Началась пора, когда выпускники сдают Единый государственный экзамен – и в очередной раз возобновились споры вокруг этой формы аттестации школьников.
По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, необходимо разграничить итоговую аттестацию в школе и процесс поступления в вузы: "У нас же сейчас все почему-то смешали в одну кучу. В итоге этим ЕГЭ мы ориентируем тех людей на вуз, которым не требуется или даже противопоказано получение высшего образования", сказал он газете "Новые Известия".
Действительно, не раз отмечалось, что высшее образование на глазах становится фактически всеобщим, переставая при этом быть высшим: выпускники вузов все менее образованы, а цена диплома в глазах работодателя все ниже. При этом по многим специальностям (прежде всего юридическим и экономическим) у нас перепроизводство специалистов, а, например, квалифицированных рабочих катастрофически не хватает.
Не раз также отмечалось, что раньше преподаватели вуза, принимая приемные экзамены, тем самым набирали студентов, которых им самим предстояло учить – и потому были заинтересованы в отборе лучших (что не исключало, разумеется, коррупции). Сейчас же в честной сдаче ЕГЭ не заинтересованы ни те, кто его сдает, ни те, кто его принимает: по результатам ЕГЭ оценивается работа школ, и никому не нужно понижать собственные показатели.
"Видите ли вы какие-нибудь плюсы в системе ЕГЭ? Следует ли, на ваш взгляд, разграничить выпускные и приемные экзамены? Поможет ли это приостановить девальвацию высшего образования?" с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.
Протоиерей Владимир Силовьев Главный редактор Издательства Московской Патриархии
Надежды, что ЕГЭ избавит оценку знаний школьников от предвзятости, случайности и коррупции, не оправдались. Мы видим, что масса злоупотреблений была вызвана именно введением ЕГЭ.
Не может не настораживать, что максимальное количество баллов было почему-то показано представителями определенных регионов, например, Северного Кавказа.
Я считаю, что разграничение между выпускными и вступительными экзаменами должно быть. Отдельные вступительные экзамены в вуз позволяют выявить более способных абитуриентов, выбравших ту или иную специальность.
Протоиерей Борис Михайлов настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Систему ЕГЭ нужно полностью упразднить. Это фактически та же советская "уравниловка", которую даже в СССР старались ограничить. И в советское время сам этот принцип уравнивания был направлен на уничтожение талантов, всего, что как-то выделяется из общей массы.
Введение ЕГЭ привело к резкому снижению качества образования. Это не голословное утверждение. Как преподаватель вуза я вижу, как из года в год снижается интеллектуальный уровень поступающих.
Предложение разграничить выпускные и вступительные экзамены я полностью поддерживаю.
Протоиерей Олег Стеняев клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках
Вся система образования должна быть коренным образом пересмотрена.
Безусловно, нужно развивать систему профессионального образования на уровне ПТУ и техникумов, выправлять крен, приведший к тому, что юристов и специалистов по банковской системе стало слишком много.
Надо поднимать престиж рабочего человека. Не только в смысле зарплаты, что тоже немаловажно. Сам статус рабочего должен быть пересмотрен как с культурной, так и с политической точки зрения. СМИ навязывают образ "нового русского" "бизнесмена", а рабочий и крестьянин оказываются на самой низкой ступени общественной системы. Но ведь реальное богатство общества созидается не банкирами (ростовщичество в принципе противоречит Закону Божию, все три авраамические религии в этом согласны), перекупщиками, спекулянтами, а именно рабочими и крестьянами. Уважение к человеку труда должно воспитываться и в школе, и с помощью СМИ.
Протоиерей Максим Козлов настоятель домового храма МГУ
По моему глубокому убеждению, неравномерность в распределении рабочей силы и предпочтения выпускников связаны не с наличием или отсутствием ЕГЭ, а с некоторыми принципами, принятыми в обществе.
Чтобы человек пошел в рабочую профессию, она должна быть не только сравнимой по заработку с профессией "офисного труда", но и превосходить ее. Рабочие специальности не престижны. И дело здесь не в ЕГЭ, а в отношении к ним, которое сформировано в общественном сознании.
Не только у нас, но и во многих западноевропейских странах, практикуется прием в вузы именно на основании результатов школьных выпускных экзаменов. В самих вузах образование должно быть такого уровня и требования должны быть таковы, чтобы туда шли люди, которые понимали бы, что они этим требованиям будут соответствовать, а с другой стороны, чтобы отсев осуществлялся очень жестко уже на основании первых сессий.
