Говорят, что в художественно-политических кругах сейчас обсуждается слух: дескать, Владимир Путин сразу после вступления в президентскую должность чуть ли не первым делом освободит... нет, не Ходорковского. А трех участниц скандально знаменитого, а возможно, даже преступного сообщества "Пусси Райт". В переводе на русский это словосочетание звучит одновременно и комично, и неприлично: бунтующие... как бы это сказать... короче, если заменить первую букву, то получится киски.
21 февраля эти "киски" в цветных колготках, открытых маечках и мешках на головах завалились в храм Христа Спасителя. Пробежали к алтарю и, не слишком грациозно дрыгаясь, подпрыгивая и в пародийных поклонах бухаясь на колени (задницами к иконам), голосами, срывающимися от собственного нахальства, прокричали мимо нот три куплета с рефреном "Срань, срань, срань господняя". Остальной текст в защиту гей-парадов и прочих свобод разобрать было сложно девушки очень торопились, а может, волновались, понимая, что творят похабство. Единственное, что звучало более или менее музыкально, но в данной ситуации совершенно нелепо, это исполненный в стилистике псалма припев: "Богородице Дево, Путина прогони".
Редкие прихожане с недоумением смотрели на беснующихся девиц, пожилые женщины прикладывали ладони к сердцу и отворачивались. Наконец появились деликатные храмовые охранники и мягкими движениями (так, наверное, урезонивают внезапно помутившихся разумом, но все-таки близких людей) аккуратно выпроводили их из храма. Даже не пытаясь сорвать с их буйных голов мешки с прорезями для рта и глаз. Ну, понятное дело: если бы сорвали мешки, то бунтующие киски оказались бы в храме с непокрытыми головами. Охранники, наверное, рассудили, что ставить женщин в такое положение некрасиво.
Правда, такая деликатность сильно усложнила задачу полиции, которой выпало изловить бесноватых. Но как их опознать под колпаками? Поначалу задержали двух, потом добавилась третья, которая до этого была свидетельницей и в своем участии в панк-молебне не сознавалась. Всего же, судя по видеозаписи в интернете, в акции участвовали шестеро: четверо танцевали, в смысле дрыгались, еще две бренчали сбоку на гитарах.
А может, и не бренчали, а так, имитировали. Имитацией, кстати, могло быть и само исполнение песни. Уж слишком нелепо, не в такт двигались девушки была бы музыка, наверняка шевелились бы ритмичнее. Да и прихожанки реагировали как-то вяло, будто сомневались: бесы в храмовом сумраке им мерещатся или это живые люди так изгаляются. Были бы звук, шум, ор, тогда бы и реакция была более отчетливой и со стороны охранников тоже.
Так что вначале скорее всего был какой-то непонятный и недолгий сумбур без слов, это потом в спокойной обстановке кискины режиссеры смонтировали видеоряд, подложили под него заранее записанную музыку на три куплета с припевом, и в результате получился эпатажный клип.
Никто не хотел с ними связываться
Задаваться вопросом, зачем эти молодые женщины осквернили храм (а они далеко не девчонки: из трех задержанных одной 29, у двух других уже по ребенку), может только счастливый представитель здорового большинства, которое абсолютно не следит за политической жизнью страны в ее художественном преломлении. Потому что всякий, кто следит, знает: к февральскому святотатству девушки шли долгие годы уверенной поступью.
Бунтующие "пусси" являются феминистским крылом скандально известной арт-группы "Война". Например, одна из задержанных, женщина-мать Надежда Толоконникова (подпольная кличка Толокно) известна тем, что приняла участие в акции с непечатным названием (на прелюбодейскую, понятное дело, тему), которая состоялась в Государственном биологическом музее. Четыре молодые неплохо сложенные пары (в том числе и сама Надежда) затеяли совокупляться прямо среди чучел, выкрикивая лозунги в поддержку медведей. Когда их доставили в полицию, они объяснили, что акция не имела политического подтекста, а была направлена на защиту диких животных. В полиции сделали вид, что поверили, и отпустили греховодников.
