Тринитарное богословие самого выдающегося западно-христианского мыслителя эпохи патристики блаженного Августина, епископа Гиппонского, лежащее в основе как всего последующего западного тринитарного богословия, так и многих характерных черт западно-европейской философии, всегда привлекало и продолжает привлекать внимание ученых. В публикуемом цикле статей предлагается обзор наиболее значимых российских и зарубежных исследований в области тринитарного богословия блаженного Августина. А.Р. Фокин также приводит разъяснение основных концепций, представленных в рассматриваемых работах.
Тринитарное богословие, бесспорно, самого выдающегося западно-христианского мыслителя эпохи патристики блаженного Августина, епископа Гиппонского (354–430 гг.), лежащее в основе как всего последующего западного тринитарного богословия (Боэция, Эриугены, Ансельма Кентерберийского, Гуго и Ришара Сен-Викторских, Бонавентуры, Фомы Аквинского, Дунса Скота, Майстера Экхарта, Я. Бёме, Ф. Шлейермахера, Ф.В. Шеллинга, Г.Ф. Гегеля, Э. Жильсона, И. Конгара, К. Ранера, Б. Лонергана и др.), так и многих характерных черт западно-европейской философии (таких как субъективизм, индивидуализм, психологизм, персонализм и пр.), всегда привлекало и продолжает привлекать внимание различных исследователей: патрологов, догматистов, философов, историков Церкви. Чтобы разобраться в его тонкостях сейчас, недостаточно просто прочитать основные труды Гиппонского святителя, такие как "Исповедь", "О символе веры", "О граде Божием", "Энхиридион", "Против Максимина", наконец, "О Троице". Необходимо также хорошо ориентироваться в поистине безбрежном море научно-исследовательской литературы, накопившейся как минимум за последние 100–150 лет. В связи с этим мы взяли на себя труд представить современным российским читателям своего рода "компас" для плавания в этом "море". И поскольку охватить это "море" целиком не представляется возможным по причине его безбрежности, мы ограничимся рассмотрением наиболее значимых российских и зарубежных исследований в области тринитарного богословия блаженного Августина, а также разъяснением тех основных концепций, которые в них представлены.
Мы начнем наш обзор с упоминания об исследованиях немецкого ученого второй половины XIX века ― Теодора Гангауфа. Ему принадлежат две книги об Августине, тесно связанные с тринитарной проблематикой: первое исследование посвящено "метафизической психологии" Августина[1], второе его "спекулятивному учению" о триедином Боге[2]. Обе книги Гангауфа хотя и отличаются своей обстоятельностью, но в настоящее время считаются уже морально устаревшими и не принимаются в расчет современными исследователями. Вслед за книгами Гангауфа вышло небольшое исследование еще одного немецкого ученого Г. Лёше об использовании Августином Плотина в учении о Боге[3]. Однако оно ограничивается общим сопоставлением Плотина и Августина и содержит мало конкретного материала по нашей теме. Важной вехой в изучении не только тринитарного учения Августина, но всего патристического тринитаризма считается 1892 год, когда в Париже французский теолог Теодор Де Реньон опубликовал первый том своего четырехтомного историко-догматического исследования о "позитивной тринитарной теологии"[4], в котором он попытался показать, что "схоластическая тринитарная парадигма", которую он противопоставил "патристической", уходит своими корнями в учение Августина. В связи с этим он сформулировал основной принцип различения между западным и восточным патристическими тринитарным подходами, суть которого заключается в следующем: если для западных богословов (Августина и следовавших за ним схоластов) Бог это конкретная, единичная сущность, проявляющаяся в трех Лицах, то для восточных это три конкретные Ипостаси, обладающие одной общей сущностью. Другими словами, западная мысль движется от сущности к Ипостасям, а восточная от Ипостасей к сущности[5]. Эта "парадигма Де Реньона", впоследствии ставшая классической, оказала определяющее влияние на понимание тринитарной доктрины Августина как минимум в последующие 100 лет[6], в том числе и среди православных богословов и философов, таких как прот. Сергий Булгаков, В.Н. Лосский, А.Ф. Лосев, митр. Иоанн Зизиулас и др. Наш российский историк Церкви В. Самуилов практически одновременно с Т. Де Реньоном (с трудами которого он, конечно, не был знаком) написал большую монографическую работу по истории арианства на латинском Западе во второй половине IV – первой половине V вв.