Сейчас же дипломы многих вузов не гарантируют качества знаний, в связи с чем падает и престиж высшего образования. Это вопрос уже к самим вузам и к жесткости критериев, которые они применяют при обучении.
Игумен Лука (Степанов) Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета
К сожалению, все реформы последних десятилетий не случайны, а связаны с определенным подходом к образованию. В данном случае общая стратегия разрушительна для всей традиции образования – как православной, так и советской. Нам навязывают соответствие западным выхолощенным стандартам, которые определяются законами наживы, лишают людей возможности совершенствовать не только показатели внешней своей образованности, но и содержание своей индивидуальности и неповторимости.
Для нас ЕГЭ, как и нынешняя стратегия новоназначенного министра образования, который мало чем отличается от предыдущего, идет вопреки тому духу и тем целям, которыми российское образование было наполнено в предыдущие века и десятилетия. Поэтому ЕГЭ – одна из частностей, разрушающая и значение личности преподавателя, и значение отдельного учебного заведения, в котором годами выращиваются определенные традиции, вкус, стиль. Все это унифицирование и подведение под рамки мнимой объективности свидетельствует о совершенной беспомощности тех кругов, которые этими узкими параметрами пытаются привести образование к какой-то объективности, но на самом деле лишают главного: духа любви, педагогической мудрости, уважения к педагогу.
Средние и высшие учебные заведения завалены макулатурой бесконечных отчетов. Изменение стандартов ежегодно вытягивает все силы из педагогов, которые они должны бы потратить на своих учеников. Поэтому сейчас в сердцах большинства преподавателей царит просто тихий ужас от того, что происходит в верхах образования, а ЕГЭ – лишь одно из проявлений общей катастрофы.
Мы надеемся, что первые лица нашего государства осознают ошибочность этого курса и что высшее образование отвернется от этих чуждых и вредных нашему отечеству фальшивок европейских стандартов, за которые даже европейцы держатся условно, и вернется к настоящим духовным ценностям, к которым от детсада до вуза должен быть приобщен каждый наш молодой человек.
Валиулла-хазрат Якупов Начальник отдела образования ДУМ Татарстана, имам-хатыб Апанаевской мечети Казани
На мой взгляд, сама идея и концепция ЕГЭ неплохи: экзамен открывает возможности для поступления тем молодым людям, которые находятся далеко от географических центров, где есть вузы.
У нас в стране неравенство по рождению: если человек родился далеко от университетских центров, то у него и шансов меньше получить высшее образование. А так ЕГЭ открывает двери для поступления в самые лучшие вузы нашей страны талантливой и не самой богатой молодежи. И если мы вернем вступительные экзамены, то детям из глубинки придется ехать в другой город, а когда на поездку нет средств, это априори приведет к потере одаренных будущих студентов – они попросту окажутся талантами, зарытыми в землю.
Не только в России, а во многих странах мира существует такая форма экзаменов, и опыт этих стран показывает, что экзамен является эффективной формой проверки знаний. Может, у нас прошло еще мало времени, или организаторы этой процедуры не очень компетентны – поэтому мы получаем не тот результат, который ожидаем.
А девальвация высшего образования связана с наращиванием коммерческих услуг, за счет того, что вузы лицензируют непрофильные специальности. У министерства образования есть инструменты для аккредитации и аттестации вузов, вот здесь надо смотреть внимательно и отсекать непрофильные специальности в вузах, повышать требования к аккредитации. То есть тут проблема гораздо шире, и не надо зацикливаться на одном ЕГЭ.
Зиновий Коган Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин.
Единый госэкзамен имеет свои плюсы и минусы. Один из главных минусов что школьник может набрать баллы не самым честным путем и поступить таким образом в вуз. Иногда все превращается просто в коллективную сдачу экзамена, в которой принимают участие все педагоги. Слава Богу, такое происходит не везде, но каждый год мы узнаем о подобных историях.
Главной положительной стороной ЕГЭ является то, что тест стандартный для всех школьников страны: как для учеников сельских школ, так и для учеников из школ в мегаполисах. То есть у всех права равны в получении достойной оценки.
