Скандал вокруг выставки "Ikons" напоминает историю с пастушком и волками, только наоборот. Пастушку перестали верить после ложных тревог устроителю выставки перестали верить после тревог истинных. К пастушку наконец явились настоящие волки на Марата Гельмана бегут "иной с ружьем, иной с дубьем" когда волков, в данном случае, нет. В обоих случаях мы имеем дело с репутационной проблемой пастушок приобрел репутацию лжеца и ему не поверили, даже когда он сказал правду, Гельман приобрел репутацию кощунника и его гонят вон даже в том случае, когда он не кощунствует.
Сама по себе выставка ikons не была кощунственной но ей досталось из-за репутации куратора. Если человек приобрел себе известность, выставляя кощунственные коллажи из икон, клизмы, изображающие луковицы церквей или обезьян в форме с ветеранскими медалями, большинство сограждан будут совсем не рады его видеть даже если на этот раз он не замышляет никаких безобразий. Налогоплательщики могут быть особенно недовольны тем, что такого рода деятельность поддерживается государством. Случай достаточно понятный хотя реакция на него может потребовать некоторого анализа. Борис Фаликов в Газете.ру, например, пишет: "РПЦ все прочнее занимает место идеологического отдела Кремля и все больше напоминает своих предшественников из КПСС... И тем самым вольно или невольно вписалась в нишу, которую еще недавно занимал ее идеологический враг." Попробуем – те, кто застал те времена представить себе, что какая-либо газета открыто выступает против Партии и ее идеологии... Как-то не получается. Попробовал бы автор в то время публично обрушиться на политику и взгляды Партии он бы очень и очень быстро почувствовал огромную разницу. Автор задается растерянно-возмущенным вопросом относительно кубанских протестов "Откуда же взялись такие злоба и ненависть?". Насчет злобы и ненависти он столь же преувеличивает, как и насчет КПСС вот недавний поджог храма это действительно ненависть и злоба. А мирная демонстрация рассерженных кубанцев это еще нет. Не только же жители столиц имеют право быть рассерженными и устраивать демонстрации.
Но причина их негативной реакции понятна. Можно напомнить об одой фундаментальной особенности человеческих отношений принципе взаимности. Негодяи будут враждебны и к тем, кто проявляет к ним искреннее расположение; святые будут любить преследующих их врагов. Большинство же людей не особенно порочных, и не особенно святых склонны отвечать добром на добро, уважением на уважение, и испытывать неприязнь к тем, кто выказывает им ненависть и презрение.
Глумиться над почитаемыми религиозными и национальными символами значит избирать наиболее доходчивый путь для выражения своей ненависти и презрения к людям. Святые вас пожалеют; но большинство обычных людей испытают к вам взаимные чувства. Это можно считать проявлением их нравственного несовершенства, но увы, так устроен этот мир люди будут склонны проявлять взаимность. Снобизм, крайнее и демонстративное презрение к ценностям и чувствам людей не очень эффективный способ стяжать народную любовь. Вы не знали? Что же, будем надеяться, теперь знаете. И тут дело не в Русской Православной Церкви люди таковы примерно везде, реакция на тяжкое намеренное оскорбление религиозных и национальных чувств везде будет негативной, различаясь только по степени резкости.
Если у людей словосочетание "современное (или "актуальное") искусство ассоциируется с рубкой икон топором, злобным глумлением над святынями, издевательскими насмешками над ветеранами, публичным употреблением курицы теми устами, где нет зубов, обливанием мочой, рисованием огромного размера непристойностей и тому подобным то не стоит удивляться, что граждане отнюдь не желают видеть у себя "выставки современного искусства". Даже если данная конкретная выставка вполне невинна. Но кто виноват в том, что у "современного искусства" сложилась такая репутация? РПЦ МП? Кубанские казаки? В самом деле, кто?
Да, среди тех, кто представил свои работы на выставку ikons, были люди вполне чуждые богохульств и безобразий, они и оказались пострадавшими и по большей части, невинно. Но от кого? Кто создал ситуацию, в которой сами слова "современный художник" означают хулигана, провокатора, похабника кого угодно, кроме собственно художника?
Еще одна статья "Мертвый хватает живого" появилась в НГ-религия. Ее автор, культуролог Роман Владимирович Багдасаров пишет: "Причина неприятия РПЦ современного искусства коренится в отсутствии в этой организации творческого потенциала." Но может быть причина неприятия "современного искусства" лежит в несколько более очевидных вещах? Если мне, скажем, не нравится, когда на обезьяну одевают форму и ветеранские медали "30 лет Победы, 40 лет Победы, 50 лет Победы, 60 лет Вооруженных сил СССР" то точно ли это потому, что у меня нет творческого потенциала? Может быть, мой творческий потенциал (есть он у меня или нет) тут просто не причем, а все дело в том что у меня есть определенные ценности, и я считаю, что ветераны заслуживают уважения и благодарности, а не издевательств? Далее автор продолжает: "Монополия на веру со стороны религиозных организаций должна быть раз и навсегда разрушена в общественном сознании. Нам пора понять, что быть христианином (и шире – верующим) не значит быть членом определенной религиозной организации." Вообще-то слово "христианин" имеет библейское происхождение и значит именно "член Апостольской Церкви, ученик Апостолов", см. первое употребление этого слова в Писании: "Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. (Деян.11:26)" Но это несколько другой вопрос если вы, как "художественное сообщество", создали себе настолько негативную репутацию, что вас решительно не хотят видеть никакие религиозные организации тут не виноваты, и никакие разрушения монополий тут не помогут.
Помогут некоторые меры по исправлению репутации мол, мы оставили прежнее хулиганство в прошлом, теперь будем заниматься вещами может и не слишком понятными, но безобидными. Мол, был такой период, искали скандальной славы, больше не будем.
Печально, что в скандале с Ikons пострадали люди, которые не виноваты в сложившейся у современного искусства (и лично Марата Гельмана) репутации. Но борьба с РПЦ тут делу не поможет. Поможет исправление тех, кто хочет, и размежевание с теми, кто не хочет. Церковь как раз верит в покаяние в то, что упавши в яму, необязательно рыть дальше, а заблудившись, можно и выйти на правильный путь. И лично Гельман, и другие представители "художественной" тусовки могут исправить пути свои и показать, что они больше не издеватели, не хулители и не кощунники. Тогда и проблем с выставками не будет возникать.
Источник: Радрнеж