[7] В конце своей книги он представил краткий обзор тринитарного учения блаж. Августина, поместив его в контекст антиарианской полемики[8] и полагая, что даже "его классическое сочинение DeTrinitate представляет распространенный свод возражений против ариан, помещенных в его сочинениях, непосредственно направленных против ариан в большей части омиев (только учение о relatio было направлено против аномея Максима); в них же находим и главные аналогии Августина"[9]. Интересно, что независимо от Де Реньона Самуилов пришел к заключению, что в своем тринитарном учении Августин стремился подчеркнуть "сторону единства" в Боге[10]. Он также ясно высказывает мысль о том, что "в учении об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (Filioque) Августин отклонился от учения православной Церкви"[11]. Но поскольку автор полагает, что тринитарным "аналогиям Августина нельзя придавать решительного значения при оценке его догматических воззрений"[12], мы не находим у него сколь-нибудь удовлетворительного анализа этих аналогий.
Гораздо больше указанному вопросу уделяется внимания в статье другого российского исследователя Н.П. Остроумова, так и называющейся "Аналогии и их значение для выяснения учения о Св. Троице, по суду Блаж. Августина"[13]. В ней он рассматривает Августина как представителя "среднего направления" такого подхода к постижению христианского догмата о Божественной Троичности, в котором отвергаются крайности как рационалистического направления (в древности ариане, в Новое время Ф.В. Шеллинг, Г.Ф. Гегель и др.), считавшего этот догмат совершенно постижимым для человеческого разума, и даже его необходимым требованием, так и мистического направления (древние и новые мистики: Иоганн Таулер и др.), совершенно отвергавшего какую-либо возможность такого постижения[14]. По мнению Остроумова, "среднее направление", к которому принадлежит Августин и большинство отцов Церкви, хотя и "признает христианский догмат о Св. Троице тайной, непостижимой вполне для разума, и в то же время, признав библейское учение о богоподобии нашей природы, считает возможным уяснить эту тайну естественным разумом"[15]. Далее в своей статье автор разбирает такие тринитарные аналогии Августина, как единство – форма – порядок, мера – число – вес, предмет – образ – ощущение, ум – знание – любовь, память – мышление – воля, любящий – любимый – любовь и др.[16] Он также анализирует учение Августина о самопознании, происходящем через рождение "внутреннего слова" из глубины ума, с которыми оно затем связывается посредством любви ума к слову[17]. По мнению Остроумова, "замечаемое в самосознании и мышлении человеческого духа Августин переносил на абсолютный Дух, на абсолютное сознание и мысль Божественного Духа. С понятием слова, рождающегося из глубины нашей мысли и выражающей наше познание о себе, он сопоставляет понятие о втором лице Св. Троицы, Божественном Сыне, или Слове, вечно рождающемся от Бога Отца; с понятием же воли или любви сопоставляет понятие о Св. Духе как третьем лице Св. Троицы"[18]. Вместе с тем в статье Остроумова явно не хватает анализа философских и патристических источников, оказавших непосредственное влияние на формирование тринитарного учения Августина, а вследствие этого его анализ представляется слишком поверхностным. Этот пробел отчасти восполняет статья другого русского патролога П. Верещатского[19], в основе которой лежит его вступительная лекция, прочитанная на кафедре патрологии в 1910 г. В целом, статья посвящена сравнению учения Плотина о трех ипостасях и тринитарного учения Августина. Однако представления автора о неоплатонической философии весьма приблизительны, а параллели с Августином поверхностны и не выдерживают критики. Сходный характер имеет и монография французского исследователя Л. Гранжоржа[20], посвященная влиянию неоплатонизма на богословие Августина, в частности, на его тринитарное учение[21]. Однако, несмотря на обстоятельность работы и гораздо более глубокое знакомство автора с неоплатонической философией, в последнем вопросе автор не пошел далее сравнения зрелой триадологии Августина с тем же учением Плотина о трех ипостасях, между которыми он усматривает больше различий, чем сходств[22]. В авторитетной энциклопедической статье об Августине французского ученого Эжена Порталье, написанной им в 1913 г. для многотомного "Словаря католической теологии"[23], отводится определенное место его тринитарному учению[24]. Следует подчеркнуть, что этот французский автор в целом следует парадигме Де Реньона, утверждая, что Августин помещает Божественную природу прежде трех Лиц, в которых она существует[25]; он также останавливается на учении о нераздельном действии Лиц Св. Троицы в творении и на "психологической теории" их происхождения, а кроме того, приводит весьма интересную сводную таблицу основных тринитарных аналогий, использовавшихся Августином[26].
