленную в Большом театре эпатажным режиссером Кириллом Серебренниковым, группа верующих сочла богохульством и кощунством. "В первом акте режиссер выводит на сцену актеров, изображающих казаков, с карикатурами на православные иконы. "Царь" изображает патриарха, размахивающего кадилом. Мы можем наблюдать глумление над святынями, священством и Русской православной церковью ", говорится в заявлении. Православные выразили надежду, что патриарх Кирилл скажет свое веское слово и попросит власть обратить внимание на эту театральную постановку.
Стороны, причастные к скандалу, пока держат паузу. В пресс-службе Патриархии корреспонденту "ВМ" заявили, что в ближайшее время патриарх Кирилл никаких комментариев на эту тему давать не будет. Руководство Большого театра тоже не спешит защитить свой спектакль. Но в театре нам сказали, что в этом сезоне спектаклей больше не будет. Увидеть спорную постановку можно будет только в сентябре, уже в новом сезоне. Кстати, аншлагов на "Золотом петушке" не наблюдалось, в кассе всегда можно было купить на него билет.
СПРАВКА
Оперу Н. А. Римского-Корсакова "Золотой петушок" Кирилл Серебренников перенес в советско-российские реалии. Палаты царя Дадона напоминают сталинские интерьеры. В качестве государственного герба всюду красуется золотой петушок. Народное ликование изображает ансамбль песни и пляски. По сцене проезжает макет баллистической ракеты. Премьера спектакля состоялась 19 июня 2011 года. Постановка рекомендована для зрителей старше 14 лет. Только что "Золотой петушок" был удостоен национальной театральной премии "Золотая маска" в одной из номинаций.
АВТОРИТЕТНЫЕ МНЕНИЯ
ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН
ПРОТОИЕРЕЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
Я не видел спектакля. Но считаю, что карикатурное изображение иконографических образов недопустимо. Административный кодекс запрещает совершать кощунственные действия в отношении почитаемых верующими предметов. Все это безнравственно. Надеюсь, что руководство Большого театра внимательно посмотрит на происходящее. Неверующие люди должны уважать чувства верующих. И наоборот. Иначе будет угроза гражданского конфликта.
*
АНДРЕЙ ЖИТИНКИН
ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЕЖИССЕР НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ
Я смотрел спектакль и говорю: поздно спохватились его ругать, ведь премьера состоялась уже давно. Наверное, в этом есть доля пиара. Искусство и Церковь всегда были конкурентами в борьбе за влияние на души и умы людей. Именно поэтому актеров хоронили за оградой кладбищ. И все же я считаю, что эта конкуренция дутая. Театр это тоже кафедра. Для произведения искусства главное высота помыслов. Оценивать спектакли должны зрители. Убежден, и Церковь , и театр могут сделать много добра.
*
МАРИЯ БАБАЛОВА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРИТИК
Спектакль идет на Новой сцене театра, которая задумана как экспериментальная. Если художник не нарушает УК и моральные нормы, он свободен в творческом высказывании. У нас Церковь отделена от государства и не должна вмешиваться в сферы, которые ее не касаются. Серебренников очень талантливый режиссер. Провокация элемент его художественного языка. У него есть и удачи, и перегибы, но спектакль пользуется успехом, зрители живо реагируют на его находки и много смеются.
Источник: Вечерняя Москва