Владимир Дмитриевич Уфимцев, советник по связям с религиозными организациями и национальной политике Администрации Курганской области.
Понятие толерантность сравнительно новое в нашем обыденном российском лексиконе. Но в среде ученых, политиков, общественных деятелей оно живет и действует не один десяток лет. У слова толерантность есть аналоги и синонимы в русском языке, например, терпимость. Но оно не раскрывает всей полноты понятия толерантности.
На наш взгляд, толерантность - это такое качество человека, когда он выработал в себе способность узнавать и готовность принимать другого с его ценностями, уважать эти ценности и интересы. Но простого уважения здесь недостаточно, надо еще организовать взаимодействие с этим другим. Поэтому в целях утверждения толерантных взаимоуважительных отношений с религиозными объединениями Администрация (Правительство) Курганской области стремится:
Религиозная обстановка в Курганской области особой тревоги не вызывает. Она спокойная, стабильная и характеризуется следующими моментами:
1. Продолжается рост количества религиозных формирований, но динамика его замедлилась. Если за 2000 год образовалось 20 объединений, в 2001 году - 25, в 2002 г. - 5, то в минувшем году - 4.
В 2000 году у нас действовало 28 вероисповеданий, 146 религиозных объединений, 109 из которых были зарегистрированы в органах юстиции. На 1 февраля текущего года в области 185 организаций и групп, 149 из них прошли государственную регистрацию. Количество конфессий и деноминаций - 26.
Основная конфессиональная картина такова. Православие (РПЦ, РПЦЗ, РПАЦ ИПЦ, ИПХ, Старообрядцы) представляют 79 объединений, что составляет 52% от общего количества религиозных организаций. У Русской православной церкви Московского Патриархата соответственно 72 объединения, около 49 %.
Ислам - 43 религиозных организации, 29 %, протестантские деноминации - 27 объединений, 18 %.
Иудаизм соответственно - 1,07 %, католики - 1, 0,7%.
2. Традиционные для Зауралья конфессии (православие, ислам, протестантизм) активны как во внешней, так и во внутриприходской деятельности.
3. Большинство этих организаций достаточно много внимания уделяют социальному обслуживанию.
4. Сохранились напряженные отношения между руководством Центрального Духовного управления мусульман России (ЦДУМ) и Духовным управлением мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР). Но это особо не отражается на взаимоотношениях простых верующих.
5. Протестантские организации (баптисты, пятидесятники, мормоны) в своей миссионерской и социальной деятельности использовали иностранных миссионеров, но их количество значительно уменьшилось. За минувший год в нашей области побывало только 6 иностранных протестантских представителей.
Отношения традиционных вероисповеданий нашего края православия и ислама взаимоуважительные порой даже партнерские. Своеобразным историческим символом мирного сожительства христиан и мусульман стал Свято-Успенский мужской монастырь в г.Далматове. Основал его в 1644 году преподобный Далмат (бывший казак Дмитрий Мокринский, его мать была крещеная татарка). А земли для обители подарил мусульманин, татарский мурза Илигей Магомедов. В настоящее время примером толерантных отношений является участие в реставрации и ремонте архитектурного ансамбля монастыря строительной бригады этнических мусульман из Узбекистана. В 2003 году представители пятидесятнической организации «Соль земли» в деревне Саламатное Варгашинского района помогали в ремонте рухнувшего барабана православной церкви.
В межконсрессиональных отношениях в последние годы происходят определенные трения между православными и протестантами, но протекают они в правовых рамках.
Отрицательную реакцию у большинства конфессий (православных, старообрядцев, баптистов, пятидесятников, адвентистов) вызывает чрезмерно наступательная миссионерская деятельность свидетелей Иеговы (от дома к дому, на улицах, транспорте), но серьезных конфликтов не наблюдалось. Подключение представителей православия, ислама, протестантизма к реализации Плана мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма на территории Курганской области способствует дальнейшему утверждению вероуважения и веротерпимости.
Следует отметить конструктивную роль в межконфессиональном диалоге Консультативного Совета пасторов протестантских церквей, созданный в 2001 году. Этот орган устраняет разногласия между самими протестантами, стремится налаживать взаимодействие с властными структурами и с православными и мусульманскими управленческими органами.