Интеллектуальная эволюция Августина, начиная с его увлечения манихейством и скептицизмом и до обращения к сочинениям неоплатоников, стала предметом углубленного исследования сразу двух крупных ученых отечественного патролога И.В. Попова[27] и французского историка философии Проспера Альфарика[28]. Однако если в первом исследовании автор просто не доходит до тринитарного вопроса, вероятно, намереваясь посвятить ему второй том своего труда (который так и не был написан)[29], то во втором влиянию неоплатонизма на тринитарное учение Августина отводится всего пара страниц[30]. Роль неоплатонизма в формировании христианского мировоззрения Августина исследуется в книге еще одного французского ученого Шарля Буйе[31]. Более подробно о влиянии плотиновского учения о Едином и Уме на учение Августина о Боге и Его Слове Буйе останавливается в своей второй книге, посвященной истолкованию идеи истины в философии Августина[32], где также разбирает терминологический вопрос о совпадении в Боге сущности, ипостаси и природы. В еще одной своей статье Буйе впервые подробно рассмотрел важнейшее для тринитарного богословия Августина учение об "образах Троицы"[33], которое впоследствии станет главным предметом исследований целого ряда ученых. Значение основных "психологических тринитарных аналогий", приводимых Августином в третьей части трактата "О Троице" (кн. VIII–XV), рассматривает еще один французский ученый Фульбер Кайрэ в шестой главе своего исследования о принципах духовности Августина, где также разбирает вопрос о мудрости как образе Божием в человеческой душе[34].
Одновременно с французскими учеными большой интерес к тринитарной доктрине Августина проявил немецкий теолог из Тюбингена Михаэль Шмаус, в 1927 году издавший капитальное исследование о "психологической тринитарной теории" Августина[35], не потерявшее своей актуальности и по сей день[36]. В своей книге он сначала рассматривает богословские основания для "психологической теории", такие как учение о бытии и сущности Бога, происхождение Божественных лиц, Их взаимные отношения, Их взаимопребывание, явления в тварном мире, различные физико-космологические аналогии Троицы[37]. После этого он переходит к собственно "психологической теории" и ее составляющим: человек как образ Божий, отражение Троицы во "внутреннем человеке", роль понятия "любовь" и т. п. Автор также подробно разбирает значение таких "психологических триад", как бытие – мышление – воля, ум – знание – любовь, память – мышление – воля, а также значение их отдельных составляющих[38]. В заключении автор дает оценку психологическим аналогиям с точки зрения теории познания и уточняет вклад Августина в последующую философско-богословскую традицию[39]. В целом, исследование М. Шмауса при всех его несомненных достоинствах и глубине носит более богословско-догматический, чем историко-философский характер.
