"Наша православная, восточнославянская цивилизация не самая многочисленная, но она именно ключевая, потому что именно она сегодня знает, как открыть двери в лучшую жизнь для всего мира и особенно для Европы", сказал глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в ходе видеомоста Москва-Киев-Минск.
По мнению отца Всеволода, будущее Европы не за Лондоном, Парижем или Брюсселем, а за Киевом, Минском, Москвой, Кишиневом, Афинами, Бухарестом, "теми городами, которые являются центрами восточно-христианской цивилизации".
"Уже сегодня мы Киев, Минск, Москва больше Европа, чем Запад нашего континента. Запад изменил идеалам Рима, христианства, той Европе, которая была основана на римском праве и на христианских идеалах, которые соединили с римским правом императоры Константин и Юстиниан", заявил он.
"Помня об этом, сегодня нашей цивилизации не надо идти ни за слабым волей Западом, ни за слабым интеллектуально Востоком. Нам не нужно быть зависимыми и ведомыми в мире диалога цивилизаций, нам нужно воссоединить интеллект и волю, традиции и инновации, веру и жизнь, духовное и так называемое мирское. Наш долг за десять лет изменить этот мир, и мы можем это сделать", убежден о.Всеволод. "Цивилизационный вектор развития наших народов, как мы надеемся и верим, останется неизменным. Мы призваны сегодня созидать восточнохристианскую цивилизацию, у которой есть ключи от будущего всего мира", заключил протоиерей.
Эти слова о. Всеволода – своего рода ответ на распространенное убеждение, что католичество и особенно православие тормозят развитие принявших эти вероисповедания народов. В доказательство этого тезиса приводят тот факт, что большинство самых преуспевающих стран сегодня – те, где исторически преобладало протестантство. Отсюда любимое рассуждение некоторых представителей отечественной интеллигенции о принятии православия как исторической трагедии России.
"Как бы вы прокомментировали выступление о. Всеволода? Способен ли, на ваш взгляд, Русский мир стать оплотом христианской цивилизации перед лицом постхристианского Запада?" с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.
Главный редактор журнала "Наследник" протоиерей Максим Первозванский:
Если говорить о тенденциях, а не количественных показателях, то, в отличие от западной Европы, православный восточно-христианский мир на подъеме, и это внушает оптимизм. С другой стороны православные знают, что именно они являются хранителями предания Божьего, это дает основание православным считать себя теми самыми "удерживающими", о которых говорит Писание, доколе не придет антихрист.
Вообще самосознание того, что Москва – третий Рим, свойственно восточно-славянской цивилизации со времен XVI века, как и ощущение того, что Москва святая Русь, и подобна она Иерусалиму – не как город, а как царство. И хотя в XX веке православные люди утратили свое православное государство, все-таки видя, что Господь продлевает дни этого мира, мы можем считать, что на нас действительно возлагается ответственная миссия.
Тем более, мы видим, как Европа отказывается от своих христианских корней перед лицом ислама, а у России накоплен огромный опыт в мирном сосуществовании с исламом. И перед лицом глобальной американской культуры Россия все-таки имеет что сказать этому миру.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов):
Красивые и значительные слова сказал батюшка Всеволод, и небезосновательно.
Несомненно, верно пророчество о том, что третьей духовной столице мира после Москвы не бывать. Очевидно, что Русская Церковь сейчас является по преимуществу носительницей той удивительной гармонии, которая отражает многовековую историю и культуру в ее бесконечной значимости для мира. Но сказать, что мы можем стать указом для Европы, мне трудно, поскольку европейское сознание уже настолько далеко отступило от православного мировоззрения, что выставить какие-то мосты обратно уже не представляется возможным.
Поэтому мы правы в своем высоком сознании той миссии, о которой говорит отец Всеволод, но трудно предположить даже при хорошем воображении, что Запад как блудный сын осознает свое печальное духовно-голодное и жалкое состояние и вернется в отеческие объятия православия. Думаю, цель такая вряд ли ставится перед нами. Миссионерство на Западе ничуть не легче сейчас, чем на Востоке, а юридически говоря почти невозможно.
Поэтому остается более внимать себе и хранить свои духовные традиции и святыни, возрождать в России полноту византийской традиции, которая претерпела большой ущерб за времена синодального периода, и таким образом заботиться о спасении своем. А уж будет воля Божья, то способные видеть духовное и стремиться к нему с Запада и Востока, с Севера и Юга с помощью Церкви придут и возлягут в Царствии Небесном.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:
Сможет ли Русский мир стать оплотом христианской цивилизации – я не знаю. В первую очередь мы сами должны стать христианами. И отец Всеволод Чаплин не первый сказал, что Россия является не Востоком и не Западом, и даже не сложносоставной структурой типа Евразии. Россия – это самостоятельный мир с самостоятельной культурой и традициями. Она, скорее, ближе к Византии. Не случайно Россию называли наследницей Византии.
Пойдет ли за нами Запад или Восток на этот вопрос никто ответа не даст. То, что мы владеем великим сокровищем, которое называется православной верой это несомненно, но насколько остальной мир и мы сами, русский народ, сможем достойно пронести свою православную веру, данную нам историческим развитием, это большой вопрос. Нас самих трудно назвать стойкими в вере.
Каждый христианин и Церковь в целом должны постоянно, каждый день, трудиться над тем, чтобы являть правду Божию. И начать надо с себя: каждый христианин должен спросить себя – могу ли я научить собрата и соседа чему-то своей верой? Это самое важное. Если мы сможем это передать всему миру, то только с помощью Божьей, и это будет огромным чудом.
Ответственный секретарь Всемирного русского народного собора Олег Ефимов:
Мне очень просто комментировать эти слова, потому что я находился рядом с отцом Всеволодом, когда он их произносил. Конечно же, речь нашего дорогого батюшки была пламенна, и в тот момент он как никогда был убедителен, и нельзя не подписаться под каждым его словом.
А говорил он о единственно верном цивилизационном праве России. Ключи от будущего находятся именно у христианской цивилизации, и у России в том числе, поскольку наша страна находится в авангарде восточно-христианской цивилизации.
Я как-то был свидетелем и участником одной из конференций в Вене, организованной католиками, называлась она "Вернуть Европе душу". Тогда католический бомонд давал оценку собственной цивилизации: там говорили, как сегодня христианские и религиозные ценности изымаются из Европейской конституции, это происходит повсеместно, на законодательном уровне. Наша страна не становится исключением: такие попытки происходят и в России, но к нашей общей радости происходит и активизация мыслящего гражданского большинства. Молитвенное стояние у храма Христа Спасителя – это ярчайшее свидетельство, что европейские современные "ценности" в России не пройдут. И к радости отмечу, что наши настроения о ценности и необходимости нравственности целиком с нами разделяют наши братья мусульмане.
Европа сама просит о помощи, а будущее действительно за странами и столицами Восточной Европы, такими как Москва, Киев, София это древние христианские центры. Мы переживаем возрождение христианской цивилизации, мы видим определенный возврат от свободы вседозволенности к нравственной свободе. Этот вектор наиболее отчетливо проявляется сегодня, и мы его поддерживаем. Мы за царственную свободу, за чистоту помыслов и за базисные ценности.
Источник: Regions.ru/