Хотя заподозрить Надю и ее партнеров в любви к животным сложно. За некоторое время до этого киски закидали закусочную "Макдоналдс" бездомными кошками (живыми) тоже в знак чего-то там. Как себя чувствовали кошки в полете, наших кисок не интересовало.
После музейного совокупления Надю Толокно хотели было исключить из МГУ, где она обучалась на философском факультете, но передумали. Полагаю, не столько потому, что руководство факультета поддерживает ее способ самовыражения, сколько из обыкновенного человеческого благоразумия. Наверняка декан не какого-нибудь, а философского факультета понимал, что ожидало бы его, если бы он решился отчислить столь своеобразную студентку. Кстати, дальнейшее развитие событий показало мудрость этого человека. Например, на судью Таганского суда Веру Иванову, продлившую арест бунтующим пуссионариям, какой-то их слишком возбудимый сподвижник напал с топором прямо в зале суда. Только изрядное проворство судьи, доля везения и вовремя подоспевшие приставы спасли ей жизнь.
А еще, было дело, Толоконникова с подругами набрасывались на полицейских обоего пола и тех, кто не успел увернуться, целовали взасос. Потом опубликовали что-то типа исследования, будто женщины-полицейские относились к поцелуям феминисток с большей неприязнью, чем их коллеги-мужчины.
Одна пара из группы "Вой-на" додумалась совокупляться на крыше движущегося автобуса. Тоже в знак какого-то политического протеста.
Все эти акции встречались восторгами и рукоплесканиями культурологов: дескать, современное искусство приобретает новые формы, вырывается из галерей на улицу нельзя его душить.
Кульминацией похабства и бесстыдства, которые нам преподносят в качестве нового искусства, стало присуждение группе "Война" премии Министерства культуры России "Инновация". В одну из апрельских ночей участники группы за 23 секунды умудрились нарисовать во всю половину Литейного моста огромный фаллос. Рассчитали аккурат к разведению мостов, и через несколько минут интимный предмет вздыбился над Невой на 65 метров. Пикантности ситуации добавляло то, что мост с рисунком поднялся прямо перед окнами питерского управления ФСБ. Смешно? Несомненно. Но давать за это премию Министерства культуры России, да еще с денежной составляющей 400 тысяч рублей, это уже не смешно. Это дико. Вот так, потихоньку, людей, незрелых умом и душою, приучали к мысли, что им дозволено все. И приучили: в одном из интервью кто-то из лидеров арт-группы на вопрос, почему, по его мнению, им дали премию, откровенно и победно ответил: испугались не дать.
Почему они не пошли в мечеть
При всей своей эпатажности ни "Война", ни киски не решались в своих выходках оскорб-лять чьи-то национальные и религиозные чувства. Атакой на православие занимались другие и тоже с горячего одобрения тех же самых либеральных культурологов, которые прославляли "Войну" и кисок за креатив.
Вспомним скандальную выставку "Осторожно: религия!", которая состоялась в 2003 г. в общественном центре имени Сахарова. Иисус Христос с кока-колой и надпись: "Сие есть кровь моя". Еще одно изображение Христа: на этот раз у него вместо рук копыта. Помню еще картину несколько славянских лиц, не самых, скажем так, красивых и образованных. Что в них привлекло художника? Ведь такие лица можно найти среди любого этноса, и их процентное содержание там не ниже, чем у русских. Картина носит явно провокационный характер. Ну и остальные "произведения искусства" в таком же духе.
Мерзкая, оскорбительная выставка. Интеллигентнейший Андрей Дмитриевич бы в гробу перевернулся, если бы узнал, что творится в центре, названном его именем. Эта выставка возмутила не только православных и вообще христиан. Она возмутила всех интеллигентных людей. Как возмущают расизм, антисемитизм, вообще любое проявление национализма. Для того чтобы чувствовать и понимать это, не нужно быть ни негром, ни евреем. Но какая мощная волна встала на защиту организаторов выставки. С огромным трудом, преодолевая сопротивление либеральных культурологов и протестных бузотеров типа "Войны", суд все-таки привлек организаторов к уголовной ответственности: на первый раз ограничились штрафом.