Вслед за этим в начале 1930-х некоторые аспекты тринитарной доктрины Августина были рассмотрены в статьях французского ученого Фердинанда Каваллера[40] и в двух фундаментальных монографиях ― В. Тайлера и Л. Леграна. Автор первой монографии[41], специалист по античной философии и профессор Бернского университета Вилли Тайлер, выделил характерные особенности философии Порфирия и затем попытался показать, что Августин испытал непосредственное влияние именно Порфирия, а не Плотина. В частности, Тайлер полагал, что "психологическая теория" Троицы у Августина является "отпрыском" учения Порфирия о самопознании души, которое известно из фрагментов его трактата "О словах: "Познай самого себя"" и "Подступы к умопостигаемому" ( Sententiae )[42]. В целом, тезис Тайлера о преобладающем влиянии Порфирия на тринитарную мысль Августина впоследствии имел как своих сторонников[43], так и критиков[44]. Другая монография, принадлежащая французскому исследователю Луи Леграну[45], специально посвящена философскому пониманию Св. Троицы у Августина и раскрытию его "тринитарной диалектики". По мнению автора, в философии Августина преобладает "идея Бога, имеющего тринитарную структуру с фундаментальным ритмом Божественной Жизни, которая одновременно есть активность, мышление и эмоциональность"[46]. Автор подробно разбирает философские истоки тринитарного учения Августина, такие как учение Филона Александрийского о Логосе, понятие Первоначала у досократиков, платоновскую теорию идей, учение Плотина о Логосе и учение стоиков о пневме и симпатии[47]. Затем он переходит к тринитарному учению самого Августина, которое рассматривает в такой последовательности: Бог Отец как нерожденное Первоначало и аналог Единого у Плотина; Сын, причастный природе Первоначала как Премудрость и Слово Божие и аналог Ума у Плотина; Св. Дух, связывающий Отца и Сына взаимной любовью как аналог мировой Души у Плотина[48]. В последней главе своей книги Легран анализирует основную тринитарную терминологию Августина: единство сущности, различие Лиц и личных отношений, тварные аналогии Троицы[49]. В заключении автор приходит к выводу, что хотя Августин в своем тринитарном учении примирил Платона, Аристотеля и Плотина, он превзошел их "в бесконечной личности Бога, ставшего Человеком"[50]. Однако, как представляется, автор был плохо знаком с традицией постплотиновского неоплатонизма и игнорирует эволюцию тринитарного учения Августина. Этих недостатков вполне лишена книга немецкого исследователя И. Риттера[51], посвященная влиянию на Августина неоплатонической онтологии, в частности учения об "умопостигаемом мире". Однако тринитарная проблема в книге немецкого ученого не получила специального рассмотрения.
В начале 1940-х вышли две важные работы швейцарского исследователя Ирене Шевалье, в которых был дан исчерпывающий анализ теории "тринитарных отношений" (relationes trinitaires)[52] на протяжении всего творчества Августина. Автор рассматривает данную теорию преимущественно в контексте антиарианской полемики и развития греческой патристической мысли (в частности, Шевалье доказывает, что источником теории "внутритроичных отношений" для Августина был св. Григорий Богослов тезис, подвергнутый критике некоторыми современными исследователями), но также касается ее философских истоков, прежде всего логики Аристотеля, которая, по его мнению, в этом вопросе возобладала над первоначальными неоплатоническими тенденциями, наблюдавшимися у раннего Августина[53]. Той же теме тринитарных отношений посвящены работы итальянского автора Дж. Машиа[54], ограничившегося в своем исследовании трактатом Августина "О Троице", а также статья испанца И. Морана[55]. Сопоставлению учения Августина о Троице и учения Плотина об Уме была посвящена обстоятельная работа шведского исследователя А. Дала[56]. Знакомство Августина с трудами неоплатоников получило подробное освещение в классических трудах французских ученых Поля Анри[57], Анри Марру[58] и Пьера Курселя[59], однако без какого-либо отношения к тринитарной проблематике.