В настоящее время базой такого сотрудничества может быть «Социальная позиция протестантских церквей России», обнародованная в декабре 2003 года в г.Москве Консультативным советом глав протестантских церквей России. Этот орган объединяет Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (Ряховский С.В.), Союз христиан веры евангельской пятидесятников России (Окара П.Н.), Российский союз евангельских христиан-баптистов (Сипко Ю.К.), Западно-Российский союз Церкви христиан адвентистов седьмого дня (Столяр В.Д.). В этих союзах - 80 % всех российских протестантов, каждый из них действует на территории России свыше 50 лет и состоит из более чем 1 тыс. общин.
Руководство Московского Патриархата Русской православной церкви не отвергает определенного взаимодействия с иными христианскими деноминациями. На соработничество с государством, другими конфессиями России православное духовенство и мирян ориентируют как «Основы социальной концепции Русской православной церкви», принятые в Архиерейском соборе еще в августе 2000 года, так и другие документы собора.
В нашей области с 1998 г. по 2000 г. достаточно плодотворно функционировал «круглый стол» под названием «Проблемы христианства», на заседаниях которого проходили конструктивные дискуссии по доктринальным вопросам между православными и протестантами.
Администрация (Правительство) области стремилась и стремится одинаково ровно выстраивать свои отношения с официально зарегистрированными религиозными объединениями и взаимодействовать по вопросам социальной политики, культуры, духовно-нравственного воспитания. При этом учитывается традиционность, степень влияния на историю, менталитет населения таких конфессий, как православие, старообрядство, ислам, с которыми исполнительные органы власти сотрудничают более тесно и продуктивно.
В целях укрепления взаимоуважения, веротерпимости и взаимодействия в межконфессиональном сообществе Администрация области еще в 1996 году заключило базовое соглашение о сотрудничестве с руководителями основных конфессий и отдельное соглашение с Курганской епархией Русской православной церкви, как самым влиятельным и массовым вероисповеданием. Соглашения о совместной деятельности с Курганской епархией также подписали главные управления образования, социальной защиты населения, областной комитет по культуре и искусству, управление здравоохранения. Соглашения о сотрудничестве были заключены также между главным управлением социальной защиты населения и Консультативным Советом пасторов протестантских церквей. Управление исполнения наказания взаимодействует с православными, баптистами, адвентистами, пятидесятниками также на основе специальных отдельных соглашений.
В 2000 году Администрация области подготовила и согласовала с представителями основных религиозных организация еще один важный документ - Декларацию о принципах отношений конфессий Курганской области между собой и с государственными и муниципальными органами власти.
Представители религиозных организаций, поставившие свои подписи под этим актом мирного сосуществования и сотрудничества, (а это более 80% всех религиозных организаций), добровольно подтвердили, что в отношениях с властными структурами и между конфессиями, как на организационном, так и на личностном уровнях они руководствуются принципами:
Продуктивным методом утверждения толерантных отношений между религиозными объединениями и взаимодействия с органами власти научными и образовательными учреждениями Администрация (Правительство) области считает проведение научно-практических конференций с участием представителей конфессий, сотрудничество с Уральским филиалом Евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы.
При поддержке Администрации (Правительства) области на базе Курганского государственного университета в г. Кургане состоялись международный научный религиоведческий конгресс "Религия, человек, общество" (1998г.), межрегиональные научно-практические конференции: "Проблемы свободы совести, веротерпимости и преодоления религиозного и этноконфессионального экстремизма" (2000г.) и "Толерантность в культуре, этнических и межконфессинальных отношениях" (2002г.).
Во всех этих научных форумах принимали активное участие представители православия, ислама, протестантских деноминаций. Их практика общения на конференции между собой и учеными религиоведами, совместные рекомендации, выработанные на таких встречах, помогают утверждать вероуважение, предупреждать религиозный и этноконфессиональный экстремизм, сотрудничать в решении гуманитарных и социальных проблем.
Седьмой год в целях профилактики противоречий между конфессиями, укрепления сотрудничества органов власти и религиозных организаций плодотворно работает Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Губернаторе области.
Уже то, что на заседаниях этого консультативного органа за одним столом собираются руководители основных (официально зарегистрированных) конфессий, помогает устанавливать между ними нормальные цивилизованные отношения. Состав Совета сформирован по примеру Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ В.В.Путине.