Не вняли организаторы. Через три года тогдашний директор Сахаровского центра Юрий Самодуров организовал там же еще одну подобную выставку: "Запретное искусство 2006". Туда свезли весь отстой, который отказались выставлять в других залах. Снова уголовный штраф по статье о разжигании межнациональной розни только на этот раз не 100, а 200 тысяч рублей.
Выслушав приговор, Самодуров и не подумал извиняться.
Для того чтобы понимать современное искусство, нужно иметь подготовку, заявил он.
Глумиться над чувствами верующих это современное искусство?
Еще после первого дела многие правозащитники пристыдили Самодурова. А после второго его вынудили подать в отставку. С тех пор имя Сахарова в грязных делах, слава Богу, не упоминается.
И вот снова атака на Церковь . Впечатление, что кто-то считает ее заведомо слабым звеном. Возможно, так и есть. Довольно закрытая организация с неясным статусом. Законодательно она отделена от государства, по факту активно присутствует. Что лучше никто не знает. Не подставляться под удар или адекватно ответить тоже не умеет. Известные истории с патриаршими часами и судебным иском по поводу квартиры в Доме на набережной тому подтверждение. А ответит ударом на удар еще хуже: где же смирение с издевкой спросят либерал-хулители.
Вот есть Церковь со всеми своими проблемами, и есть люди, которые обладают способностью видеть слабое звено. Бретер-дуэлянт всегда провоцирует того, кто заведомо хуже стреляет. Убьет его и ходит героем. Уличный хулиган никогда не попрет на того, кто сильнее. Ведь не пошли же киски в мечеть, знали, что их там ждет.
Или еще есть прием: когда банда хулиганов посылает вперед мелкого шкета. Вот в качестве безбашенного шкета кто-то и послал на Церковь группу "кисок". Шкета и бить-то жалко. Но не бить нельзя. Если шкету вовремя не дать по мозгам, из него вырастет настоящий урка.
Надежда Толоконникова: "Художественными вопросами я не задаюсь. Меня волнует политика"
Вообще надо сказать, что "Пусси Райт" по своим убеждениям ярые оппозиционеры. Либералы, в том числе и близкие к власти, которые ратуют за освобождение девушек и всячески стараются явное оскорбление превратить в невинную шутку, утверждают, что история начисто лишена политической составляющей.
Что это все и есть современное искусство, которое приобретает формы, непривычные, как выразился один известный культурный деятель, для неподготовленного зрителя. Врут. И дело не только в четкой политической направленности текста песни. Сама Надежда Толоконникова незадолго до выходки в храме на одном из телеканалов призналась:
Мы пытались сместить власть, чтобы чувствовать себя свободнее, и далее, комментируя свое участие в эпатажных акциях, художественными вопросами я не задаюсь. Меня волнует политика. А художественное это метод.
Так что у них первично политика или искусство? Ответ дан.
Вопрос о политике вовсе не теоретический. Он определяет, уголовная статья светит исполнительницам концерта или всего лишь административная. Вот что гласит Уголовный кодекс: хулиганство это "грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу...".
Было нарушение общественного порядка? Было. Явное неуважение к обществу тоже было.
Читаем дальше: "...совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы". А вот здесь адвокаты могут побороться: попытаться доказать, что действия их подзащитных не тянут на политическую (религиозную) ненависть или вражду. Девушки все же не кусали и не царапали охранников, не плевали на иконы, не требовали смерти или проклятий на головы своих оппонентов.
Казалось бы, можно назвать это мелким хулиганством, такая статья есть в Кодексе об административных правонарушениях, но! Нет в этой статье политической и религиозной составляющей. А они, эти составляющие, явно присутствовали в действиях девушек. Так что уголовного наказания, очевидно, не избежать.
Срок им грозит суровый. За хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору, полагается до 7 лет лишения свободы. Правда, и нижний предел не ограничен: могут дать, например, и полгода условно. Есть и ответственность в виде штрафа (от 500 тысяч до миллиона рублей либо в размере дохода за период от трех до четырех лет) или принудительных работ на срок до пяти лет. Кстати, эти принудительные работы назначает суд. И вполне будет логично, если девушек определят убираться в храме и на прилегающей территории. Храму польза, бузотеркам наука.
А пока девушки находятся в СИЗО до 24 июня.
Источник: Московская правда