В 1951 г. вышла в свет монография французского неотомиста Анри Пессака, посвященная сравнению учения о Слове-Логосе у Августина и Фомы Аквинского[60]. Автор полагает, что понятие о Слове Божием является центральным для тринитарного учения Августина, поскольку в нем имплицитно содержится концепция внутренних отношений в Троице[61], и рассматривает это понятие в томистской перспективе. Его особенно интересует метод психологического анализа слова как умственного понятия и его приложение к тринитарной проблематике в трактате Августина "О Троице". Именно в этом Пессак видит сильную сторону учения Августина, повлиявшего на последующее развитие тринитарной доктрины на Западе и ее отличие от восточно-христианского учения. Начиная с исследования Пессака появляется целый ряд работ французских неотомистов, которые, разделяя мнение Де Реньона о том, что существует кардинальное различие между греческой и латинской тринитарными парадигмами, вместе с тем переосмыслили "парадигму Де Реньона" таким образом, что греческое тринитарное богословие, основанное, по их мнению, на концепте "единосущия", стало связываться с пониманием Бога как Сущности, а латинское, основанное на "психологической аналогии", ― с пониманием Его как Личности[62]. Такой точки зрения, помимо Пессака, придерживались французские ученые А. Малэ[63], Ф. Бурасса[64], Г. Лафон[65], М. Ле Гийу[66] и Б. Де Маржери[67]. Известный философ-неотомист Этьен Жильсон в своих трудах также касался различных аспектов тринитарной доктрины Августина, в частности, вопроса о "следах и образах Троицы"[68]. Он также принимал "парадигму Де Реньона" и видел в "латинской тринитарной модели", введенной Августином, "явный прогресс [по сравнению с "греческой моделью"]... прямо связанный с выдающейся способностью Августина к психологическому анализу"[69]. Эта "психологическая теория" Троицы у Августина вновь стала предметом исследования в статьях Р. Трембле[70]. В исследованиях другого французского теолога-иезуита Франсуа Бурасса[71] к Августину возводятся такие отличительные черты западной "тринитарной парадигмы", как концепция "апроприации" (appropriation) или "усвоения" особых субстанцальных свойств тому или иному Лицу Св. Троицы, и представление о Святом Духе как "общении" (communion) и "личной любви" (amour personnel) между Отцом и Сыном.
Философское учение об абсолютном бытии и его трансформация в богословии Августина, а также его предшественника Мария Викторина рассматривается в книге немецкого исследователя Герхарда Хубера[72]. В ней автор, в частности, пытается обосновать переход Августина от "онтологической" (ранней) к "психологической" (поздней) теории Троицы[73]. Зависимость тринитарной доктрины Августина от учения Плотина о трех ипостасях рассматривается в статье Т. Вассмера[74], который вместе с тем видит и принципиальное отличие Августина от Плотина, заключающееся в учении о "внутренних взаимоотношениях" в Троице[75].
В следующей части нашей статьи мы продолжим обзор исследований тринитарного учения Августина, выходивших в России и за рубежом в 1960-х – 1990-х годах.
[1] Gangauf Th.Die metaphysische Psychologie des hl. Augustinus. Augsburg, 1852.
[2] Idem.Des hl. Augustinus speculative Lehre von Gott dem Dreieinigen. Augsburg, 1865.
[3] Loesche G. De Augustino plotinizante in doctrina de Deo disserenda. Jenae, 1880.
[4] De Régnon Th. Études de théologie positive sur la Trinité. Vol. 1–4. Paris, 1892–1898.
[5] Ibid. 1892. Vol. 1. P. 433.
[6] См.: Barnes M. R. Augustine in Contemporary Trinitarian Theology // Theological Studies 56 (1995). P. 238.
[7] Самуилов В. История арианства на латинском Западе (353–430). СПб., 1890.
[8] Там же. С. 180–192.
[9] Там же. С. 180, прим. 81.
[10] Там же. С. 183.
[11] Там же. С. 191–192.
[12] Там же. С. 192.
[13] Остроумов Н. П. Аналогии и их значение для выяснения учения о Св. Троице, по суду блаж. Августина // Православный Собеседник, 2 (1904). С. 1119–1131. Наши попытки отыскать другую работу того же автора под вызывающим недоумение названием: "Блаженный Августин как обличитель отрицательно-рационалистического воззрения на христианское учение о святой Троице" (Рязань, 1907), не увенчались успехом.