Думаю, вернуться к системе вступительных экзаменов уже невозможно. Необходимо совершенствовать ЕГЭ, что и происходит ежегодно. И, насколько я знаю, у нас все же есть несколько вузов, которые помимо результатов ЕГЭ требуют сдать еще и дополнительный экзамен. Думаю, такое комбинирование – лучший вариант: безусловно, есть предметы, по которым только тестирование в качестве проверки знаний совсем не годится (история, литература и язык). Здесь необходимо живое общение преподавателя с абитуриентом.
А упадок авторитета высшего образования прекратится тогда, когда предприятия будут заинтересованы в специалистах: уже со 2-3 курса будут отбирать себе будущие кадры, чтобы у студентов была мотивация продолжать учебу, понимая, что при получении диплома их ждет достойное рабочее место.
Светлана Зубановa Соучредитель Всероссийского православного общества, доктор исторических наук, профессор
Разграничивать полномочия школы и вуза нужно обязательно, тут я полностью согласна.
Сейчас преподаватели вуза никак не могут влиять (в хорошем смысле слова) на процесс поступления, не могут отобрать лучших абитуриентов. Вроде и ставится задача повышения качества высшего образования, но как это сделать, когда мы принимаем "кота в мешке"? Были же случаи, когда абитуриенты из отдаленных регионов, плохо говорящие по-русски, получали по сто баллов по итогам ЕГЭ, а действительно одаренные ребята не могли поступить в вуз!
Очень важно, чтобы была связка между вузом и последующим местом трудоустройства выпускника, и был заказ на определенные специальности, тогда у нас не будет перебора юристов, экономистов и менеджеров. Нужен социальный заказ, чтобы люди проходили практику в организациях, а потом шли туда же работать. А нынешние предложения – огульно сокращать вузы, сливать кафедры – это тоже неразумные шаги.
Я за то, чтобы сократить количество вузов и мест в них: стране не нужно такое количество специалистов. У меня есть студенты, которые получают третий диплом в свои 25 лет, идет просто тиражирование высшего образования. Молодые люди идут за очередным дипломом вместо того, чтобы работать на кафедре и писать диссертации. Но чтобы выучить английский язык, не обязательно идти на факультет иностранного языка, можно и курсы окончить.
Я понимаю, ЕГЭ уже не отменят, хотя есть энтузиасты, которые продолжают бороться за отмену. И я стараюсь находить какие-то плюсы в этой системе. Хотелось бы верить, что методисты в школах не коррумпированы. Однако я знаю примеры, когда в отдаленных регионах безо всякой подготовки можно сдать экзамен за 30-40 тысяч рублей: этим занимаются и школьные учителя, и преподаватели вузов. И раздутый штат всяких контролеров и надсмотрщиков бесполезен, находятся лазейки – система несовершенна.
Ирина Дергачева доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета
Совершенно верно: дипломы обесцениваются, а рабочие места пустуют. Мне кажется, надо подтягивать статус рабочего – подтягивать ПТУ. В этом плане очень хорош опыт Италии, где молодые люди, которые заканчивают колледжи, уже могут работать по специальности, и им такого диплома хватает для достойной жизни. Получается, если поднимется статус рабочего, то люди меньше будут рваться в вузы, особенно те, которые не заслуживают своего звания. Известно, что во многом выпускники идут в вуз из-за определенного статуса.
А ЕГЭ – это просто бессистемный тестовый подход, когда можно просто угадать правильный ответ. Более того, бывают случаи, когда проверяющие сами искренне не знают правильных ответов и занижают оценку работы. Я сама со своим ребенком подавала апелляцию, поскольку учитель ошибся. Что же тогда говорить о подготовке учеников?
Что касается коррупции, она будет везде, какой бы ни была система сдачи-приема экзаменов, пока не поднимется уровень нравственности учителей. Но если говорить о возвращении вступительных экзаменов, хотя бы сочинения, то школьники начнут, как минимум, читать нашу классику, и есть надежда, что духовные основы, которые мы черпаем как раз из классики, вернутся на место. Ведь проблема стоит гораздо шире: теряя литературу, русский язык, часы преподавания которого постоянно уменьшаются, переводя все в плоскость тестирования, без анализа произведений, мы теряем духовно-нравственные основы, а это невосполнимая потеря для государства, что гораздо страшнее.
Источник: Regions.ru