Церковь стала идеологической опорой власти в нынешнее неспокойное время. Главный спикер РПЦ Всеволод Чаплин даже призывает сзывать ополчение православных мирян против "оранжевой революции".
Мы встретились с главой Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата, чтобы понять: каковы пределы и причины растущего влияния РПЦ.
Отец Всеволод, одна из последних ваших идей: прихожане должны отдавать 10% доходов церкви . И тогда церковь будет готова не брать денег у государства?
А церковь и сейчас финансово независима от государства в своих текущих расходах.
Ну как же, Путин на предвыборной встрече с Патриархом сказал, что с 2008-го выделили 2,3 млрд руб. А на следующие три года дадут еще 3,5 млрд. Это мало?
Эти деньги в основном на восстановление памятников архитектуры. И это покрывает лишь малую часть расходов, которые вообще-то должно нести государство. Но речь о другом. Около трети граждан сейчас знают достаточно много о православии, регулярно ходят в церковь . Эти люди должны нести ответственность за свой храм, своего священника. Должна измениться психология советского человека, который воспринимает храм как место оказания бесплатных услуг.
Вообще-то уже мало бесплатных услуг в храме осталось.
Они в основном бесплатные. Но мы эту психологию поменяем. У церкви сейчас достаточно воли для того, чтобы изменить и общество. Вообще, когда говорят, что вера интимное дело человека, это полный абсурд. Вера имеет такое же право влиять на политику и законы, как и нерелигиозное мировоззрение.
Вы и влияете вот обращения в храмах зачитывают против "агрессивного либерализма".
Агрессивный либерализм существует. Но время диктата либерального подхода в политике прошло. Мы за то, чтобы он не был монопольным, не превращался в систему окриков и кампаний, которые пытаются вести.
"Государство слишком либерально"
Как либерализм может быть монопольным, если государство, а заодно и церковь против него?
Государство слишком либерально. Оно не может перегрызть пуповину, связывающую нынешнюю власть с 90-ми, которые являются антимиром. Пока еще власть слишком часто оглядывается на штамм, принесенный оттуда, но это, надеюсь, скоро исправится. Не может власть не дышать одним воздухом с большинством своего народа. Я не имею в виду московскую тусовку, гламурную и прикольную, а имею в виду простых людей.
То есть те, кто выходит на митинги, кстати, не только в Москве это не народ?
Среди тех, кто ходит на митинги, немало людей, считающих себя лучше большинства народа. Но проблема интеллигенции: она не может добиться, чтобы ее установки были приняты людьми.
Вы поддерживаете это навешивание ярлыков с разделением людей на "зажравшуюся интеллигенцию" и тех, кого она якобы называет "быдлом".
Народ имеет прекрасную политическую интуицию, более верную, чем у московской тусовки. При этом я согласен со многими критическими лозунгами в адрес действующей власти.
С какими?
Отсутствие социальной справедливости, огромный разрыв между богатыми и бедными, наглость чиновников. И на мое имя, и Патриарху приходит масса жалоб, которые мы передаем в соответствующие органы и, как правило, получаем отписки.
Но проблема в том, что и нынешние лидеры оппозиции не предложили ничего, что бы меня, как гражданина и священника, заставило сказать: вот оно! Я ведь почти со всеми этими людьми знаком давно и встречался не раз. Единственный, с кем нет желания знакомиться это Удальцов.
Почему?
Очевидно, что некая идея, некий план есть только у него. И это страшный план. Тот же, что в свое время, между 1905 и 1917 годами, был продавлен политической волей дедушки Ленина. Хотя такого рода революции рано или поздно пожирают своих отцов.
Если "народ" не поддерживает идеи "московской тусовки", как может Удальцов совершить революцию?
Социальные и межнациональные противоречия существуют, и надо менять систему, иначе Уцальцов или еще кто сыграет на них так же, как в 17-м году.
А мы ведь отстраиваем монархию...
Нужно постепенно отказываться от реверансов в пользу антимонархических моделей общества и честно признать, что Россия не может жить без сильной персонифицированной центральной власти, замкнутой на высший идеал. Независимо от того, разделяется он общественным мнением полностью или нет.
Что за идеал?
Есть неизменные ценности, данные Богом. И антиценности, которые им противоречат. Есть правда и есть ложь, и значительное количество людей придерживаются ложных убеждений.
"Законы Божий выше светских"
Не встают ли все ваши взгляды между вами и прихожанами, которые могут прийти к вам в храм на исповедь и с Болотной, и с Чистых прудов? Может ли священник вступать в такой явный антагонизм с частью общества?
Нет, не встают. Посмотрите, что говорили святые и наши иерархи в разные периоды, там была гражданская позиция всегда. Мы открыты для людей разных мировоззрений. При этом опять же мы говорим, что есть добро и зло, правда и ложь.
У каждого своя правда, но, мне кажется, церковь должна стоять над этими спорами.
Нет, правда одна, и церковь должна громко говорить, где ложь и где правда.
В 90-е вы не позволяли себе говорить так однозначно.
Тогда не было возможности, нас не показывали по телевизору, но это говорилось с максимальной публичностью. Сейчас просто стали говорить более определенно. И так теперь будет всегда.
Вот эта пресловутая история с богохульством Pussy Riot так их и не простим?
Нет. Они не раскаялись.
А вот есть уже много лет такая церковь Путина, где говорят, что икона Путина мироточит. Это не богохульство для РПЦ?
Богохульство. Это религиозное мошенничество, также оскорбляющее чувства верующих, и неплохо было бы, чтобы та же власть разобралась, насколько здесь имеются преступные действия.
К заявлению мусульманского адвоката про шариатские суды и "реки крови" в Москве вы тоже очень мягко отнеслись...
Церковь всегда настаивала, что могут быть разные способы устройства общества, даже в пределах одного государства. В Российской империи действовали шариатские суды. Когда начинают звучать окрики, что у нас только светские законы нет, уже нет! Есть группа граждан, для которых религиозные законы христианские, мусульманские, иудейские выше светских. И с этим надо смириться. Глупое государство постарается этого не замечать. А умное сделает так, чтобы люди, живущие по разным правилам, могли бы без проблем сосуществовать в рамках одной страны.
Церковь все-таки с какой из этих групп общества?
Церковь строит собственное общество.
Отдельное или прямо в нашем?
Церковь все общество старается выстроить по заповедям Христа и законам Небесного Царства. Это делается без принуждения, через убеждение, диалог. Но мы надеемся, что как можно больше людей станут уже здесь гражданами Царствия Небесного. И в России, и в мире.
Источник: Собеседник