[14] Остроумов. 1904. С. 1020–1021.
[15] Там же. С. 1021.
[16] Там же. С. 1022–1025.
[17] Там же. С. 1026.
[18] Там же.
[19] Верещатский П. Плотин и Августин в их отношении к тринитарной проблеме // Православный собеседник, 7–8. С. 171–197; 9 (1911). С. 305–328.
[20] Grandgeorge L. Saint Augustin et le Néo-platonisme. Paris, 1896.
[21] Ibid. Р. 85–100.
[22] Ibid. Р. 89 и 94.
[23] Portalié E. Saint Augustin // Dictionnaire de théologie catolique. T. I. Paris, 1913. P. 2268–2472.
[24] Ibid. P. 2346–2352.
[25] Соглашаясь с мнением Порталье, Э. Жильсон приводит длинную цитату из его статьи в своей книге по истории средневековой философии (см.: Жильсон Э.Философия в средние века. М., 2004. С. 99−100).
[26] Ibid. P. 2351–2351. Как признается автор, эта таблица была взята им из книги К. Скипио ( ScipioK. Des Aurelius Augustinus Metaphysik. Leipzig, 1886), но исправлена и дополнена самим автором. Перевод этой таблицы на русский язык см. в нашей статье: Фокин А. Р. Тринитарное учение Августина в свете православной триадологии IV века // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 9 (2002). С. 161–162.
[27] Попов И. В. Личность и учение блаженного Августина. Ч. 1–2. СПос., 1916–1917 [переизд.: Попов И. В. Труды по патрологии. Т. 2. СПос., 2006].
[28] Alfaric P. L’évolution intellectuelle de S. Augustin. I. Du manichéisme au néoplatonisme. Paris, 1918.
[29] Следует упомянуть, что сжатое, но весьма информативное изложение триадологии Августина И. В. Попов дал в своих не так давно переизданных лекциях по патрологии, см.: Попов И. В. Патрология. СПос., 1907; М., 20032. С. 260–263. Интересно, что независимо от Т. Де Реньона Попов приходит к выводу, что в тринитарном учении Августина преобладает идея "единой сущности": " essentia есть нечто единичное и неделимое, в пределах которого находятся Лица Божества" (Там же. С. 260).
[30] Alfaric. 1918. P. 519–520.
[31] Boyer Ch. Christianisme et néo-platonisme dans la formation de saint Augustin. Paris, 1920.
[32] Idem. L’idée de vérité dans la philosophie de saint Augustin. Paris, 1939. См., особенно, P. 87–114.
[33] Idem. L’image de la Trinité. Synthèse de la pensée augustinienne // Gregorianum 27 (1946). P. 173–199, 333–352.
[34] Cayré F. La contemplation augustinienne. Principes de la spiritualté de saint Augustin. Essai d’analyse et de synthèse. Paris, 1927. P. 95–141.
[35] Schmaus M. Die psychologische Trinitätslehre des hl. Augustinus. Münsterische Beiträge zur Theologie, 11. Münster, 1927.
[36] См.: Ayres L.Augustine and the Trinity. Cambridge, N.Y., 2010. P. 1, n. 1.
[37] Schmaus. 1927. S. 77–194.
[38] Ibid. S. 195–398.
[39] Ibid. S. 399–420.
[40] Cavallera F. La doctrine de saint Augustin sur l’Esprit-Saint à propos de "De Trinitate" // Recherches de Théologie ancienne et médiévale 2 (1930). P. 365–387; 3 (1931). P. 5–19; idem. Les premières formulas trinitaires de saint Augustin // Bulletin de literature ecclésiastique 31 (1930). P. 97–123.
[41] Theiler W. Porphyrios und Augustin. Halle, 1933.
[42] Ibid. S. 48–52.
[43] Например, П. Адо и Г. Дёрри.
[44] Например, П. Анри, Г. Мадек и О. Дю Руа.