Поэтому нет ничего удивительного, что в Совет при Губернаторе области, наряду с представителями православия, ислама, иудаизма, входят также руководители евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня, пятидесятников, методистов. Порядок работы Совета также достаточно демократичен. На каждом заседании из членов Совета избирается председатель и секретарь. Это может быть как представитель властных структур, так и представитель одной из конфессий. На заседаниях Совета решения, рекомендации принимаются не большинством, а полным консенсусом. Губернатор области О.А.Богомолов обязательно один раз в год (как минимум) участвует в работе Совета и информирует его представителей о социально-экономическом развитии области.
Начиная с 2000 года, на заседаниях Совета обсуждается и принимается План совместных мероприятий государственных муниципальных учреждений и религиозных организаций. Большинство намеченных мероприятий на 2003 год выполнены. Положительную реакцию у населения области вызвали такие совместные дела, как благотворительные акции помощи социально незащищенным людям; областной фестиваль христианской музыки; встречи христианского и мусульманского духовенства «Всем миром против наркотиков»; Дни славянской письменности и культуры; концерты русской духовной музыки; участие представителей религиозных организаций в Дне пожилых людей и декаде инвалидов; акции евангельских христиан-баптистов «Игры во дворах с детьми».
Существенное влияние на разрешение назревавшей конфликтной ситуации между образовательными учреждениями и православными организациями, а также между православными и протестантами оказало своевременное принятие Советом по взаимодействию с религиозными объединениями при Губернаторе области рекомендаций по проблеме преподавания в государственных и муниципальных школах курса «Православная культура».
Совет также предотвратил вовлечение в политическую борьбу религиозных организаций в период избирательной компании по выборам в Государственную Думу РФ. По инициативе Совета в сентябре 2003 года руководители основных конфессий подписали соответствующее Заявление, в котором обещали, что религиозные организации не будут участвовать в выборах, проводить предвыборную агитацию при совершении обрядов и церемоний, предоставлять церкви, собрания, советы верующих в качестве агитплощадок. Документ сыграл действенную профилактическую роль, подавляющее большинство партий и блоков не стремилось использовать в выборных целях религиозный фактор.
В нашей области политические объединения, сделавшие упор на религиозную составляющую («За Русь Святую», «Объединенная партия Русь», «Народная партия» - православие, «Великая Россия - Евразийский Союз» - православие, ислам; «Истинные патриоты России» - ислам), получили всего 11762 голоса из 778 тыс. избирателей, включенных в списки для голосования, это - 2,68 %.
На заседаниях Совета обсуждаются и вырабатываются рекомендации по самым разнообразным вопросам для властных, светских и религиозных структур. За последнее время приняты конкретные рекомендации по таким злободневным проблемам, как:
В целях совершенствования работы Совета по инициативе Администрации области, в январе текущего года был проведен анонимный опрос членов Совета, которые дали оценку его работы, охарактеризовали межконфессиональную обстановку в России и Зауралье, предложили свои замечания по улучшению работы этого консультативного органа. Положительно оценили деятельность Совета 99 % опрошенных. Отрадно и то, что 88% членов Совета дали положительную оценку политике Администрации (Правительства) области в сфере государственно-церковных отношений.
Таким образом, можно сделать вывод, что тесное конструктивное взаимодействие властных и религиозных структур помогает сохранять межконфессиональный мир в Зауралье, удовлетворять религиозные потребности и сотрудничать во благо наших земляков. Но жизнь динамична и диктует не останавливаться на достигнутом и мы намерены совершенствовать работу Совета с учетом рекомендаций, высказанных при опросе его членов.
Предполагается:
Кроме того, в текущем году будем отрабатывать механизмы реализации федерального закона «Об альтернативной гражданской службе». Предстоит также приложить немало совместных усилий по выработке и реализации специальной областной программы по реставрации народных святынь - уникальных памятников церковного зодчества: ансамбля Свято-Успенского монастыря в г. Далматове, соборов Александра Невского в г. Кургане и Спассо Преображенского в г.Шадринске, Чимеевского, Верх-Теченского монастырей и других культовых творений наших зауральских мастеровых.