[45] Legrand L. La notion philosophique de la Trinité chez saint Augustin. Paris, 1931.
[46] Ibid. P. 7.
[47] Ibid. P. 20–48.
[48] Ibid. P. 49–116.
[49] Ibid. P. 117–147.
[50] Ibid. P. 152.
[51] Ritter J. Mundus Intelligibilis: Eine Untersuchung zur Aufnahme und Umwandlung der Neuplatonischen Ontologie bei Augustinus. Frankfurt-am-Main, 1937.
[52] Chevalier I. La théorie augustinienne des relations trinitaires. Analyse explicative des textes. Freiburg, 1940a (= Divus Thomas 18. P. 317–384); idem.Saint Augustin et le pensée grecque. Les relations trinitaires. Fribourg, 1940b.
[53] См., например, Chevalier. 1940a. P. 12–14; 1940b. P. 167–168.
[54] Mascia G. La teoria della relazione nel "De Trinitate" di S. Agostino. Napoli, 1955.
[55] Moràn J. Las relaciones divinas segùn s. Agustìn //Augustinus 4 (1959). P. 353–372.
[56] Dahl A. Augustin und Plotin. Philosophische Untersuchungen zum Trinitätsproblem und zur Nuslehre. Lund, 1945. К сожалению, эта важная работа нам до сих пор недоступна.
[57] Henry P. Plotin et l’Occident: Firmicus Maternus, Marius Victorinus, Saint Augustine and Macrobe. Louvain, 1934. P. 63–145; idem. Augustine and Plotinus // Journal of Theological Studies 38 (1937). P. 1–23; Idem. La vision d’Ostie. Paris, 1938. Анри в целом придерживается точки зрения, что основным неоплатоническим автором, с учением которого был знаком Августин, был Плотин.
[58] Marrou H.-I. Saint Augustin et la fin de la culture antique. Paris, 1938.
[59] Courcelle P. Les Confessions de Saint Augustin dans la tradition littéraire: Antécédents et postérité. Paris, 1963; idem. Recherches sur les Confessions de saint Augustin. Paris, 1968.
[60] Paissac H. Théologie de Verbe, saint Augustin et saint Thomas. Paris, 1951.
[61] Ibid. P. 51–53.
[62] См.: Barnes M. R. De Régnon Reconsidered // Augustinian Studies 26 (1995). P. 55.
[63] Malet A. Personne et amour dans la théologie trinitaire de saint Thomas d’Aquin. Paris, 1956.
[64] Bourassa F. Questions de théologie trinitaire. Roma, 1970.
[65] Lafont G. Peut-on connaitre Dieu en Jesus-Christ? // Cogitatio fidei 44 (1969). P. 458–462.
[66] M. J. Le Guillou. Réflexions sur la théologie trinitaire / Istina 17 (1972). P. 457–464.
[67] De Margerie B. La Trinité chrétienne dans l’histoire. Paris, 1975.
[68] Gilson E. Introduction à l’étude de saint Augustin. Paris, 1949. P. 275–298.
[69] Жильсон Э.Философия в Cредние века. М., 2004. С. 100.
[70] Tremblay R. La théorie psychologique de la Trinité chez s. Augustin // Études et recherches VIII. Paris-Ottawa, 1952. P. 83–109; idem. Les processions du Verbe et de l’amour humain chez s. Augustin // RUO 24 (1954). P. 93–117.
[71] Bourassa F. Appropriation ou "propriété" // Sciences ecclésiastiques 7 (1955). P. 57–85; idem.Questions de théologie trinitaire. Roma, 1970; idem.Theologie trinitaire chez Saint Augustin // Gregorianum 58 (1977). P. 675–716.
[72] Huber G. Das Sein und Absolute. Bâle, 1955. S. 117–160.
[73] Ibid. S. 146–154.
[74] Wassmer Th. The Trinitarian Theology of Augustine and His Debt to Plotinus // The Harvard Theological Review 53 (1960). P. 261–268.
[75] Ibid. P. 264–266.
Источник: Богослов.ру